электрогитары и их история происхождения
Fender Electric Instrument Manufacturing Company (известная сейчас как Fender Musical Instruments Corporation) в 1948 году разработала первую коммерческую «испанскую» электрогитару (в противовес «гавайской», или лэп-стил) — Telecaster, простую по конструкции. Ранние ее варианты были представлены под названиями Broadcaster или Esquire (с одним датчиком). Пока Fender Telecaster и его модификации пользовались успехом, многие гитаристы того времени использовали «Bigsby» — подпружиненное тремоло-устройство, которое использовалось музыкантами для сдвига нот вверх и вниз.
«Синхронизированное тремоло» Fender Stratocaster.
Вместо того, чтобы добавить «Bigsby», Лео Фендер решил произвести новую, более дорогую линейку гитар из ясеня и ольхи с его вибрато собственной конструкции, которое он неправильно называл «synchronized tremolo» («синхронизированным тремоло»).
Запатентованная форма головки грифа «C-neck»[1].
На его решение также повлияли гитаристы Рекс Гэлион (Rex Gallion) и Билл Карсон (Bill Carson), которые попросили сгладить острые грани Fender Telecaster; форма нового ясеневого корпуса была основана на форме Fender Precision Bass — модели 1951 года.
Название «Stratocaster» должно было вызывать ассоциации с новыми технологиями (такими как Boeing B-52 Stratofortress)
, и выражать современную дизайнерскую философию Fender. При проектировании корпуса важные области гитары — задняя часть и место отдыха руки — были скошены для лучшего прилегания к груди и рукам музыканта. Также имеются два выреза для облегчения доступа к верхним ладам. Новый «Custom Contour Body» и «Synchronized Tremolo»-бридж сделали дизайн Fender Stratocaster революционным. Гитара также имела более сложную электронику, чем Fender Telecaster: три сингловых звукоснимателя с AlNiCo-магнитами (сплав алюминия, никеля и кобальта); трехпозиционный переключатель (с 1977 года — пятипозиционный); регулятор громкости и два регулятора тембра. Схема с тремя сингловыми датчиками была новшеством, уже использованным Gibson в их модели ES-5, выпускавшейся с 1949 года, однако датчики Fender были более компактными.
Линейка продуктов Stratocaster появилась на рынке в начале 1954 года по цене 249,5 $ (около 1850 $ по курсу 2007 года[2]). Стандартная модель имела следующие особенности:
цельный кленовый гриф с 21 ладом;
«маленькая» голова грифа;
старый стиль логотипа Fender (т. н. «макароны»);
никелированные колки Kluson;
крепление грифа на четырех винтах;
гайка анкера со стороны последнего лада или в голове грифа;
тремоло из двух частей с отдельным килем;
никелированные стальные седла с штампом Fender;
однослойная белая накладка на восьми винтах;
три сингла с профилированными сердечниками;
ясеневый (после 1956 года — ольховый) корпус;
эргономичный дизайн;
покрытие нитроцеллюлозным лаком.
Другие производители быстро начали имитировать эти новшества.
Ранний вариант Stratocaster был ключевым компонентом стиля Бадди Холли, наряду с его очками в чёрной оправе. Он был одним из первых музыкантов, популяризовавших Stratocaster в рок-музыке[3]. И на его могильном камне, и на его статуе на Аллее Славы в Техасе присутствует Stratocaster.
Звучание и удобство игры
В большой мере популярность Fender Stratocaster объясняется его универсальностью. Бриджевый, средний и нековый («ритм», «нормальный тембр» и «соло») датчики обеспечивали широкий диапазон звучаний. Стандартные датчики выдавали высокий звук, богатый на гармоники.
Конструкция механизма «Fender synchronized tremolo», реализованная в Fender Stratocaster, стала одной из самых копируемых, превосходя все последующие, включая более позднюю конструкцию — «Floating bridge», разработанную также Лео Фендером.
Fender Telecaster также остался в производстве. И Stratocaster, и Telecaster процветали в виде двух разных семейств гитар, включавших много их вариантов.
Дизайн и известные изменения
Stratocaster крупным планом.
Эрик Клэптон со своим именным стратокастером (2005).
В 1959 году был прекращён выпуск грифа из цельного куска клена (хотя кленовый гриф с кленовой накладкой предлагался в виде опции в 1967 году). Также существовал вариант накладки из красного дерева на кленовом грифе. В 1969 году, после десятилетнего отсутствия, кленовый гриф состоящий из цельного куска древесины снова стал доступен как опция. Главной причиной перехода на красное дерево был увеличившийся спрос на гитары (красное дерево менее трудоёмко в обработке).
Чёрное дерево было выбрано материалом для накладки с запуском серии Ultra в 1989 году. Модели гитары с такими грифами включают American Deluxe FMT/QMT Stratocaster и Telecaster, запущенные в 2004 году, с изменёнными корпусами из ольхи и яркой панелью из клена, HSS- (Stratocaster) и HH-датчиками (Telecaster) с переключателем S-1.
Многие музыканты обнаружили, что переключатель датчиков можно также устанавливать в промежуточные положения (часто используя подручные предметы типа спичек) и получать интересные варианты звучания, поэтому с 1977 года Fender Stratocaster выпускается с пятипозиционным переключателем.
В 1970—1980-е годы некоторые гитаристы начали устанавливать на Stratocaster хамбакеры, чаще всего в бриджевое положение. Это предпринималось для получения более сочного и плотного звука, особенно в таких стилях как хард-рок и хеви-метал. Известными ранними примерами этого были Аллан Холдсворт и гитарист Iron Maiden Дейв Мюррей, а также самодельная гитара Эдди Ван Халена — Frankenstrat, которая была по существу одно-хамбакерным Stratocaster. Популярность этой модификации росла, и в итоге Fender начал производить модели с возможностью установки бриджевого хамбакера. Эта модификация получила прозвище «Fat Strat» из-за густого «жирного» звучания.
Музыканты почувствовали потерю изначально высокого качества гитар Fender после того, как компания была куплена CBS в 1965 году. В результате Stratocaster вышел из моды. Однако Джими Хендрикс и другие музыканты, ощущавшие влияние блюза, в конце 1960-х перешли на Stratocaster, увеличив тем самым популярность гитары. Использование Джорджем Харрисоном Stratocaster на живом выступлении 1971 года «The Concert For Bangla Desh» и отчасти также Эриком Клэптоном предопределило дальнейший рост популярности гитары среди рок-музыкантов. Кроме того, Stratocaster, выпускавшие в период до покупки производителя компанией CBS, чрезвычайно популярны и дороги из-за огромного различия качества даже с современными моделями. В настоящее время некоторые Stratocaster, произведённые в 1954—1958 годы, продаются более чем за 175 000 $.
После пика популярности в 1970-х годов, в начале 1980-х годов начался новый период затишья. В это время CBS-Fender удешевлялись путём удаления некоторых особенностей стандартных Stratocaster, несмотря на возрождение блюза и появления таких музыкантов как Стиви Рэй Вон, Роберт Крэй и Бадди Гай (Buddy Guy).
В Англии гитарист The Shadows Хэнк Марвин, который имел первый Stratocaster, экспортированный в Европу (модель 1958 года Fiesta Red, давшая начало огромному успеху этого цвета в продажах Fender), играл на старых Stratocaster до конца 1980-х, потом сменив их на аналогичную именную модель.
2 поблагодарили Настюшка за хорошее сообщение:
кошмарт (08.06.2014)