Рекомендую к просмотру к/ф "Субстанция" с Деми Мур.
О чём фильм «Субстанция»
Бывшая голливудская звезда Элизабет Спаркл (Деми Мур) долгое время вела фитнес-шоу на тв, пока однажды продюсер программы Харви (Деннис Куэйд) не решает, что она слишком стара для нынешней работы. Ведущую хотят поменять на кого-то моложе и привлекательнее, а Спаркл недвусмысленно указывают на дверь, вручив подарок по случаю «выхода на пенсию». Героиня впадает в крайнюю степень отчаяния, когда на выручку приходит загадочная организация с предложением опробовать препарат «Субстанция» — именно он поможет Элизабет «стать лучшей версией себя».
Спаркл, недолго мешкая, решается на эксперимент, что приводит к появлению молодой и привлекательной версии, взявшей себе имя Сью (Маргарет Куолли). Правила сосуществования просты: одну неделю должна действовать и существовать Сью, другую — Элизабет. Пока одна живёт, вторая дожидается своей очереди, получая специальное питание, что предоставляет всё та же неназванная организация. Нарушение правил ведёт к непоправимым последствиям, но кого это волнует, если Сью втягивается в молодую и беспечную жизнь очень быстро, получая всё то, о чём грезит «угасающая» Элизабет: славу, обожание и востребованность? Вскоре «улучшенной» версии перестаёт хватать отведённых семи дней, что неизбежно приводит к проблемам.
Кадр фильма «Субстанция» // Working Title Films
Это… красиво и пугающе
«Субстанция» поразительно красивый и в то же время омерзительный фильм. Жанр боди-хоррора подразумевает под собой внешние ужасающие метаморфозы, через которые приходится пройти как Элизабет, так и Сью, поэтому их преображение едва ли способно оставить кого-то равнодушным. Разрывающаяся плоть вдоль позвоночника, омертвевшая кожа, выпадающие зубы — предвестники полного физического разложения — всё это красноречиво демонстрирует «Субстанция», испытывая своих зрителей на прочность (многих увиденное откровенно шокирует). Подобный пугающе-отталкивающий эффект работает куда лучше на фоне манящего очарования Сью и яркой элегантности Элизабет. Нужно отметить, что ближе к финалу фильм «ломается», неожиданно превращая хоррор в чёрную комедию, от которой некомфортно и весело одновременно. Такая смена жанров становится неожиданностью, но она всё ещё идеально вписывается в стиль фильма.
Абсолютно все визуальные детали фильма работают на полную и буквально впечатываются в сознание зрителя: начиная от красочных элементов гардероба героинь и броских дизайнерских решений в офисе телеканала, заканчивая лаконичной подачей препарата «Субстанция» и стерильно минималистичной ванной комнатой Спаркл. В последней локации происходит то самое появление улучшенной версии, и очень кстати помещение похоже то ли на странную хирургическую, то ли на морг. И в этом есть смысл — ведь пока наслаждается жизнью одна, на голом кафельном полу без сознания ждёт своего времени другая. Особо внимательные ценители кино заметят кучу отсылок к другим известным фильмам, которые также работают на руку «Субстанции», усиливая чувство дискомфорта. К самому яркому и наглядному примеру можно отнести отсылку к «Сиянию» Стэнли Кубрика — да-да, речь о том самом кроваво-красном коридоре в телестудии Сью/Элизабет.
Кадр фильма «Субстанция» // Working Title Films
Это… звучно и преувеличено
Саундтрек «Субстанции» заслуживает отдельного упоминания, поскольку оригинальные треки, написанные композитором Рафферти, заползают под кожу и постепенно утягивают зрителя на болотистое дно вполне читаемой истории Элизабет. Композиции не дают расслабиться, бьют по сознанию отчётливым ритмом, разбавляя картину динамикой даже в тех моментах, где действие не предусматривается. Особенно выигрышно музыка срабатывает в зале кинотеатра, поэтому по возможности «Субстанцию» нужно смотреть с объёмным звуком и на большом экране.
Преимущества большого экрана раскрываются ещё больше благодаря обилию крупных планов в фильме. Здесь схлёстываются сексуальность и привлекательность с отвращением и страхом к неизвестному. Зрителю без лишних пояснений демонстрируют мерзкую натуру продюсера Харви через его поведение в ресторане, но в то же время раскрывают безоговорочную сексуальность Сью во время записи для фитнес-шоу через всевозможные ракурсы того, чем её наградила природа. К тому же, обилие крупных планов отлично передаёт гиперболизированность происходящего, коей насквозь пронизан весь фильм.