Культура, наука и быт России в XVII в.
В английском языке есть слово "western" - "западный". От этого слова произошёл термин "вестернизация", которым историки пользуются говоря о государствах, испытывающих глубокое и всестороннее влияние европейских порядков. В России бурная вестернизация началась в конце XVII - начале XVIII вв. при Петре I.
Многие новшества, которые обычно принято относить ко времени Петровских преобразований, появились гораздо раньше - в XVII, а то и XVI вв. В 1630-1670 гг. заметно усилились связи с зарубежными странами, прежде всего - западно-европейскими. В Россию проникают европейские культурные традиции ("Ох, ох, Русь, что-то захотелось тебе немецких поступков и обычаев", - ещё в 70-х гг. XVII в. сетовал протопоп Аввакум). Даже знаменитое бритьё бород уходит корнями в эпоху Московского государства. Так, в середине XVII в. среди высших слоёв русского общества распространилось брадобритие по польскому образцу, с которым отчаянно, но безуспешно боролись "ревнители православного благочестия". Новые веяния появились в искусстве. Патриарху Никону пришлось организовать целую кампанию по уничтожению икон, писанных "по фряжскому" (т.е. иностранному, реалистическому) образцу.
К XVII в. относится и открытие первого высшего учебного заведения (Славяно-греко-латинской академии, 1687 г.), а также первого театра (придворного театра царя Алексея Михайловича под руководством немецкого пастора И.-Г. Грегори, 1672 г.). Можно согласиться с мнением историка В.Я. Уланова: "Новым в постановке культурного вопроса при Петре Великом было то, что теперь культура была признана созидательной силой не только в области специальной техники, но и в её широких культурно-бытовых проявлениях, и не только в приложении к избранному обществу... но и по отношению к широким массам народа".
Города
Историки подсчитали, что в первой половине XVI в. в Московском государстве существовало около 160 городов. Во второй половине столетия появилось 70 новых городов, в том числе 15 - в Сибири. В результате длительной Ливонской войны, опричнины Ивана Грозного, бедствий Смутного времени развитие городов в конце XVI - первой четверти XVII вв. замедлилось, но затем вновь начались подъём городов и увеличение городского населения. В 1650 г. в России насчитывалось уже 250 городов.
На территории одного из крупнейших государств мира XVI-XVII вв. города были расположены крайне неравномерно. Наиболее густая сеть городов покрывала европейскую, самую освоенную часть страны. Иначе обстояло дело на окраинах. Например, в Сибири на огромной территории площадью 10 млн. км2 находилось всего 20 городских уездных центров.
Иностранцев поражал размах крупнейших русских городов XVI-XVII вв. - Москвы, Новгорода, Пскова. Действительно, они иногда превосходили большие европейские города того времени. Огромным городом была стотысячная столица Московского государства. Второе место делили между собой Новгород, Псков, Казань и Нижний Новгород с 25-30-тысячным населением. Однако столь крупных городских центров было совсем немного - считанные единицы. Средний же русский город XVI-XVII вв. насчитывал всего 3-5 тысяч жителей. Были и совсем крошечные городишки. В далёком северном Пустозёрске, судя по известию современника-англичанина, имелось 80 или 100 домов. Город Кола, находившийся на заснеженном Мурмане (Кольский полуостров), состоял из одной улицы, застроенной низкими деревянными домиками.
На протяжении XVI-XVII вв., несмотря на частые военные потрясения, посадское (торгово-ремесленное) население медленно, но неуклонно росло, знаменуя подъём городской жизни. В середине XVII в., по подсчётам историков, во всей России насчитывалось 41662 посадских двора.
По сравнению с предшествовавшей эпохой население городов стало более пёстрым и разнообразным по составу. В центре страны преобладали города, где наряду с посадским населением ("торговым людьми" и ремесленниками) селились также дворяне и бояре со своими дворовыми людьми, а монастыри имели собственные "резиденции" - подворья. На севере часто встречались города-посады, где крепостные сооружения отсутствовали, - в эти места со времён Смуты никто не вторгался с оружием в руках. В них не было дворов "государевых служилых людей" - дворян, стрельцов, пушкарей, зато монастырям и церквам принадлежали обширные владения. На северо-западе, рядом с такими старыми торгово-ремесленными городами, как Псков и Новгород, располагались пограничные крепости, где не было посадского населения.
В XVII в. основную часть населения города - примерно 2/3 жителей - составляли служилые люди "по прибору": стрельцы, казаки, затинщики, пушкари. Были среди них и служилые иноземцы, селившиеся в особых слободах. И лишь 20-25% горожан занимались ремеслом и торговлей. Привилегированную прослойку составляли богатейшие купцы, объединённые в три корпорации, которые назывались "гости", "гостиная сотня" и "суконная сотня". "Чёрные" же люди, несущие государево "тягло" (налоги и повинности), делились на "сильных" (зажиточных), "средних, которые статочны и прожитком добры", и низшую прослойку - малоимущих (бобылей, подсуседников, захребетников и др.). Население крупных и средних городов жило в сотнях и слободах - административно-территориальных единицах, часто объединявших ремесленников одной специальности, например Кузнецкая, Гончарная или Кожевенная слободы.
Праздники в столице
Нередко в ткань повседневной жизни Москвы вплетались яркие нити праздников. Торжественный царский выезд, шествие иностранного посольства, возвращение войск из удачного похода привлекали тысячи праздных зрителей. С особенным размахом отмечались церковные праздники - Рождество, Пасха, Богоявление, Преображение, Успение. В такие дни неумолчно гудели колокола сотен московских церквей. Сопровождаемые хорами, двигались кресные ходы. Нарядно одетые горожане шли на церковные службы. В богатых домах устраивались шумные пиры. Щедрую милостыню получали многочисленные московские нищие. На Святки проходили яркие карнавалы с ряжеными, показывали своё искусство преследуемые властями скоморохи, вызывали взрывы хохота своими проделками куклы-петрушки.
Кроме общегородских праздников отмечались престольные праздники отдельных церквей. Эти праздники приходились на те дни, когда по церковному календарю отмечалась память святого, которому была посвящена церковь. Церквей в Москве было так много, что почти ежедневно в какой-нибудь из них бывал "престол" (престольный праздник), благодаря чему появилась пословица: "В Москве каждый день - праздник!".
Первые греко-латинские школы в Москве
В XVII в. российское правительство начало проявлять заботу о просвещении подданых. На протяжении 30-70-ых гг. в столице несколько раз основывались небольшие школы, в которых преподавались иностранные языки, прежде всего греческий и латынь, реже - польский. При центральных государственных учреждениях - приказах - были также организованы училища профессионального типа. Талантливые русские дети обучались вместе с детьми московских иностранцев в школе Немецкой слободы.
В 1681 г. впервые удалось создать крупную регулярную школу. её возглавил иеромонах Тимофей, просвещённый человек, в прошлом московский разведчик в Османской империи. Ему было дано звание ректора. В этой школе обучали грамоте, греческому языку, риторике, географии и, возможно, истории. Училище располагалось на Московском печатном дворе, и по этой причине его называют ещё "Типографским". Оно просуществовало до зимы 1687-1688 гг., и в последние годы в нём обучалось немногим менее трёхсот человек.
На основе школы иеромонаха Тимофея в 1687 г. было создано первое высшее учебное заведение в России - Славяно-греко-латинская академия. Её возглавили учёные греки - братья Иоанникий и Софроний Лихуды. В Академии, располагавшейся в Заиконоспасском монастыре, обучались главным образом духовные лица и их дети. уровень образования, которое давали в этом учебном заведении, был весьма высоким для того времени.
Московский печатный двор
Первые книги были напечатаны в Москве при Иване IV, в 50-ых гг. XVI в. В 1563 г. первопечатник Иван Фёдоров возглавил созданную государством типографию, которая вошла в историю под названием Московского Печатного двора. В 1564 г. Печатный двор выпустил первую книгу, в которой указана точная дата издания, - "Апостол".
На протяжении почти полутора столетий, со времён правления Ивана Грозного до Петровской эпохи, московские печатники выпустили многие сотни изданий. Среди них основную массу составляли церковные книги, но были так же азбуки, пособия по военному искусству и Соборное Уложение - первый русский свод законов, изданный типографским способом.
В годы Смуты Печатный двор выезжал из Москвы, но затем около 1615 г. возобновил свою работу в столице. его здания располагались в Китай-город, в районе современной никольской улицы. В середине XVII в. заезжие иностранцы сравнивали Печатный двор с крупными европейскими предприятиями. Для управления им было организовано особое государственное учреждение - Приказ Книгопечатного дела.
Печатный двор довольно долго был единственной крупной типографией Московского государства, и власти заботились о том, что бы там работали самые образованные, самые просвещённые люди в России. Должность редактора на Печатном дворе (или "справщика", как тогда говорили) считалась весьма почётной.
Медицина
XVII столетие - время становления медицинского образования в России и самой русской медицины как науки: открыта первая школа по подготовке врачей, было написано несколько учебников, активно работал Аптекарский приказ. До сих пор не утихают споры о том, когда было основано это учреждение, но, по всей видимости, его деятельность началась уже в конце XVI в. Приказ руководил закупкой медикаментов, устройством аптекарских огородов (садов), принимал на службу врачей иностранцев.
Докторами и лекарями на протяжении всего XVII века в основном были приглашённые в Россию врачи-иностранцы. Это обстоятельство связано в первую очередь с тем, что московские власти стремились принимать на службу медиков образованных и знаменитых, к которым причислялось подавляющее большинство врачей-иностранцев (хотя среди них нередко попадались шарлатаны, польстившиеся на высокие доходы). В России за свою службу медики получали льготы и солидное жалованье. По прибытии в Россию каждый иностранный врач представал перед боярином Аптекарского приказа и сдавал экзамен, подтверждавший его компетентность как "учёного человека". Некоторые из них удостаивались аудиенции у царя.
Что касается лечения царских особ в XVII в., то оно стало более квалифицированным. описания многих историй болезней дошли до нашего времени и сохранились в архивных документах. Благодаря этому можно познакомиться с ходом лечения царей Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича. Так, в 1643 г. Михаил Фёдорович романов заболел "рожею" (одна из заразных болезней), от которой его лечили три врача - Граман, Белау и Крамер. Недуг был побеждён после кровопускания и рыбной диеты.
Во время болезни членов царской семьи и при родах цариц комнаты убирались с особой роскошью. До середины XVII в. женская половина дворца была вне ведения врачей-иностранцев. Лишь в самых тяжёлых случаях туда призывались доктора, которые, однако, не видели саму больную, а слушали и расспрашивали "мамок" (т.е. нянек, кормилец) и боярынь и давали советы бабам-лекаркам. Указ 1676 г. законодательно закрепил положение, по которому доктора получили доступ в покои цариц.
Первые больницы появились на Руси, по сведениям летописей, уже в XII в. До конца XVII в. больницы находились на церковном попечении. Примером тому служит деятельность Троице-Сергиевского монастыря. Во второй половине XVI в. он имел 1132 помещения для ухода за больными в 23 уездах и 470 помещений в городах. Настоящие больничные заведения в России отсутствовали вплоть до 1682 г., когда царь Фёдор Алексеевич повелел соорудить в Москве "по еуропейским обычаям" два госпиталя. Но и после этого продолжали существовать приюты для больных при крупных монастырях
Элементы европейской культуры начинают распространяться в высших слоях московского общества. однако появление иноземного платья, европейская мебель, и посуда, книги и гравюры, украсившие терема, все новшества ,о которых часто писали иностранные путешественники XVII в., мало влияли на традиции русского быта. Некоторые обычаи россиян приводили в замешательство иностранцев, посещавших Москву.
Царь иногда приглашал на свои пиры иноземных гостей, в частности послов. Эти многочасовые обеды поражали их обилием разнообразных блюд. Несколько десятков кушаний, пироги с рыбой и грибами в Великий пост - всё это было непривычным для европейцев. Послать во время пира блюдо с царского стола какому-либо гостю - такой почётный обычай существовал и при других дворах. Дипломатов удивляла иная, чисто русская традиция.
Средь бела дня на двор неожиданно въезжал обоз во главе со специально посланным из дворца боярином. Прибывшие царские слуги накрывали в посольских хоромах стол, пользуясь при этом привезённой с собой посудой и скатертями; затем подавали напитки и еду. Начинался пир. Приехавший боярин представлял персону государя и строго следил за тем, чтобы соблюдался порядок, принятый при царском дворе (очерёдность подачи блюд, произнесения приветствий и т.д.). После пира слуги убирали со стола, складывали посуду на возы, получали от посла подарки и уезжали во дворец.
Такой приём был очень почётен: считалось, что его устраивал для посла сам царь. Бывало пиршество и попроще: в посольство привозили "с царского стола" полный обед или ужин, а съедали его иноземцы уже в своём кругу, сообразуясь с собственными обычаями.
В XVII в. в Европе существовало чёткое разграничение занятий, манер поведения, образа жизни представителей различных сословий. каково же было изумление иностранцев, когда в Страстную неделю Великого поста они наблюдали следующую картину: царь Алексей Михайлович шёл по улице в церковь в простой одежде, с непокрытой головой, подвязав волосы ремешком, как обычный простолюдин, московский ремесленник. Это был тот самый царь, который накануне принимал посольство, неподвижно сидя на роскошном троне, в дивных одеждах, сияющих от обилия драгоценных камней и жемчуга.
Алексей Михайлович заботился о том, что бы его дети получили хорошее образование. Наследники знали один или два современных европейских языка, изучали риторику, философию, читали произведения античных авторов. Обязательными предметами были богословие и духовная музыка. Сыновья царя имели хорошую библиотеку, составленную из русских и иностранных книг.
"Немецкое платье" постепенно вводилось при дворе ещё во времена Алексея Михайловича, а Фёдор Алексеевич, большой любитель принарядиться, предписал сменить старую придворную одежду на кафтаны западного образца. Да и сами бояре весьма интересовались иноземной модой. один молодой голландец записал в своём дневнике, что, пока посольство ожидало царской аудиенции, бояре с любопытством рассматривали одежду иностранцев и даже просили у них разрешения примерить европейские шляпы. Свои же высокие меховые шапки они, находясь в помещении, использовали как муфты.
Источник: Энциклопедия для детей. Т. 5, ч.1. История России и её ближайших соседей / Сост. С. Т. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1996.
Скрытый текст
p.s. Статья только для форума - пока что просто помогала с материалом