Cудя по острым спорам, возникающим в обществе после выхода очередного фильма, кинематограф сохранил за собой роль инструмента, способного оказывать мощное воздействие на сознание. Еще бы, ведь в последнее время информационная война — главная тема в сводках новостей и в соцсетях.
Конечно, обсуждение мультфильмов не столь резонансно, как дискуссии вокруг больших идеологизированных картин. Почему? Ответ лежит на поверхности — сами дети не готовы говорить об этом в силу возраста, а среди родителей не все уделяют пристальное внимание тому, что смотрят их чада, которые нередко остаются с телевизором наедине. Хотя если всерьез исследовать влияние телевизионной картинки на сознание и поведение человека, логично заметить, что наибольшему манипулированию подвержена именно детская психика, а значит, дети даже в большей степени, чем взрослые, могут становиться объектами пропаганды. Поэтому от производителей мультфильмов требуется чрезвычайная ответственность. Правда, нынешние мультфильмы больше ориентированы на развлечение, чем на воспитание.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры социологии, политологии и истории Санкт-Петербургского государственного аграрного университета Михаил Величко убежден, что мультфильмы и субкультура мультипликации в жизни современного общества — это очень серьезное и ответственное перед будущими поколениями дело.
Несколько лет тому назад студентам его курса неудачно составили расписание и две лекции по социологии поставили на вечернее время, когда свежести воспринимать информацию уже не хватает. Тогда преподаватель решил, что на первой паре будет читать лекцию, а на последней показывать и обсуждать с аудиторией мультфильмы в аспекте отображения в их сюжетах социологических закономерностей и проблем общества.
К примеру, через мультфильм «Первобытная сказка» учащиеся увидели социальную психологию, в которой статистика распределения общества по психологическим типам обусловлена нравственно-этическими качествами каждого его члена. Другой мультфильм «Два богатыря» позволил многое объяснить во взаимоотношениях полов.
В таком режиме прошел весь семестр и, как отмечает Михаил Величко, просмотр и обсуждение мультфильмов дополнили лекции, спасли студентов от переутомления и дали им возможность понять учебный курс гораздо шире и глубже, нежели это позволяет работа только с учебниками.
«Этот пример показывает, что мультипликация, которую подавляющее большинство воспринимает как генератор развлечений большей частью для детей дошкольного возраста, обладает колоссальным потенциалом в формировании нравственности и этики будущих поколений, их миропонимания. И вопрос в том, кто и в каких целях использует этот потенциал»,— утверждает Михаил Величко.
Без родителей никуда
Специалисты сходятся во мнении, что по-настоящему извлечь пользу от просмотра мультфильмов дети смогут, лишь если будут смотреть их вместе со взрослыми, которые в случае необходимости ответят на возникающие вопросы, не оставляя ребенка один на один со своей фантазией и неразвитым критическим мышлением. По статистике малыши от двух до шести лет смотрят телевизор в среднем 20–30 часов в неделю, то есть не больше трех часов в день. Для сравнения: данные Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) свидетельствуют, что папа проводит с ребенком всего лишь четыре минуты в день. Так что можно без преувеличения сказать: телевизор заменил современному ребенку родителей.
Ирина Новак, практический психолог, член Московской профессиональной психотерапевтической лиги, директор Центра новых возможностей «Кислород», рассказывает, что все, что однажды ребенок увидел — позитивное или негативное — остается в его бессознательном навсегда. Она приводит в пример реальный случай, произошедший с одним мальчиком, которого в детстве стала мучить в кошмарах Баба Яга — персонаж мультфильма «Домовенок Кузя». Так как ребенок смотрел мультфильм без родителей, никто не объяснил ему, что мир иногда бывает злым. Образ Бабы Яги мог бы научить малыша интуиции, выживаемости, смекалке, ведь практически во всех мультфильмах ее нужно было обмануть, чтобы выжить.
В отсутствие же объяснений взрослых мальчик просто решил для себя, что мир сильнее его. Он распорядился полученной информацией именно так, хотя кто-то, посмотрев «Домовенок Кузя», мог, наоборот, услышав мнение родителей, обрести уверенность, что сможет со всем справиться. Вывод напрашивается сам собой: нельзя всю ответственность скидывать на производителей мультфильмов, зная о том, что слишком многое зависит и от взрослых, говорит эксперт.
«Для взрослых в подавляющем большинстве случаев поставить ребенку мультик — это способ выделить время для того, чтобы заняться какими-то своими делами так, чтобы он не мешал. Для детей же предпочтительнее было бы сидеть вместе с мамой и папой, а потом поговорить об увиденном в мультфильме, что является естественной психологически-возрастной потребностью,— соглашается с предыдущим спикером и Михаил Величко. — Если этого нет, то родители уже успели “затюкать” ребенка или как-то иначе сумели вырыть пропасть или создать стену между собой и своим чадом. Если это так, то в перспективе, когда ребенок подрастет, с высокой вероятностной предопределенностью в семье будут проблемы в виде конфликта поколений и его следствий».
Госпожа Новак советует в целях сохранения здоровой психики у ребенка до двух лет лучше вообще не позволять ему смотреть телевизор, потому что в этом возрасте это может вызвать усталость и перевозбуждение...
|