Скрытый текст
– Дело в том, что тайна Божества являлась тайной не только для людей, но даже для ангелов. Например, в Новом Завете о Христе есть слова, что "Он проповедан в народе, показал Себя ангелам". Оказывается, до Боговоплощения и ангелы не могли созерцать Божество, а Иисус Христос раскрыл характер Бога Отца, Его намерения относительно всего творения. И когда апостолы говорили: "Покажи нам Отца и будет довольно" – Он отвечал: "Сколько Я с вами, и вы не видели". И вот в этот день человек по имени Иоанн Креститель видел Сына Божия, стоявшего в струях Иордана, видел Духа Святого в виде голубином и слышал голос Бога Отца из осеняющего облака, свидетельствовавший о Сыне: "Сие есть Сын Мой Возлюбленный". И так как тайна Божества наиболее явно проявила себя в этот день, человек Иоанн созерцал эту тайну, а ангелы с небес пытались проникнуть в нее, то этот день называется не только днем Крещения, но также и днем Богоявления. Если на прошлое Крещение мы больше говорили о самом событии Крещения, то, наверное, сегодня будет очень важно поговорить о таком понятии, как Богоявление.
В отличие от протестантского богословия, которое христоцентрично, богословие православное – тринитарно, потому что святые отцы заповедали нам, что если мы обращаемся в молитве к Богу Отцу, то должны иметь в виду и Бога Сына, и Бога Духа Святого. И если мы обращаемся к Духу Святому, то должны иметь в виду и Бога Сына, и Бога Отца. Мы верим в Святую Троицу Нераздельную, при этом Божественные ипостаси не смешиваем, а Божественную сущность не разделяем. И это православное вероубеждение наиболее полно раскрывается в событиях сегодняшнего праздника.
– В чем принципиальность данного отличия? Отражается ли это как-то на образе жизни людей, ориентированных на христоцентричность, и тех, кто принимает Святую Троицу?
– Если мы откроем любой учебник по православной догматике, то, о чем бы ни шла речь, там всегда говорится и о действии Отца, и о действии Сына, и о действии Духа Святаго. Например, Боговоплощение Христа Иисуса. Оно происходит по воле Отца, как сказано: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". Но эта тайна говорит и о Сыне: "И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины". И эта тайна говорит нам и о Духе Святом, о котором Спаситель говорил, что "Дух Святой напомнит нам все слова Христа Иисуса и наставит нас на всякую правду". Поэтому в православном понимании тринитарность и есть проявление целомудрия веры, когда мы не разделяем Божественную сущность ни в какой ситуации. Даже когда мы рассуждаем об особенностях ипостасей, то всегда исповедуем при этом Троицу Единую и Нераздельную.
– Чем Иоанново крещение отличается от традиционного христианского, в чем различия?
– Если говорить о христианском крещении, то оно стало возможным после Крещения Христова и именно потому, что этот день был днем Богоявления. Христианское крещение совершается во имя Святой Троицы: во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Новый Завет вводит нас в эту тайну Триединого Божества, которая была непостижима и для ангелов, и для человеков до момента Боговоплощения.
Крещение Иоанново было крещением в покаяние. Во-первых, не было определенных слов, которые надо было произносить во время его совершения. Это был обряд омовения, или по-еврейски "микве", о котором много написано в книге Левит, где сказано, что если человек осквернится, то он должен омыться в воде с головы до ног и будет нечист до захода солнца. А когда солнце зайдет, он очистится.
Как пишет апостол Павел, все ритуалы Ветхого Завета больше касались очищения тела. А христианское крещение очищает и дух, и душу человека, а не только тело. Когда в момент крещения вода соприкасается с человеческим телом, то, как пишет блаженный Августин, происходит освящение души того, чьего тела коснулась эта освященная вода. В этом величие христианских таинств, которые имеют отношение не только до плоти, как все ветхозаветные обряды, но и до духа и до души человека. Как пишет в Послании к Фессалоникийцам апостол Павел, мы должны к пришествию Господа Иисуса Христа сохранять в чистоте и дух, и душу, и тело. И целокупность человеческого бытия освящается именно в таинствах Нового Завета, что было недоступно до воплощения Христова.
Когда Христос воплощается, Он становится, как писал Григорий Нисский, нашим сотелесником. И Павел пишет: "Стал подобен нам во всем, кроме греха". Когда Он берет на Себя нашу природу, то в Себе Самом исцеляет и преображает ее. И эти процессы касаются очищения не только тела, но и духа, и души, что было недоступно в ветхозаветные времена.
– На иконе Богоявления мы видим Сына Божия, стоящего в водах Иордана. Особо видим Духа Святого в виде голубином. И голос Бога Отца тоже видим особо. Чему нас может научить такая обособленность изображения?
– Мы говорим об ипостасных свойствах лиц Святой Троицы. Но прежде этого надо сказать, что по христианскому учению все, что имеет Отец, имеет и Сын; все, что имеет Сын, имеет и Дух Святой, потому что три ипостаси имеют одну Божественную сущность. Но, действительно, почему в день Богоявления мы видим Сына Божия, Который стоит в струях Иордана особо, Духа Святого, Который особо изображен в виде голубином над Его головой, и глас Бога Отца особо из осеняющего облака? Ипостасное свойство Бога Отца – Бог Отец Безначальный. Ипостасное свойство Бога Сына – Он предвечно рождается от Бога Отца. Но это порождение не во времени, а вне времени, то есть не было такого времени, когда у Отца не было бы Сына, а у Сына не было бы Отца. Мы исповедуем, что в Боге нет и тени перемены. Ипостасное свойство Святого Духа – Он предвечно исходит от Отца.
Хотя святые отцы, преклоняясь перед непостижимостью этой тайны, говорили: "Мы знаем, что Сын предвечно рождается, а Дух Святой предвечно исходит, но мы не можем сказать, какая разница между порождением и исхождением". Настолько эта тайна непостижима. Есть такой классический пример.Однажды блаженный Августин шел по берегу моря, рассуждая о тайне Святой Троицы, и увидел мальчика, который выкопал на берегу моря маленькую ямку и бегал, чтобы набрать в ладошки морской воды и вылить в эту ямку. Августин подошел и спросил: "Что ты делаешь?" И ребенок ответил: "Я хочу это море перелить в эту ямку". Тогда Августин понял, что его попытки понять тайну Троицы Безначального Божества – это как попытки ребенка, который своими детскими ручками выкопал ямку, а теперь берет в ладошки морскую воду и хочет перелить все море в эту ямку.
– Значит, и не надо пытаться как-то объяснить тайну троичности?
– Мы познаем Бога только в той мере, в какой Бог Сам открывает Себя нам. И надо сказать, что Бог издревле, многоразлично и многообразно говоривший в пророках, в последние дни говорил в Сыне Своем, и то, что познание о Боге возвеличивается, умножается, совершенствуется – это реальность духовной жизни. Одно знали древние люди, и что-то было сокрыто от них. Другое было открыто святым апостолом, и апостолы писали о древних пророках: «Они не без нас достигли совершенства». Потому что Бог являет откровения о Себе людям, преображая через это их сердца. Познания о Боге совершенно необходимы. Если мы будем отказываться от познаний о Боге, то, как строго сказано в Писании, люди, которые отказывались от видения духовного, "за недостаток ведения будут истреблены". Поэтому мы постигаем Бога всегда в той мере, в какой Он нам открывается, а открывается Он, насколько люди могут воспринять Его на определенном этапе существования рода человеческого.
– Какой смысл имеют такие человеческие родственные связи, как Отец и Сын? Почему именно такая связь?
– Существует два объяснения. Во-первых, говорится о том, что так как в человеческом языке нет слов, которые могут лучше передать связь между Одним и Другим, чем такие слова, как "Отец" и "Сын", то они и используются. И так как в человеческом лексиконе нет слова, которое может установить близость между Одним и Другим иначе, как рождение Одного от Другого, то оно и употреблено.
Если говорить о человеческом рождении, то здесь все идет от потенциального к актуальному. Потенциальное– кем может стать родившийся ребенок, а актуальное – кем он стал. Такого порождения в Боге нет. Сын – всегда Сын, Бог Отец – всегда Бог Отец, Бог Дух Святой – всегда Бог Дух. Поэтому здесь не было порождения в человеческом понимании слова, но мы вынуждены прибегать к таким словам из человеческого лексикона, чтобы эта тайна была более понятна. То есть Бог разговаривает с родом человеческим на человеческом языке, об этом сказано у пророка Осии: "Узами человеческими Я влек их к Себе". Что значит "узами человеческими"? То есть Бог разговаривает с нами, учитывая наш понятийный аппарат. Как я часто говорю своим прихожанам, если бы Господь воплотился в наше время, наверное, у Него были бы притчи не только о сеятелях и рыбаках, но обязательно была бы, например притчао метрополитене: одни люди едут вниз, другие вверх, внешне мало отличаясь друг от друга. То есть Бог всегда разговаривает с людьми на понятном им языке.
Когда мы встречаем в Писании такие выражения, как: "Бог сошел", "Бог поднялся"– это антропоморфизмы, на самом деле Божество никуда не сходит и никуда не поднимется –Божество Вездесущее. Но Писание использует такие выражения, близкие к человеческой природе, чтобы людям было более понятно то, о чем Бог говорит с нами, когда узами человеческой речи привлекает нас к Себе.