Капитанская судоверфь
Рукоделие - это отличное хобби, которому все возрасты покорны. Поскольку и сам имею эту слабость (хотя насчёт слабости ещё можно поспорить), то решил тоже понемногу делиться с экипажем нашего фрегата с гордым именем "Реалакс" своими достижениями. Но вот только готовый продукт со стапеля выходит раз в несколько лет, а дело это интересное. Посему и решил тут открыть тему, где для непосвящённых людей буду показывать весь процесс построения модели судна от и до. Чему сам научился, чему добрые люди научили, а где само по себе сложилось - это уж как выйдет. Сразу хочу сказать, что дело это очень увлекательное, особенно когда получается. Сам периодически захожу на разные кораблестроительные форумы посмотреть, кто во что горазд. Думаю, тема эта может оказаться интересной некоторым рукодельникам, да и просто зрителям. Ну а если кто-нибудь проникнется и вместо очередного забега на battle.net кораблик из бумаги своему ребятёнку сваяет, то буду считать, что свою задачу выполнил с лихвой.
Итак, что нам надо для изготовления модели парусного судна. Как это ни странно не так уж много - инструменты, материалы и свободное время. Причём последнего больше всего. Инструменты могут быть от простого кухонного ножа до проксоновских прецезионных микростанков. Тут всё зависит от того, насколько позволяет бюджет и микромоторика рук. У каждого инструмента есть предел, выше которого он не может уже обеспечить точность изготовления деталей. Тогда надо озаботиться либо приобретением другого, более точного, либо менять сам технологический процесс. Однако у большинства инструментов потенциал с лихвой превышает возможности среднестатистического рукодельника, а изобретательная изюминка и смекалка позволяют буквально на коленке пусть не подковывать блоху, но хомут ей на шею нацепить - уже проблем не вызывает.
А сейчас позвольте представить вам мой инстументарий, котрый использую для работ. В первую очередь - это обычный канцелярский нож, который хорошо позволяет и нарезать плашки, и вообще творить всё, что душа пожелает. Где не хватает его точности и остроты, используются уже специальные модельные ножи. Их я стараюсь не пускать в ход почём зря - стоят они дороже, а тупятся тоже неплохо, но иногда приходится. Второй по значимости инструмент - мелкая наждачка разной зернистости, а если надо где по-крупному ободрать поверхность, в дело идёт рашпиль. Также набор надфилей не последнюю роль играет в этом деле - и по мелким деталям пройтись, чтоб убрать занозы, и по металлу можно работать, но это довольно редко пока получалось. Станочный парк более чем скромный: микродрель с наборами свёрел и бормашинка Drimel с полным зоопарком насадок, но это не является необходимым, только чтобы облегчить немного жизнь и работу. Вот в принципе и все инструменты. Подумывал о покупке проксоновской микроциркулярки. Тоже приятная в работе вещь. Если дадут премию на работе, то поставлю супругу перед фактом, что этот инструмент мне край как нужен, а не то моё хобби зачахнет и усохнет.
Материалы для изготовления, конечно, древесина. Много разной иметь не обязательно, но очень желательно иметь представления о свойствах разных пород и уметь немного их отличать. Так одну из первых своих моделей я делал целиком из липы. Материал мягкий, леко обрабатывается и проблем не возникало. Разве что потом после сборки надо красить модель. Потом уже начал сочетать разные другие породы - клён, красное дерево, орех, бросимум, черешня и пр. Но это всё уже потом, как начал понимать основы и принципы построения моделей. А вообще, некоторые профи умудряются делать потрясающие модели из всего, что под руку попадается. Один сделал фрегат, используя в качестве сырья обыкновенные ученические деревянные линейки, другой собирает свои модели из дощечек от ящиков для мандарин. Так что материал в нашем деле не является проблемой.
Про свободное время тоже надо отдельно сказать. Изготовление одной модели требует очень больших временных затрат даже при восьмичасовом рабочем дне. А уж если выкраивать для этого по нескольку часов в неделю, то вообще долгострой может растянуться на многие месяцы а то и годы. С другой стороны, спешить в работе особо не надо. Как писал в своей памятке Гастев: "Работй ровно, работа приступами, сгоряча портит и работу, и твой характер". Однако бывают такие периоды, когда вроде и есть свободное время, и особо заполнить его нечем. Вот тут-то и получается "рабочий запой", когда можно безвылазно сделать столько, что потом только диву даёшься.
Ну и последний, но не менее важный вопрос - что именно делать. Каждая модель имеет свой уровень сложности, который зависит не только от типа самого судна, но и от того, в каком варианте собираемся его воплотить. Нет сомнения, что модель 120-пушечного линейного корабля имеет достаточно высокий уровень сложности. Но и небольшие фрегаты тоже могут оказаться довольно зубодробительными, если уйти в слишком мелкую деталировку. Хотя даже на больших кораблях можно допускать некоторые упрощения облегчающие жизнь, например, изготовить рангоутную модель (без парусов). Особенно она выигрышно смотрится, если палубное пространство занято разнообразными полезными бытовыми мелочами - пушками, шлюпками, помпами, пьяными матросами и пр. Некоторые мастера умудряются даже на корпусных моделях (без парусов, мачт и такелажа!) лопатой грести золотые медали на международных соревнованиях судомоделистов.
Есть также несколько принципиально разных подходов к изготовлению модели. Первый самый простой, который рекомендуется для начинающих, сборка из "кит"-а (от англицкого kit = "набор"). В красиво раскрашеной коробке есть все необходимые заготовки, подробная инструкция, иногда даже на русском языке. Очень полезен для начинающего, у кого еще нет представления о том, как собирается модель, так же и для тех людей, кто ограничен во времени, материалах и/или имеет проблемы с изготовлением мелочевки типа пушек, блоков, юферсов и пр. Есть отдельная каста любителей таких наборов, которых корифеи называют "китобоями" - это моделисты, которые берут "кит" только за основу, но сами доделывают и переделывают массу вещей, исправляют ошибки в чертежах и пр. Например, прилагаются к набору якоря с прямыми лапами, но известно, что именно у того парусника лапы якорей были скруглёнными. Тут они не минуты не сомневаясь с нуля отливают из олова свои собственные якоря согласно историческим чертежам, чернят вонючей химией и крепят на модели. Про них даже ходит поговорка, что "кит" они покупают только для инструкции по сборке, остальное выкидывают в мусор. Следующий подход - это так назывваемый "партворк" - опять от английского, кашалот ему в форштевень. Это тоже типа кита, но детали и инструкцию присылают мелкими партиями по почте примерно раз в месяц. Очень хорошее напоминание для тех людей, кто не способен долго сосредотачиваться на одном деле. Однако по конечной стоимости это выходит существенно дороже разовой покупки готового набора. Ну и последняя категория - это сборка модели "с нуля". Когда есть только чертежи, зачастую неполные, на основе которых строится проект, подбираются материалы и пр. Это наиболее гибкий подход, но требует уже наличия опыта, поскольку максимум свободы подразумевает максимум понимания того, что ты делаешь. Иначе получившееся "чудо" годится только на прокорм мусорного ведра, вон оно стоит, пасть раззявило и готово слопать всё подряд.
Важен также масштаб. Чем он меньше, тем больше можно упростить в деталировке, с одной стороны, но тем сложнее соблюсти точное соотношение размеров деталей, да и сами детали потребуют более тонкой работы при изготовлении. Нередко начинающие берутся за модели очень старых парусников - каравеллы Колумбов, когги Ричадров и пр. Там есть один неоспоримый плюс - точных чертежей на эти суда не существует в природе, поэтому можно в своё удовольствие ваять как душа пожелает. Не получается сделать брашпиль как на чертеже, ну и фиг с ним сделаю как получится, а там пусть кто попробует доказать, что воротов у него было не 4 а восемь. Так что вольность тут простительна. Кстати, чертежей в интернете очень много на любой вкус. Не все они достаточно подробные и полные, часто приходится самим додумываться, как оно должно быть, читать специфическую литературу. Но потом, когда приходит понимание, то можно уже авторитетно отстаивать своё мнение. Типа, а почему на этом голландском флейте нактоуз (ящик для компаса у штурвала) сделан в виде шкафа, а не тумбы? - А потом, что флейт тот конца 17 века, а нактоуз в виде тумбы был запатентован только в середине 19 века! И все кивают головами: да-да всё правильно.
Вобщем, судомоделизм - это довльно увлекательное дело. Главное - было б желание. Как говорил один глубоко уважаемый (по крайней мере, мной) человек, если вам что-то интересно, то время для этого вы всегда найдёте, а если у вас нету времени на какие-то дела - значит они вам просто неинтересны.