Опции темы Оценить тему
Старый 10.11.2010, 23:46
  #1   
Кто кому должен.

Историки подсчитали, сколько нам должны Прибалтика и Средняя Азия, но счет предъявлять не намерены
Юрий Политов

20 октября в Москве, в Академии повышения квалификации работников образования открывается международная научно-практическая конференция "Неконфликтное прочтение совместной истории - основа добрососедства". Как конференция, так и презентуемый на ней доклад Национальной лаборатории внешней политики "Прибалтика и Средняя Азия в составе Российской империи и СССР: мифы современных учебников постсоветских стран и реальность социально-экономических подсчетов" проводятся на президентский грант в рамках поддержки НКО России.

- Выстраивание стабильных добрососедских отношений между государствами, ставшими независимыми, - процесс весьма болезненный, - говорит один из организаторов конференции, генеральный директор Центра общественных технологий Андрей Потеряхин. - Для добрососедства важно непредвзято изучать факты общего исторического прошлого, что и является целью конференции, проводимой для преподавателей истории стран бывшего СССР. Доклад под редакцией профессора, доктора исторических наук, заведующего кафедрой истории МГПУ Александра Данилова подготовили историки из Москвы, Саратова и Таллина.

- В прошлом, 2009 году мы проанализировали школьные учебники по истории из 12 бывших советских республик, - объясняет замысел доклада профессор Данилов. - Они и даже более "взрослые" книги так написаны, что совсем неудивительны мифы об эксплуатации и неравноценном обмене внутри Союза. Мы, кстати, теперь с этим согласны, только вопрос, в чью пользу была неравноценность. Вот это неконфликтно и без крика обсудим с коллегами из соседних стран.

Что же следует из объемного доклада, который уже есть у "Известий"?

Прибалтика как "дотационный регион" СССР

Авторы доклада пишут, что историография балтийских стран создала миф о высокоразвитой рыночной экономике независимых Латвии, Литвы, Эстонии в 1920-1930 годах. Но на деле в период независимости промышленность Латвии и Эстонии деградировала. Уровня промышленного производства 1913 года Эстония и Латвия за весь период их независимого существования так и не достигли. В Латвии, например, машиностроительная продукция составила в 1940 году всего 40% от уровня 1913 года. Оказавшись в отрыве от российского рынка, Эстония, Латвия и Литва развивались как типично аграрные государства. При этом промышленный потенциал, накопленный в дореволюционное время, либо простаивал, либо перенацеливался на обслуживание сельского и лесного хозяйства. Вот и вся "высокоразвитая рыночная экономика".

Далее, авторы доклада цитируют школьные учебники балтийских стран, которые уверяют учеников, будто в СССР народы Балтии подвергались эксплуатации со стороны "тоталитарной империи" посредством вывоза в другие республики продуктов труда. Однако анализ показывает, что от межреспубликанского обмена Прибалтийские республики как раз выигрывали.

Приблизительные размеры перераспределения между республиками можно определить при помощи сопоставления величин произведенного и использованного национального дохода. Если по поводу периода 1945-1970 годов еще можно с натяжкой согласиться, что страны Балтии выходили на "самоокупаемость" (плюсовой баланс был лишь некоторое время и за счет того, что республики первыми в СССР восстановились после войны, получив в 1945-1950 годах сверхсредства, т.е. были в очевидном минусе), то затем все совершенно однозначно. С 1972 года в Литве и Эстонии разность между используемым и произведенным национальным доходом была постоянно в пользу первого и к 1988 году достигла более 10% к произведенному национальному доходу.

Однако действие механизма перераспределения в СССР отнюдь не исчерпывалось прямым перекачиванием ресурсов из одной части страны в другую. В куда более широких масштабах перераспределение осуществлялось в скрытом виде: при помощи системы цен, налогов, отраслевых дотаций и т.п. Государство, определяя хозяйственные приоритеты, тем самым создавало преимущества тем республикам, в которых была велика доля производств, подпадающих под государственную протекцию. Это относится в первую очередь к Прибалтике, где главное место в народном хозяйстве принадлежало машиностроению, легкой и пищевой промышленности. В то же время, как известно, в СССР продукция добывающих отраслей поставлялась по заниженным ценам. Таким образом, произведенный национальный доход прибалтийских республик в значительной мере складывался путем присвоения части национального дохода других республик СССР, прежде всего России и Украины. С учетом данного фактора, по подсчетам латвийского экономиста Малинковского, на которые ссылаются авторы доклада, величина присвоения этой стоимости Латвией в 1987 году составляла 22,8% от величины всего произведенного национального дохода республики. Выводы можно проверить и дополнить с помощью анализа межреспубликанского обмена. Например, в 1972 году Эстония ввезла товаров на 135,2 млн рублей больше, чем вывезла; Литва - на 240 млн; Латвия - на 57,1 млн рублей. С годами разрыв между ввозом и вывозом рос и в 1988 году составил уже 700 млн рублей для Эстонии, 1 млрд 530 млн рублей для Литвы и 695 млн рублей для Латвии.

Беспрецедентный рывок развития Средней Азии

Как считают историки, мир знает крайне мало примеров модернизации исламских стран. Советские республики Средней Азии - один из них, и едва ли не самый успешный. Темпы роста промышленного производства с 1913 по 1986 год по республикам Средней Азии были следующие: в Узбекистане - в 103 раза; в Киргизии - в 480; в Таджикистане - в 195 и в Туркмении - в 94 раза. Темпы роста валовой продукции сельского хозяйства с 1913 по 1986 год составили: в Узбекистане - 8,1 раза; в Киргизии - 8,3; в Таджикистане - 11,8 и в Туркмении - 8 раз.

Для сравнения: рост экономики Японии в период с 1952 по 1973 год (известен как "японское экономическое чудо") составлял в среднем 10% в год. При этом это был самый высокий экономический показатель среди капиталистических стран во время "холодной войны". В Японии с 1953 по 1960 год объем промышленного производства увеличился в 2,6 раза. А затем этот показатель начал постепенно снижаться.

До присоединения Туркестана к Российской империи медицинское обеспечение населения региона отсутствовало. Врачей просто не было - их замещали "народные целители". К этому следует добавить жуткую антисанитарию. Настоящим бичом местного населения в это время были периодические эпидемии инфекционных заболеваний. В начале прошлого века в Бухарском эмирате на 100 тыс. жителей был всего один врач, зато на каждые 50 человек - мулла. При Советской власти удалось не только создать эффективную и общедоступную систему здравоохранения, но и ликвидировать большинство инфекционных заболеваний (например, оспу, малярию и холеру).

До вхождения Туркестана в состав Российской империи там вовсе не существовало светских учебных заведений. В СССР была создана система всеобщего среднего образования, открыты институты и университеты. По уровню высшего и среднего образования республики Средней Азии обгоняли даже европейские страны. Так, в Узбекской ССР в 1981 году на 10 тысяч человек населения приходилось 173 студента, в то время как в Англии - 90, во Франции - 158 студентов, не говоря уже о соседних Иране (46) и Турции (6Cool.

Ключевые показатели здоровья и образования населения, достигнутые в советских республиках Средней Азии 40 лет тому назад, соседними государствами либо достигнуты лишь в настоящее время, либо не достигнуты до сих пор.

В СССР республики Средней Азии, внося свой вклад в общесоюзную экономику, были дотационным регионом, так как ввоз на их территорию продуктов питания, товаров народного потребления, сырья, продукции тяжелой и легкой промышленности значительно превышал вывоз. Например, в 1989 году это превышение составляло для Киргизии 810 млн рублей, для Таджикистана - 1,07 млрд, для Туркмении - 320 млн, для Узбекистана - 3,51 млрд рублей.

Это означало, что среднеазиатские республики продавали значительно меньше товаров, чем приобретали. Последствия отрицательного торгового сальдо компенсировала Москва.

Чего это стоило РСФСР

Если холодно и внимательно подойти к фактам, пишут авторы доклада, то все это было хорошо известно в СССР. Ежегодно депутаты Совета Национальностей и Совета Союза принимали законы о государственном бюджете, узаконивающие еще один вид дотаций: различные отчисления от общесоюзных налогов и доходов в бюджеты союзных республик. Так, если Российская Федерация могла оставить себе в среднем в 70-х и 80-х годах не более 40% собранного на ее территории налога с оборота, а Украина чуть больше, то Прибалтийские республики 45-50%, а республики Средней Азии - почти 100%. Темпы капитальных вложений в экономику союзных республик в 2-4 раза превышали аналогичные показатели для России.

Руководство СССР сознательно шло на жертвы со стороны центральных районов страны, и прежде всего России, во имя преодоления отсталости национальных окраин. В Политбюро даже возникали споры по этому поводу. Ведь из-за перекачки ресурсов в национальные окраины страдало социальное развитие русского села. Председатель Совета Министров РСФСР в 1971-1983 годах М.С. Соломенцев в начале 1970-х годов в поездке по Брянской области видел целую деревню, с Великой Отечественной войны (свыше 25 лет) живущую в землянках. М.С. Соломенцев вспоминал: "Когда...Брежнев рекомендовал меня на должность... я поставил лишь одно условие: перестать затюкивать Россию. Леонид Ильич, помнится, не понял меня, спросил: "Что значит затюкивать?" Я объяснил: отраслевые отделы ЦК и союзное правительство напрямую командуют российскими регионами и конкретными предприятиями, руководствуясь больше интересами союзных республик, чем самой России, Госплан также ставит во главу угла интересы союзных республик, оставляя России лишь крохи с общесоюзного стола".

В целом теперь понятно, что претензии некоторых радикальных политиков бывших республик "расплатиться за СССР" крайне далеки от реальности. Реальность же авторы доклада, кажется, описали довольно верно: "При всей нелогичности политической системы и межнациональных отношений в СССР именно эта антиколониальная нелогичность сделала возможным мощное развитие национальных окраин Советского Союза".
Зарегистрируйтесь, чтобы не видеть рекламу
Реклама на форуме
Старый 17.08.2011, 09:40
  #2   
это все дела давно минувших лет... Уже все и забыли про то что должны были их деды, будучи политиками...
Старый 17.08.2011, 14:26
  #3   
да и так по топику было понятно...это никому уже не нужно)))))))))))))))))
Старый 19.08.2011, 12:26
  #4   
дети россии читают эти учебники и даже не догадываются, что дети прибалтики читают обратное
Старый 20.08.2011, 17:50
  #5   
Правильно, потомучто каждый тянет на себя "одеяло".....
Старый 20.08.2011, 18:18
  #6   
школьный предмет история - первая падшая женщина , которую встречают наши дети
Старый 22.08.2011, 14:08
  #7   
ага, при чем это не от школы зависит, а от того, что учебники по 100 раз переписывались в течении истории нашего гос-ва, и до сих пор не знаешь, где правда
Старый 22.08.2011, 15:42
  #8   
Цитата:
Сообщение от natashakupalova Посмотреть сообщение
что учебники по 100 раз переписывались
ну надо же деньги им тоже зарабатывать...
Старый 24.08.2011, 11:15
  #9   
я не про деньги, там смысл в том что и во времена Петра 1, Грозного, и во времена Сталина переписывалась история России. Не думаю, что они думали о заработке, там идеологические противоречия
Старый 24.08.2011, 11:38
  #10   
так в том и дело...вот заплатили и сказали так написать...они написали...
а вот кто допускает такие учебники в руки детям...???
Извените, но скандальный Фурсенко...тоже сидит на месте...нужен кому-то явно...
точно так и все остальное...
Старый 09.03.2017, 20:08
  #11   
упс какая есть тема !
и не развили как следует )
Предметы и подарки Вдохновение
Получен подарок 12.12.2021, 01:52 от Айникки
Сообщение: ))) - АйниккиМилота
Получен подарок 26.07.2021, 00:46 от Айникки - АйниккиКарамель
Получен подарок 03.05.2021, 00:34 от Шиххиртх
Сообщение: Держи конфетку :) - Шиххиртх
Старый 09.03.2017, 20:45
  #12   
Цитата:
Сообщение от Mantis religiosa Посмотреть сообщение
Историки подсчитали, сколько нам должны Прибалтика и Средняя Азия
Кому это нам, России? Если даже допустить, что Россия, как правоприемник СССР имеет на это право, то Прибалтика уж точно ничего нам не должна, поскольку она была попросту оккупирована Советским Союзом, а снабжение населения оккупированных территорий целиком ложится на оккупанта.
Старый 09.03.2017, 21:07
  #13   
Цитата:
Сообщение от Карамель Посмотреть сообщение
упс какая есть тема !
и не развили как следует )
Я тут как раз писал об этих долговых взаимоотношениях: https://realax.ru/showpost.php?p=1680412&postcount=51
Ну что, Экзюпери был популярен на просторах СССР, и его крылатую фразу: "Мы в ответе за тех, кого приручили", запомнили и взяли на вооружение многие.
Россия согласилась раздать за всех внешние долги, а за это, братья меньшие согласились отказаться от алиментов, уходя из семьи в свободное плавание.
На деле же, если мы кому-то что-то и были должны, то давно за всё расплатились. Вдвойне. А то и втройне.
Но братья меньшие, как только припрёт, бегут к мамке, и, нет, не просят, требуют титьку. И мамка титьку даёт...
На днях, или даже сегодня, Лукашенко вот заявил, что типа Медведев давит на независимую Беларусь. Забыв совсем о том, что продолжает жить за счёт РФ все 26 лет с момента распада Союза. Причём не гнушаясь ничем. От просьб коленопреклонённых, до ничем не прикрытого шантажа. Даже не взирая на пример Украины, которая, впрочем, даже сейчас продолжает к сиське-то потихоньку пристраиваться, в перерывах с охаиванием России и войной со своими "сепаратистами", и с "регулярной армией" самой кормилицы...
Такая вот чисто семейная драма в геополитически масштабном развороте.
Старый 09.03.2017, 21:49
  #14   
@Кот, сколько долгов было у СССР на момент распада и сколько были должны самому СССР?
России ведь по наследству перешли не только пассивы, но и так скажем, активы СССР.
Старый 09.03.2017, 22:03
  #15   
Цитата:
Сообщение от bate Посмотреть сообщение
Кому это нам, России? Если даже допустить, что Россия, как правоприемник СССР имеет на это право, то Прибалтика уж точно ничего нам не должна, поскольку она была попросту оккупирована Советским Союзом, а снабжение населения оккупированных территорий целиком ложится на оккупанта.
Советики никогда не признают окупации.
Практически невозможно сравнить материальные и духовные ценности, потому о каких либо долгах не может быть и речи.
Старый 09.03.2017, 22:32
  #16   
Цитата:
Сообщение от Sigita Посмотреть сообщение
Советики никогда не признают окупации.
Как же такое признаешь, тогда ведь придётся признать, что с Гитлером у нас был сговор.
Хотя какие-то робкие попытки в 90-х, назвать вещи своими именами, были.
Старый 09.03.2017, 23:09
  #17   
Цитата:
Сообщение от bate Посмотреть сообщение
придётся признать, что с Гитлером у нас был сговор.
...и назывался он "Акт відновлення Української Держави" от 30 июня 1941 года:
Цитата:
3. Создающееся Украинское Государство будет тесно взаимодействовать с Национал-Социалистической Велико-Германией, которая под руководством своего Вождя Адольфа ГИТЛЕРА создает новый порядок в Европе и в мире
Старый 09.03.2017, 23:10
  #18   
Старый 09.03.2017, 23:23
  #19   
Старый 09.03.2017, 23:36
  #20   
Цитата:
Сообщение от bate Посмотреть сообщение
У нас, это у СССР.
Если верить историку Старикову, который свои утверждения обосновывает известными историческими источниками, то Гитлера и "наших" большевиков финансировала та же Великобритания. А кто платит деньги, тот и музыку заказывает...
Только тема ведь не о том)


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

vB-коди Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Часовой пояс GMT +4, время: 12:12.


Powered by vBulletin® Version 3.8.9
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Realax Forums 2007-2024