Опции темы Оценить тему
Старый 12.01.2017, 22:18
  #1   
Капитанская судоверфь



Рукоделие - это отличное хобби, которому все возрасты покорны. Поскольку и сам имею эту слабость (хотя насчёт слабости ещё можно поспорить), то решил тоже понемногу делиться с экипажем нашего фрегата с гордым именем "Реалакс" своими достижениями. Но вот только готовый продукт со стапеля выходит раз в несколько лет, а дело это интересное. Посему и решил тут открыть тему, где для непосвящённых людей буду показывать весь процесс построения модели судна от и до. Чему сам научился, чему добрые люди научили, а где само по себе сложилось - это уж как выйдет. Сразу хочу сказать, что дело это очень увлекательное, особенно когда получается. Сам периодически захожу на разные кораблестроительные форумы посмотреть, кто во что горазд. Думаю, тема эта может оказаться интересной некоторым рукодельникам, да и просто зрителям. Ну а если кто-нибудь проникнется и вместо очередного забега на battle.net кораблик из бумаги своему ребятёнку сваяет, то буду считать, что свою задачу выполнил с лихвой.

Итак, что нам надо для изготовления модели парусного судна. Как это ни странно не так уж много - инструменты, материалы и свободное время. Причём последнего больше всего. Инструменты могут быть от простого кухонного ножа до проксоновских прецезионных микростанков. Тут всё зависит от того, насколько позволяет бюджет и микромоторика рук. У каждого инструмента есть предел, выше которого он не может уже обеспечить точность изготовления деталей. Тогда надо озаботиться либо приобретением другого, более точного, либо менять сам технологический процесс. Однако у большинства инструментов потенциал с лихвой превышает возможности среднестатистического рукодельника, а изобретательная изюминка и смекалка позволяют буквально на коленке пусть не подковывать блоху, но хомут ей на шею нацепить - уже проблем не вызывает.

А сейчас позвольте представить вам мой инстументарий, котрый использую для работ. В первую очередь - это обычный канцелярский нож, который хорошо позволяет и нарезать плашки, и вообще творить всё, что душа пожелает. Где не хватает его точности и остроты, используются уже специальные модельные ножи. Их я стараюсь не пускать в ход почём зря - стоят они дороже, а тупятся тоже неплохо, но иногда приходится. Второй по значимости инструмент - мелкая наждачка разной зернистости, а если надо где по-крупному ободрать поверхность, в дело идёт рашпиль. Также набор надфилей не последнюю роль играет в этом деле - и по мелким деталям пройтись, чтоб убрать занозы, и по металлу можно работать, но это довольно редко пока получалось. Станочный парк более чем скромный: микродрель с наборами свёрел и бормашинка Drimel с полным зоопарком насадок, но это не является необходимым, только чтобы облегчить немного жизнь и работу. Вот в принципе и все инструменты. Подумывал о покупке проксоновской микроциркулярки. Тоже приятная в работе вещь. Если дадут премию на работе, то поставлю супругу перед фактом, что этот инструмент мне край как нужен, а не то моё хобби зачахнет и усохнет.

Материалы для изготовления, конечно, древесина. Много разной иметь не обязательно, но очень желательно иметь представления о свойствах разных пород и уметь немного их отличать. Так одну из первых своих моделей я делал целиком из липы. Материал мягкий, леко обрабатывается и проблем не возникало. Разве что потом после сборки надо красить модель. Потом уже начал сочетать разные другие породы - клён, красное дерево, орех, бросимум, черешня и пр. Но это всё уже потом, как начал понимать основы и принципы построения моделей. А вообще, некоторые профи умудряются делать потрясающие модели из всего, что под руку попадается. Один сделал фрегат, используя в качестве сырья обыкновенные ученические деревянные линейки, другой собирает свои модели из дощечек от ящиков для мандарин. Так что материал в нашем деле не является проблемой.

Про свободное время тоже надо отдельно сказать. Изготовление одной модели требует очень больших временных затрат даже при восьмичасовом рабочем дне. А уж если выкраивать для этого по нескольку часов в неделю, то вообще долгострой может растянуться на многие месяцы а то и годы. С другой стороны, спешить в работе особо не надо. Как писал в своей памятке Гастев: "Работй ровно, работа приступами, сгоряча портит и работу, и твой характер". Однако бывают такие периоды, когда вроде и есть свободное время, и особо заполнить его нечем. Вот тут-то и получается "рабочий запой", когда можно безвылазно сделать столько, что потом только диву даёшься.

Ну и последний, но не менее важный вопрос - что именно делать. Каждая модель имеет свой уровень сложности, который зависит не только от типа самого судна, но и от того, в каком варианте собираемся его воплотить. Нет сомнения, что модель 120-пушечного линейного корабля имеет достаточно высокий уровень сложности. Но и небольшие фрегаты тоже могут оказаться довольно зубодробительными, если уйти в слишком мелкую деталировку. Хотя даже на больших кораблях можно допускать некоторые упрощения облегчающие жизнь, например, изготовить рангоутную модель (без парусов). Особенно она выигрышно смотрится, если палубное пространство занято разнообразными полезными бытовыми мелочами - пушками, шлюпками, помпами, пьяными матросами и пр. Некоторые мастера умудряются даже на корпусных моделях (без парусов, мачт и такелажа!) лопатой грести золотые медали на международных соревнованиях судомоделистов.

Есть также несколько принципиально разных подходов к изготовлению модели. Первый самый простой, который рекомендуется для начинающих, сборка из "кит"-а (от англицкого kit = "набор"). В красиво раскрашеной коробке есть все необходимые заготовки, подробная инструкция, иногда даже на русском языке. Очень полезен для начинающего, у кого еще нет представления о том, как собирается модель, так же и для тех людей, кто ограничен во времени, материалах и/или имеет проблемы с изготовлением мелочевки типа пушек, блоков, юферсов и пр. Есть отдельная каста любителей таких наборов, которых корифеи называют "китобоями" - это моделисты, которые берут "кит" только за основу, но сами доделывают и переделывают массу вещей, исправляют ошибки в чертежах и пр. Например, прилагаются к набору якоря с прямыми лапами, но известно, что именно у того парусника лапы якорей были скруглёнными. Тут они не минуты не сомневаясь с нуля отливают из олова свои собственные якоря согласно историческим чертежам, чернят вонючей химией и крепят на модели. Про них даже ходит поговорка, что "кит" они покупают только для инструкции по сборке, остальное выкидывают в мусор. Следующий подход - это так назывваемый "партворк" - опять от английского, кашалот ему в форштевень. Это тоже типа кита, но детали и инструкцию присылают мелкими партиями по почте примерно раз в месяц. Очень хорошее напоминание для тех людей, кто не способен долго сосредотачиваться на одном деле. Однако по конечной стоимости это выходит существенно дороже разовой покупки готового набора. Ну и последняя категория - это сборка модели "с нуля". Когда есть только чертежи, зачастую неполные, на основе которых строится проект, подбираются материалы и пр. Это наиболее гибкий подход, но требует уже наличия опыта, поскольку максимум свободы подразумевает максимум понимания того, что ты делаешь. Иначе получившееся "чудо" годится только на прокорм мусорного ведра, вон оно стоит, пасть раззявило и готово слопать всё подряд.

Важен также масштаб. Чем он меньше, тем больше можно упростить в деталировке, с одной стороны, но тем сложнее соблюсти точное соотношение размеров деталей, да и сами детали потребуют более тонкой работы при изготовлении. Нередко начинающие берутся за модели очень старых парусников - каравеллы Колумбов, когги Ричадров и пр. Там есть один неоспоримый плюс - точных чертежей на эти суда не существует в природе, поэтому можно в своё удовольствие ваять как душа пожелает. Не получается сделать брашпиль как на чертеже, ну и фиг с ним сделаю как получится, а там пусть кто попробует доказать, что воротов у него было не 4 а восемь. Так что вольность тут простительна. Кстати, чертежей в интернете очень много на любой вкус. Не все они достаточно подробные и полные, часто приходится самим додумываться, как оно должно быть, читать специфическую литературу. Но потом, когда приходит понимание, то можно уже авторитетно отстаивать своё мнение. Типа, а почему на этом голландском флейте нактоуз (ящик для компаса у штурвала) сделан в виде шкафа, а не тумбы? - А потом, что флейт тот конца 17 века, а нактоуз в виде тумбы был запатентован только в середине 19 века! И все кивают головами: да-да всё правильно.

Вобщем, судомоделизм - это довльно увлекательное дело. Главное - было б желание. Как говорил один глубоко уважаемый (по крайней мере, мной) человек, если вам что-то интересно, то время для этого вы всегда найдёте, а если у вас нету времени на какие-то дела - значит они вам просто неинтересны.
Зарегистрируйтесь, чтобы не видеть рекламу
Реклама на форуме
Старый 12.01.2017, 23:00
  #2   
Старый 12.01.2017, 23:55
  #3   
@Shadow's Dance, всему своё время. Щас выберу какой-нить проект и запущу своё производство. Тут ведь какое дело, чертежей - море, но надо чтоб кораблик самому нравился. А таких не так уж и много. Сейчас выбрал себе с десяток кандидатов на постройку, но ещё окончательно не определился. Ну чтоб народ не скучал, рекомендую посмотреть на работу настоящего МАСТЕРА этого дела. Мне до него, наверное, как до Пекина через Рио-де-Жанейро на карачках
Старый 13.01.2017, 02:01
  #4   
@Капитан, вы только планируете начать этим заниматься, или уже есть какие-то готовые работы? Вообще, очень интересная тема.
Старый 13.01.2017, 02:12
  #5   
@Капитан Морган, есть наработки, коллега. Например, вот последняя работа, 1:100 масштаб: https://realax.ru/showpost.php?p=1582377&postcount=131 У самого как с этим делом? Редко кто влюблённый в море равнодушен к этой теме.
Старый 13.01.2017, 02:16
  #6   
@Капитан, я не скажу, что прям влюблён в море, но очень неравнодушен к ручному труду с инструментом, деревом, и лаками. Поэтому мне всегда очень интересно всё, что имеет отношение к "Мастерской" и всем процессам.
Старый 13.01.2017, 17:13
  #7   
@Капитан, очень интересно, как получится
Старый 13.01.2017, 17:46
  #8   
Итак, начнём. Проект, который я собираюсь воплотить - это модель русского пакетбота "Святой апостол Павел". Надо б сказать несколько предварительных слов про это корабль, его историю и вообще, настроить камертон своей души именно на этот парусник...



С середины 18 века Россия худо-бедно, но развивала свои проекты по освоению северо-американского континента. Это про те времена поётся в опере "Юнона и Авось". Ну так вот, в 1740 году с Охотской судоверфи были спущены на воду два пакетбота, выполненные по одним чертежам. Названия им дали "Святой апостол Павел" и "Святой апостол Пётр". На этих судах небезызвестный Беринг совершил свою вторую экспедицию к западному побережью Северной Америки. 8 сентября оба пакетбота прибыли в Авачинскую губу полуострова Камчатка. В честь этого события местное поселение стали называть по имени этих двух корабей, а именно - Петропавловск-Камчатский. Летом 1741 года экспедиция отправилась в поисках западного побережья американского континента. Карт, естественно не было, из сената пришло указание плыть на юго-восток, как было указано на карте, составленную французом Делилем, человеку с богатым воображением. Витус Беринг шёл капитаном на "Святом Петре". Капитаном "Святого Павла" был Алексей Чириков, молодой, но довольно энергичный и умный человек, который подвёрг веской критике указание Делиля и настаивал на том, что курс надо держать в пределах 50-65 градусов северной широты. Его убедительные аргументы так сильно подействовали на Беринга, что он пустил Чирикова вперёд, а сам шел в кильватере "Святого Павла".

Через 2 недели после начала этого перехода, на море пал очень сильный туман и корабли потерялись из вида. Долгое время они пытались найти друг друга, но в конце концов Беринг дал приказ продолжать экспедицию, потому что было неясно, сколько времени уйдёт на это поиск. Оставшись один, Беринг всё-таки решил плыть в направлении, которое указывал Делиль, на юго-восток, где, как нам теперь известно, простирается только Тихий океан. После продолжительных поисков, он всё-таки достиг берегов Америки, а также открыл несколько островов. Когда припасы уже подходили к концу, он повернул назад к Камчатке. Погода не благоприятствовала путешествию, постоянные сильные ветры не давали команде расслабиться. Во время очередной бури вахтеный заметил землю, это был безлюдный остров, который в последствии получил название остров Беринга. Штормовой ветер гнал корабль на берег. Не помогли отданные якоря - канаты просто полопались, руль сломался, и судно было выброшено на берег. Буря разбила корабль на куски. Выжившему экипажу предстояла суровая зимовка на неизвестном берегу. Условия были очень трудными - мало продуктов, стужа, цинга... 8 декабря 1971 года умер Витус Беринг. К концу зимовки из 77 человек экипажа в живых осталось только 46. Общими усилиями они из обломков "Святого Петра" сделали новый корабль и 25 августа 1742 года сумели добраться до Родины.

Чириков тоже потратил много времени пытаясь разыскать корабль Беринга, но безрезультатно. В конце концов он рассудил, что Беринг продолжил поиски новой земли, и тоже повернул "Святого Павла" на восток. Спустя примерно месяц плавания они увидели землю. Две шлюпки было на корабле, и два раза матросы пытались высадиться на берегу, но оба раза шлюпки таинственно исчезали вместе с людьми. Потеряв надежду высадиться на берег, Чириков поспешил к родным берегам, потому что начали подходить к концу запасы пресной воды и продуктов. На обратном пути он открыл всю цепь Алеутских островов, но из-за враждебности населения восполнить запасы там тоже не удалось. Осенью 1741 года "Святой Павел" вернулся в Петропавловск-Камчатский, и карта мира пополнилась новыми открытыми землями. В последствии было предпринято несколько экспедиций для поиска пропавших матросов, но ни одна из них не увенчалась успехом. Были версии, что моряки погибли при попытке высадиться на берег или убиты свирепыми индейцами. Однако 1774 году было сообщение, что в заливе Якутат, недалеко от места неудачной высадки матросов экипажа Чирикова, среди торгующих индейцев довольно часто попадаются белолицие и русоволосые. Из чего можно предположить, что матросы не погибли, но были подобраны местными индейцами, остались жить с ними и даже оставили потомство. Чириков умер в возрасте 45 лет, из них более 20 лет он провёл в суровых морских походах, приумножая славу своего отечества.

Вот такая была непростая судьба у такого скромного на вид корабля. Его-то мы и будем ваять. Подлинных чертежей, конечно, не сохранилось, и внешний вид их восстанавливался по описаниями в донесениях и на основе выписок из судовых журналов. Тем не менее, поскольку Петр-I заложил хороший порядок и стандартизацию в кораблестроение, можно говорить о том, что новодел более-менее соответствует оригиналу. Чертежи в своё время были опубликованы в журнале "Моедлист-конструктор" в начале 1970-х годов. Изготавливать буду из разных пород дерева, чтобы красить не пришлось (не люблю работать кистью - нет у меня и намека на художественные таланты), масштаб - 1:100. Модель будет рангоутной, стало быть, парусов не предвидится. Ну судя по тому, что на чертежах деталировка палубы прорисована довольно богато, это только в плюс. Вобщем, запасаемся попкорном, помидорами и качаем метательную мышцу у правой руки, чтобы конструктивно критиковать то, что у меня получится. Длительность проекта, если работать в перерыве между работой, семьёй и другими полезными и увлекатльеными делами, примерно год-полтора, если, конечно не свалит с ног сухопутная болезнь под названием "лодырит".
Старый 15.01.2017, 13:28
  #9   
@Капитан, скорее бы результат увидеть.
Старый 16.01.2017, 01:14
  #10   
@Irma, все будет, можешь не сомневаться. В настоящий момент работаю с чертежами - они не совсем полные. Надо собрать всё вместе, продумать детали, потому как не все элементы отражены, а некоторые вообще с искажениями. Первое, что надо сделать - это подготовить чертежи в масштабе 1:1. То есть, если делаем модель 1:100, то и черетежи надо печатать в масшате 1:100, чтобы потом было легче работать. Тут проблем нет, надо только правильно отмасштабировать при печати. Всякие декоры и украшения лучше печатать с бОльшей деталировкой. Конечно, сканированный рисунок от руки карандашом не позволяет передать все детали, но общее представление об убранстве можно получить. На рисунке выглядит немного неказисто, зато однообразия не так много, а значит в реальности модель обещает быть интересной.

Как я уже сказал, дело это не такое скорое, но сам процесс появления корабля из набора лесопиломатериалов, конечно, довольно захватывающее зрелище. А пока оно в таком виде:
Изображения
Тип файла: jpg DSC00001.JPG (2.01 Мб, 5 просмотров)
Старый 16.01.2017, 01:39
  #11   
@Капитан, в восхищении!

Удачи в воплощении проекта.
Предметы и подарки Спасибо
Получен подарок 25.06.2017, 01:20 от Bell
Сообщение: За то, что ты есть) - Bell
Старый 16.01.2017, 15:43
  #12   
Обычный день на корабле

Последний раз редактировалось Шпилька; 01.06.2023 в 12:20..
Предметы и подарки Букет ирисов - Шпилька
Старый 18.01.2017, 17:29
  #13   
@Velassaru, спасибо! Будем стараться
@Шпилька, а где комада? Спят или за борт смыло?

Ну вот, работа с чертежами в первом приближении закончена, можно брать в руки инструменты. В первую очередь собирается остов будущей модели, который состоит из набора шпангоутов и килевой рамки. То есть рёбра и хребет каркаса. Отправной точкой для всего этого служит теоретический чертёж, где показаны и профили этих деталей, и их точное взаимное расположение. Основной материал на этом этапе - фанера обыкновенная, водится в изобилии во всех уголках нашей планеты, за исключением, пожалуй, дна мирового океана, потмоу что не тонет. Моё хозяйство не исключение, нашёлся и в нём кусок как раз нужного размера, на который удалось в конеце концов разместить все заготовки для деталей. Сказалась многолетняя практика игры в blockout. На фото видно немного необычный отрез на верхней кромке куска фанеры - это след от вырезания корпусного набора для предыдущей модели.

Затем все бумажные профили наклеиваются каким-нибудь слабым клеем (например, карандашным) на фанерку, выпиливаются лобзиком. Бумага отдирается, чтоб не мешалась, и все собирается вместе. Вот такая получается ребристая конструкция. Ну ничего, как говорится, были б кости - мясо нарастёт. За "мясом", кстати, надо будет на днях заехать в местный магазин, где продаются всякие деревяшки для начинающего "папы Карло". Промежутки между шпангоутами называются "шпации". Вот их -то и надо заполнять древесиной, чтобы корпус получился монолитным. Я для этого использую липу - мягкий материал, хорошо режется и шлифуется. Есть мастера, которые заполняют шпации даже пенопластом - главное, чтобы форму корпуса соблюсти, когда внешнюю обшивку накладывают. Ну тут кто во что горазд. Можно даже шпации и не заполнять, но тогда очень легко получить перекос. Но если у корабля корпус пойдет винтом, то ничего хорошего от этого не будет.
Изображения
Тип файла: jpg DSC00003.JPG (2.06 Мб, 2 просмотров)
Тип файла: jpg DSC00006.JPG (2.08 Мб, 5 просмотров)

Последний раз редактировалось Капитан; 18.01.2017 в 17:56..
Старый 18.01.2017, 17:30
  #14   
@Капитан, команда ест макароны по-флотски)
Предметы и подарки Букет ирисов - Шпилька
Старый 18.01.2017, 17:42
  #15   
Цитата:
Сообщение от Шпилька Посмотреть сообщение
команда ест макароны по-флотски)
А, ну тогда всё в нормально. Война войной, но обед по распорядку. Щас они силами наполнят свои полосатые тела, боцман им швабру в зубы и вперед - палубу дратить, а то она блестит не равномерно.
Старый 18.01.2017, 17:55
  #16   
@Капитан, ой, уже и чертежи, и даже остов!
Старый 23.01.2017, 00:18
  #17   
Время идёт, а дело... тоже помаленьку двигается. Настала пора заполнять "скелет" мясом. Пустые пространства между шпангоутами называют "шпациями". Для получения ровной и гладкой болванки корпуса эти проёмы заполняют черновым материалом, а потом обтачивают согласно чертежам. Ну и кроме того корпусу придаётся хорошая прочность. На выходе имеем уж не хлипкий остов, но прочный монолит. Этот проект я затеял, чтобы попробовать некоторые новые приёмы в изготовлении корпуса. Однако немного не продумал, поэтому сам себе, как злобный Буратино, наделал дополнительной работы. Чтобы хорошо зашлифовать палубу, придётся срезать торчащие над палубой "рёбра" (они называвются "топтимберсы"), иначе получится много неровностей. Ну ничего, не ошибается только тот кто ничего не делает, но именно эту ошибку труднее всего исправить. Вобщем пока в таком виде - всё как в старом добром анекдоте: "А после сборки доработать напильником".

Небольшой комментарий. По всей видимости, чертежи эти были подготовлены для более крупного масштаба типа 1:64 или 1:50. Слишком чато идут профили шпангоутов, так что на моём сотом масштабе получились очень узкие шпации - всего чуть более полутора сантиметров. Пришлось нарезать бакулки довольно мелкого размера. Кстати, моделисты не очень-то и любият выставлять фотографии моделей на этой стадии - когда шпации заполнены, но края ещё не обработаны. По внешнему виду чем-то смахивает на нефтеналивной танкер, хотя откуда они могли взяться в середине XVIII века...
Изображения
Тип файла: jpg DSC00008.JPG (1.99 Мб, 8 просмотров)
Старый 30.01.2017, 03:26
  #18   
Как я уже упоминал, "Апостол Павел" был пакетботом. Но "пакетбот", это не тип судна, а скорее назначение. Packetboot - судно для перевозки почты и прочих морских вспомогательных затей. По типу парусного вооружения суда бывают бригантины, шхуны, бриги и пр. Так вот "Апостол Павел" был шнявой - небольшое судно с прямыми парусами на двух мачтах. На третьей мачте был трисель, причём третья мачта (она называлясь шняв-мачта) ставилась на очень близком расстоянии от грот-мачты так, что их топы упирались в общий марс. Шнявы были небольшими довольно быстроходными и маневренными судами, которые несли на борту 12-18 пушек. Шнявы оказались очень эффетивными во время Русско-Шведской войны 1700-1721 гг. Они активно использовались на флоте для разведки, прикрытия транспорта, высадки десанта и прочих дел, которые могли досадить и нагадить противнику. Но к концу 18 века сторительство их практически прекратилось, поскольку они морально устарели.

Следующим этапом в постройки модели является обдирка болванки для придания ей нужной формы. В судомоделизме этот процесс называется "малковкой". Те, кто работает, что называется, "на поток", пользуются всякими электрическими шлифовальными машинками. Ну я пока зарабатываю на свой хлеб другими путями, поэтому главным инструментом имею рашпиль на мускульной тяге. Но и этого вполне достаточно. Предварительная обдирка корпуса на данный момент практически звершена, затем будет идти более тонкая шлифовка для придания корпусу требуемой формы. Очертания судна задаются кромками фанерного каркаса (шпангоуты+килевая рамка). Обдирка и обточка модели идёт как раз до кромок шпангоутов. Если есть какие-либо неровности или провалы, то они потом шпаклюются специальной мастикой, но об этом нам ещё рановато говорить.
Изображения
Тип файла: jpg DSC00010.JPG (1.90 Мб, 7 просмотров)
Старый 31.01.2017, 16:03
  #19   
@Капитан, дело движется...
Старый 06.02.2017, 04:26
  #20   
Цитата:
Сообщение от Lukas Посмотреть сообщение
дело движется...
А как же. Хоть и не очень быстро, зато без остановок.
Самая пыльная часть работы - это шлифовка корпуса. Одновременно это и доводка его до требуемой формы. В принципе, если делать для себя, то можно сильно не беспокоиться о точности соответствия чертежу. Но на соревнованиях моделистов очень строго смотрят на всевозможные отклонения. Поэтому моделисты изготавливают разные шаблоны, которыми проверяют точность обводов корпуса. Я эту часть пропустил, потому как ни на какие медали претендовать не собираюсь. Немного нарастил корму, шкуркой сгладил все выпуклости и неровности. Работа небыстрая, пошуршал немного, потом рукой погладил, посмотрел на ощупь, насколько гладкая и непрерывная поверхность получается. В этом деле, кстати, важно ещё учитавать, что поверх болванки будет идти обшивка корпуса, вот на эту толщину общивки размер заготовки должен быть меньше.
Изображения
Тип файла: jpg DSC00011.JPG (1.79 Мб, 3 просмотров)
Тип файла: jpg DSC00012.JPG (1.78 Мб, 2 просмотров)


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

vB-коди Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Часовой пояс GMT +4, время: 23:07.


Powered by vBulletin® Version 3.8.9
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Realax Forums 2007-2024