Опции темы Оценить тему
Старый 15.02.2009, 20:51
  #1   
Японская чайная церемония

Японская чайная церемония


В Японию чай попал в VIII в. Его могли привезти буддийские монахи из Китая, Кореи или Индии, а также японские путешественники, посещавшие Китай. Считается, что первые плантации чая были разбиты монахом Сайсё в Киото, у подножия горы Хэйдзан, в 802 г. Однако только с XII в. употребление чая получает в Японии широкое распространение. Это было связано с деятельностью священника Эйсая (1141-1215). Он привез из Китая чайные кусты и стал выращивать чай при дзэн-буддийском монастыре. Чай подносили Будде. Его пили во время религиозных ритуалов и медитаций. Эйсай в своих сочинениях особо подчеркивал пользу чая для сохранения и укрепления здоровья.
Распространению культуры чая и чаепития способствовал и основатель другого направления дзэн-буддизма в Японии - священник Догэн (1200-1253). В XII-XV вв. с усилением влияния дзэн-буддийских монастырей питье чая становится популярным не только среди монахов, но и среди самураев, горожан, аристократов.
Начиная с XII в. из Китая в Японию проникает способ приготовления размельченного чая. Оттуда же пришел и обычай устраивать своеобразные развлечения в форме чайных турниров. Первоначально такие турниры проводили монахи в монастырях, причем в них участвовали и самураи - приверженцы дзэн-буддизма. Особенно широкое распространение чайные турниры получили в XIV-XV вв.
В ходе чайного турнира гости должны были отобрать "хорошие" и "плохие" сорта. Тот, кто правильно угадывал большее число сортов, отмечался призом.
Среди горожан и крестьян были широко распространены чаепития, называемые "чайными собраниями". В отличие от роскошных чайных турниров аристократов, это были скромные, порой молчаливые встречи. Внутреннюю сосредоточенность и душевное согласие участников таких собраний стремился воплотить в эстетике искусства чая великий мастер, создатель чайной церемонии - Мурата Дзюко (1422-1502).
Мурата обогатил искусство чаепития философией и эстетикой дзэн-буддизма. Он проповедовал, что Истина Будды может открыться, может быть познана даже в жестах, сопровождающих наполнение чайной чаши горячей водой (язык жеста имеет в буддизме, как, впрочем, и во многих других религиях, огромное значение). Он утверждал, что чайная церемония - это не просто употребление определенного напитка, а способ приобщиться к философии искусства питья чая.
При дворе сёгуна Асикаги Мурата стал использовать для чайной церемонии крохотную комнатку Додзинсай. Роскошным пирам чайных турниров он противопоставил естественность и простоту.
Чайная церемония, которую Мурата проводил сам, была попыткой отрешиться от забот и тягот бренного мира, уйти от суровой действительности в обстановку тишины и умиротворенности.
Мурата впервые сформулировал четыре принципа чайной церемонии: гармония ("ва"), почтительность ("кэй"), чистота ("сэй") и тишина, покой ("сэки"). Причем тишина, покой понимались им как просветленное одиночество. Символом принципа "ваби" как стремления к простоте и естественности Мурата Дзюко считал образ одинокой веточки цветущей сливы в заснеженном лесу.
Продолжателем дела Мураты стал мастер Дзёо Такэно (1502-1555). Ему принадлежит заслуга создания чайного домика (тясицу), в котором проводилась сама церемония. Исходя из принципа "ваби", Такэно придал тясицу вид небольшого крестьянского дома с соломенной крышей.
При проведении чайной церемонии Такэно стал широко использовать керамические сосуды, которые изготовляли японские мастера в местностях Бидзэн, Сэто, Сига.
Учеником Дзёо Такэно был выдающийся мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю (1522-1591).
Сэн-но Рикю продолжил традиции своих учителей. Он усовершенствовал чайный домик и разработал принципы создания сада (тянива, родзи) около него. Из многочисленных чайных домов, которые он создал на протяжении своей жизни, до наших дней сохранился только павильон Тайан в храме Мёкиан (в окрестностях Киото). Он разработал этикет для участников церемонии, определил характер бесед, которые должны были создавать настроение отрешенности от повседневности и устремления к познанию Красоты.
В XV-XVI вв. чайная церемония превратилась в своеобразный ритуально-философский мини-спектакль, в котором каждая деталь, предмет, порядок вещей имели свое особое, неповторимое значение.
Конструкция чайного домика и устройство прилегающего к нему сада были связаны с эстетическими категориями "саби" и "ваби", обозначающими гармоническое слияние изысканного и простого, спокойного и печального, скрытой красоты, лаконизма, приглушенности красок.
Через маленький сад, прилегающий к павильону, где проводилась чайная церемония, шла дорожка из камней, в саду возвышались каменные фонари и просто камни, поросшие мхом.
В саду обычно высаживали сосны, кипарисы, бамбук, вечнозеленый кустарник. Все элементы сада чайной церемонии должны были создавать особое настроение сосредоточенности и отрешенности.
Благодаря Рикю принцип "саби" был осмыслен как новый тип Красоты, воплощенный не только в архитектуре чайного домика и устройстве чайного сада, но и в подборе всех предметов: чайницы, котелка для кипячения воды, чашек для чая. В чайной церемонии, по мнению Рикю, все должно было составлять единый художественный ансамбль.
Особое значение придавалось конструкции чайного домика. Это небольшая комната, в которую ведет узкий и низкий вход - около 60 см в длину и ширину. Такое уменьшение входа в чайный домик имеет глубокий философский смысл: каждый, кто хочет приобщиться к высокому искусству чайной церемонии, независимо от ранга и чина, должен, входя, непременно согнуться, потому что здесь все равны. Низкий вход не давал также возможности аристократам из военного сословия войти внутрь вооруженными - длинные мечи приходилось оставлять за порогом. И это было символично: пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская суета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь, где надо сосредоточиться на прекрасном.
В интерьере чайного домика самым важным элементом считалась ниша (токонома). В ней обычно помещали свиток с живописью или с каллиграфической надписью, ставили букет цветов и курильницу с благовониями. Токонома располагалась напротив входа и сразу же привлекала внимание гостей. Свиток для токонома подбирался с особой тщательностью и был непременным атрибутом обсуждения во время церемонии. Важное значение придавалось освещению тясицу. Как правило, в домике было по шесть-восемь оконцев, разных по размеру и форме, дававших оптимальное - не слишком яркое и не слишком тусклое - освещение. В некоторых случаях можно было раздвинуть рамы, и тогда гости получали возможность любоваться частью сада, горой на фоне вечернего неба или Луной в ночь полнолуния. Но чаще всего окна в чайном домике были закрыты.
Со временем ритуал проведения чайной церемонии канонизировался, заданными стали последовательность действий и поведения. Уже войдя в простые деревянные ворота, гости погружались в особый мир, оставляя за спиной все мирское и подчиняясь лишь законам действа. В молчаливой сосредоточенности они проходили по чайному саду. Как это принято во всех японских домах, входя в чайный павильон, гости снимали обувь и оставляли ее у порога. Низко склонившись, они входили внутрь и так же в молчании рассаживались, сосредоточенно любуясь свитком в токонома и утонченной естественностью композиции цветов.
По прошествии некоторого времени, в течение которого гости могли рассмотреть и оценить предметы в токонома, появлялся "хозяин" чайной церемонии (тядзин). Он низко кланялся гостям и садился напротив них около очага, над которым уже висел котелок с водой. Перед "хозяином" лежали все необходимые предметы чайной утвари: шкатулка с зеленым чаем, чашка и деревянная ложка. Каждый из этих предметов, неся важную эстетическую и философскую нагрузку, зачастую являлся настоящим произведением искусства.
"Хозяин" не торопясь насыпал в чашку зеленого чая, затем заливал его кипятком. Потом четкими, сосредоточенными движениями он взбивал эту массу бамбуковым веничком, пока порошок полностью не растворялся и не появлялась светло-зеленая матовая пена. Гости молчаливо наблюдали за происходящим таинством, вслушиваясь в ритмичное постукивание веничка о края чашки. Затем "хозяин" с поклоном передавал чашку главному, самому почетному гостю. Тот медленно, маленькими глотками отпивал чай - зеленую горьковато-терпкую, тающую во рту массу - и, неторопливо обтерев края, возвращал чашку "хозяину". Чашка передавалась из рук в руки, чтобы каждый смог внимательно рассмотреть ее, ощутить руками ее шершавую поверхность, теплоту глины. Гости вступали в беседу. Здесь нельзя было говорить о повседневных делах и проблемах, здесь говорили лишь о красоте свитка в токонома, об изяществе сосновой ветви в букете, о естественной величавости чайной чашки. Чайная церемония и сад учили видеть красоту в обыденном и простом, видеть прекрасное в малом, осознавать высокую ценность всего, что дано в этой жизни.
В наши дни искусством чайной церемонии в основном занимаются женщины. Сейчас чайная церемония нередко проводится не только в чайных павильонах, но и в одной из жилых комнат дома; часто чайной церемонии предшествует угощение. Однако неизменным остается дух чайной церемонии: стремление создать обстановку душевности, отойти от суетных, повседневных забот и дел. По-прежнему чайная церемония - это время для бесед о прекрасном, об искусстве, литературе, живописи, о чайной чашке и свитке в токонома.
В Японии существует множество школ чайной церемонии. Одной из самых известных является школа Урасэнкэ в Киото.

Зарегистрируйтесь, чтобы не видеть рекламу
Реклама на форуме
Старый 15.02.2009, 21:48
  #2   
Честно говоря немного с опаской заходил в эту тему, ожидая увидеть нас всех с легкой подачи Мартинки - сидящими в кимоно и пьющими чай по японской церемонии с Реалаксовскими добавлениями.....

добавлено через 58 секунд
А ваще то японцы, и ваще - восточники, очень много внимания уделяют мелочам. За что их и уважаю.
Старый 15.02.2009, 23:17
  #3   
Шрайк, ну спс те, пушистенький... Это типа я ток ха-ха ловлю что ли?
Я вполне серьёзный человек, местами даже мрачный. Вот сейчас я мысленно прикидываю, каким бы тяжёлым предметом метнуть в одного не в меру остроумного кота (не доживёт он до марта, ой не доживёт...)))))

А вообще-то, японская культура мне кажется очень интересной. Во многих аспектах.

добавлено через 41 секунду
Реалаксовцы в кимоно пьют чай, говоришь... хм...
Старый 15.02.2009, 23:20
  #4   
Цитата:
Сообщение от MapTuHka Посмотреть сообщение
Я вполне серьёзный человек
никто даже не усомнился, поверь мне.

Цитата:
Сообщение от MapTuHka Посмотреть сообщение
местами даже мрачный
какими именно местами?

Цитата:
Сообщение от MapTuHka Посмотреть сообщение
не доживёт он до марта, ой не доживёт...)))))
блин, сколько раз сама пыталась...мой те совет - не трать нервы и время

Цитата:
Сообщение от MapTuHka Посмотреть сообщение
японская культура мне кажется очень интересной
очень люблю петь японские песни из аниме(когда они написаны транститом, там все вполне ясно
Старый 15.02.2009, 23:24
  #5   
Цитата:
Сообщение от MapTuHka Посмотреть сообщение
Реалаксовцы в кимоно пьют чай, говоришь... хм...
Походу зря я мяукнул... )))))
*с ностальгической и грустной ноткой*
- А ведь март был так близок...
Цитата:
А вообще-то, японская культура мне кажется очень интересной. Во многих аспектах.
В основном своей необычностью. И в то же время удивительной поэзией и живописью.

добавлено через 1 минуту
Цитата:
Сообщение от Сава Посмотреть сообщение
какими именно местами?
Вот тож порывался поинтересовацо про эти места, да нежданная и сапсем уж непривычная стеснительность вмешалась нагло...
)))))
Старый 15.02.2009, 23:30
  #6   
Цитата:
Сообщение от Сава Посмотреть сообщение
какими именно местами?

блин, сколько раз сама пыталась...мой те совет - не трать нервы и время

очень люблю петь японские песни из аниме(когда они написаны транститом, там все вполне ясно
1. хи, прямо тут сказать?))))

2. ну, видишь ли, когда трудно, это меня ток раззадоривает)))
Я вообще-то второй раз на форуме зарегилась по причине. что в Буримэ у Мари оказалась совершенно невообразимая рифма... Как-то зацепило)))
(неисповедимы пути господни)))

Короче, готовься, Кот!!! Пойдём к ветеринару...

3. К сожалению, анимэ - это как раз то, с чем я практически незнакома.

Меня интересует культура быта, японские гравюры (одно время очень занималась изучением этого вида искусства, традиции стихосложения (хокку обожаю), политическое устройство общества (империя ведь до сих пор, плюс самурайчеги - это нечто))))

добавлено через 1 минуту
Шрайк, хы МЕСТА НАДО ЗНАТЬ!!! (не помню откуда))))

Последний раз редактировалось MapTuHka; 15.02.2009 в 23:37..
Старый 15.02.2009, 23:32
  #7   
Цитата:
Сообщение от MapTuHka Посмотреть сообщение
Короче, готовься, Кот!!! Пойдём к ветеринару...
Ни-ни-ни!!! Я ж тада буду толстым и лениво-пофигистичным... Вам же скучно самим будет

А уж кухня чего стоит... Да и система построек домов.
Старый 15.02.2009, 23:34
  #8   
Цитата:
Сообщение от MapTuHka Посмотреть сообщение
Короче, готовься, Кот!!! Пойдём к ветеринару...
Я хочу это видеть!!!!!!!!!

добавлено через 1 минуту
Цитата:
Сообщение от Шрайк Посмотреть сообщение
Я ж тада буду толстым и лениво-пофигистичным... Вам же скучно самим будет
Нифига. Мы наконец-то сможем мучить тя в свое удовольствие!
Старый 16.02.2009, 00:12
  #9   
А мне бы хотелось поучаствовать в чайной церемонии...
Хотя это и длительный процесс.
Старый 16.02.2009, 00:14
  #10   
ой я люблю чай с бутербродами за компом без лишних введений и церемоний ы
Старый 16.02.2009, 00:19
  #11   
bkd, а кто меня сегодня в гости звал? (мрачно)
И чаю не нальёшь что ли? А если нальёшь, то будешь у компа пить? А я так, как придёцца?
Старый 16.02.2009, 00:21
  #12   
-Мама! Здравствуйте! Надолго к нам?
-Пока не надоем зятек
-Ну чтож вы, даже чаю не попьете?...(с)анек

Кстати, а чайная церемония должна неукоснительно соблюдаться? Ну, то есь кимоно, антураж...Правда не знаю..
Старый 16.02.2009, 00:22
  #13   
MapTuHka, для тебя будет и церемония и всё что хочешь со всей широтой графской души ))
Старый 16.02.2009, 00:23
  #14   
bkd, огоооо))) И кимоно наденешь?)))
Старый 16.02.2009, 00:27
  #15   
Цитата:
Сообщение от bkd Посмотреть сообщение
ой я люблю чай с бутербродами за компом без лишних введений и церемоний ы
+1
церемония оно конечно красиво , а чаю хочется сразу , много , с булочками и под форумный флуд
Старый 16.02.2009, 00:27
  #16   
ога и спляшу ещё )
Старый 16.02.2009, 00:31
  #17   
bkd, я должен это видеть! (с)
Мож устроите нам мастер-класс на пару с Тру. Видео?
Старый 16.02.2009, 00:33
  #18   
Сава, о да!!! Мне бы тоже очень хотелось посмотреть))))
Старый 16.02.2009, 00:34
  #19   
Старый 16.02.2009, 00:35
  #20   
Цитата:
Сообщение от bkd Посмотреть сообщение
ога и спляшу ещё )
по-японски?
сорри, не удержалась
Предметы и подарки Значок Уточка - Snegurochka

Метки
церемония, чайная, Японская


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

vB-коди Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Часовой пояс GMT +4, время: 16:58.


Powered by vBulletin® Version 3.8.9
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Realax Forums 2007-2024