PDA

Просмотр полной версии : Родиться можно Моцартом, но никогда им не стать


Red
15.05.2019, 13:42
Мне показалось интересным:



Черниговская: «Родиться можно Моцартом, но никогда им не стать»

Везение с генами — это как рояль «Steinway», доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нём всё равно нужно учиться.



Татьяна Черниговская — доктор биологических наук, профессор, учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. В 2017 году номинирована РАН на Золотую медаль за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний.

Из интервью Татьяны Черниговской:

Везение с генами — это как рояль «Steinway», доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нём всё равно нужно учиться.

Мозг запоминает всё, мимо чего он прошёл, унюхал, попробовал, услышал, потрогал и так далее. Мозг — не решето. Ничего не высыпается из него. Мы, грубо говоря, ничего не забываем, просто большая часть данных лежит в «папке «Другое»». Поэтому: не надо слушать плохую музыку, не надо читать плохие книги, не надо всякое дерьмо есть, не надо дрянь пить, не нужно общаться с плохими людьми.

Говоря в общем, для творчества необходимо снять когнитивный контроль и не бояться ошибок. Ошибки — это прекрасно. Да и кто скажет, что такое ошибка?



Многие творческие люди говорят, что озарения приходят неожиданно, во время рутинных действий, никак не связанных с решаемой задачей: я смотрю телевизор, читаю книгу — и вдруг у меня образуется эта долго не появлявшаяся связь! История науки свидетельствует: открытие нельзя спланировать, кроме технических достижений (их может совершать и компьютер), и идеи приходят в голову, когда человек совершенно к этому не готов.

Открытие нельзя сделать по плану. Правда, есть существенная добавка: они приходят подготовленным умам. Понимаете, таблица Менделеева не приснилась его кухарке. Он долго работал над ней, мозг продолжал мыслить, и просто «щелкнуло» во сне. Я так говорю: таблице Менделеева страшно надоела эта история, и она решила ему явиться во всей красе.

У людей неправильные установки, они считают, что, например, повар хуже, чем дирижер. Это не так: гениальный повар перекроет всех дирижеров, я вам как гурман говорю. Сравнивать их все равно что кислое и квадратное — неправильно поставлен вопрос. Каждый хорош на своем месте.

Не мыслить «как все», или проблемы творческих детей:

Творческие люди обучаются сами и начинают это делать очень рано. Свои необычные идеи, свои открытия они никогда не считают чем-то экстраординарным. Это для них самая обычная и очевидная вещь. Они часто не понимают, в чем, собственно, состоит их заслуга, если всё так очевидно. Очевидно ИМ…

У таких людей, как правило, неприятности в школе, большая их часть умнее учителей. Они, конечно, не знают того, что знают учителя, но они могут быть умнее. И поэтому попадают в очень сложную ситуацию, оказываясь под прессингом общества.



У меня был коллега, детский врач-терапевт, он рассказал такую историю. Один мальчик — тотальный двоечник в школе, сидя дома, будучи семи лет от роду, изобрел паровой двигатель. И не просто его изобрел, а собрал.

Представьте себе: паровой двигатель на подсолнечном масле, брызгая этим самым раскаленным маслом, носится по квартире! При этом мальчика все считают дурачком.

Почему необходимо читать:

Чтобы развиваться, надо читать сложную литературу. Важно линейное чтение — от начала до конца. Гипертекст, вынуждающий кликать на выделенное слово и как бы проваливаться в него, порождает нестройность мысли.

Люди, которые выросли на таком типе чтения, не в состоянии прочесть большой текст целиком. У них рваное сознание — кое-что отсюда, оттуда. Когда спрашиваешь ребенка, про что был этот рассказ, он вам его не может пересказать.



Прогнозы ученых о будущем чтения неоптимистичны — предрекают серьезный раскол между возможностями интеллектуальной элиты и основной массы населения земного шара.

Но если дети будут только комиксами заниматься, у них не выработается не только алгоритм для чтения сложной литературы, которая формирует сознание, но и алгоритм сложного думания — они будут думать только на какую кнопку нажать, чтоб тебе гамбургер привезли.

Мозг пластичен не только в детстве, как считали раньше. Доказано: он образует новые нейронные связи до конца жизни. Любая работа, кроме скучной и рутинной, приносит пользу для мозга. Главное — иметь дело с постоянно меняющейся, сложной информацией.

Способность получить высококлассное образование может стать элитарной привилегией, доступной только «посвященным». Вспомним Умберто Эко, предлагавшего в романе «Имя розы» пускать в Библиотеку только тех, кто умеет, кто готов воспринимать сложные знания. Произойдет разделение на тех, кто будет уметь читать сложную литературу, и тех, кто читает вывески, кто таким клиповым образом хватает информацию из интернета. Оно будет раздвигаться все больше и больше.

«Если мы ляжем на диван и будем там лежать полгода, то не сможем встать. Если мозг будет читать идиотские журналы, общаться с дураками, слушать легкую бессмысленную музыку и смотреть тупые фильмы, то не на что жаловаться. Мозг должен тяжело работать. Тяжело – ключевое слово. Мозгу должно быть трудно. Книга, которая может быть для кого-то легкая, но для вас она сложная. Фильм, который вы не понимаете. Значит, вы будете думать, читать критику. Или спектакль, где не ясно, что хотел сказать режиссер. В таком случае мозг будет занят работой».

Автор: Татьяна Черноговская


Что думаете?

Bell
15.05.2019, 13:58
«Если мы ляжем на диван и будем там лежать полгода, то не сможем встать. Если мозг будет читать идиотские журналы, общаться с дураками, слушать легкую бессмысленную музыку и смотреть тупые фильмы, то не на что жаловаться. Мозг должен тяжело работать. Тяжело – ключевое слово. Мозгу должно быть трудно. Книга, которая может быть для кого-то легкая, но для вас она сложная. Фильм, который вы не понимаете. Значит, вы будете думать, читать критику. Или спектакль, где не ясно, что хотел сказать режиссер. В таком случае мозг будет занят работой».
Ну вообще-то вот это ключевое. Потому что так устроен человек физиологически, что работа мозга, это тяжелая работа и заставить его работать довольно трудно. Нужен либо горячий интерес и соответственно желание, либо волевое усилие. Чрезмерное упрощение типа комиксов и чрезмерное усложнение (текст перегруженный специальными терминами, либо корявыми формулировками), не способствуют выстраиванию системы. Поэтому каждому своё.
В тексте основная мысля каешн правильная, но немного расплывчато по-моему. Растёкся автор мыслию, но ничего нового: читайте хорошую литературу, не читайте комиксы, а то обзаведётесь клиповым мышлением. Собсно, это всё.

комукак
15.05.2019, 19:20
Мне показалось интересным:


Что думаете?

верьвсебя :D:D:D

Red
15.05.2019, 19:48
Ну вообще-то вот это ключевое. Потому что так устроен человек физиологически, что работа мозга, это тяжелая работа и заставить его работать довольно трудно. Нужен либо горячий интерес и соответственно желание, либо волевое усилие. Чрезмерное упрощение типа комиксов и чрезмерное усложнение (текст перегруженный специальными терминами, либо корявыми формулировками), не способствуют выстраиванию системы. Поэтому каждому своё.
В тексте основная мысля каешн правильная, но немного расплывчато по-моему. Растёкся автор мыслию, но ничего нового: читайте хорошую литературу, не читайте комиксы, а то обзаведётесь клиповым мышлением. Собсно, это всё.

На мой взгляд, тоже да.
Ключевое - и мышцы, и мозги тренируются через усилие, через « не могу», через боль.
Как любил говорить мой тренер : На пользу идут только те подходы, когда ты уже не можешь их выполнять, но усилием воли через не могу все-таки делаешь.
С мозгами аналогично.

Меламори
15.05.2019, 19:56
окружающая среда определяет какой ген включать, а какой нет, по мнению нейробиологов. :)
да и не только.

Bell
15.05.2019, 21:11
окружающая среда определяет какой ген включать, а какой нет, по мнению нейробиологов.
да и не только.
Но уровень интеллекта предопределён генетически. Дальше уже в общем-то да, будет разработан потенциал или не будет и если будет, то насколько. Это про один процент таланта и 99% работоспособности, или как там было-то. Тут обидно то, что выше определённого, заложенного в генах потенциала, фиг прыгнешь, сколько ни пыхти.

Меламори
15.05.2019, 21:16
Но уровень интеллекта предопределён генетически.
тут надо подумать

комукак
15.05.2019, 21:52
На мой взгляд, тоже да.
Ключевое - и мышцы, и мозги тренируются через усилие, через « не могу», через боль.
Как любил говорить мой тренер : На пользу идут только те подходы, когда ты уже не можешь их выполнять, но усилием воли через не могу все-таки делаешь.
С мозгами аналогично.

вот только мзги то бывают разные :
1. рептилоидные с доминирующим ЦПРом (центром принятий решений)
и
2. приматоидные с доминирующими эмоциями и страстями
и тренировать приматоидов - это то же самое, как рептилоидов призывать к здравому смыслу
:D

Теxнарь
15.05.2019, 22:47
Помимо уже сказанного Bell:
Важно линейное чтение - от начала до конца. Гипертекст, вынуждающий кликать на выделенное слово и как бы проваливаться в него, порождает нестройность мысли.Тут дело не в гипертексте, а в многозадачности: у большинства людей снижается эффективность при частом переключении контекста. А гипертекст сам по себе почти никакого влияния на мышление не оказывает, если все связанные гиперссылками части относятся к одному и тому же контексту (например, основной текст и глоссарий связаны ссылками - переход аналогичен обращению к отдельному словарю: стройность мышления не страдает).

Но если дети будут только комиксами заниматься, у них не выработается не только алгоритм для чтения сложной литературы, которая формирует сознание, но и алгоритм сложного думания — они будут думать только на какую кнопку нажать, чтоб тебе гамбургер привезли.Не отрицая важность чтения для развития, предполагаю, что развитие визуального мышления не менее важно (а это как раз комиксы и прочие тексто-графические вещи, в том числе специальные для развития мышления), а развитие сложного думания завистит не только от чтения сложных книг, которые прежде всего развивают силу воли и сосредоточенность :-) Вообще, сложные художественные книги предполагают развитие не сложного думания, а социальной компетенции в результате моделирования и сопереживания ситуаций. Сложные специальные книги повышают эрудицию. А думать, причем системно, из книг учат в основном только учебники с задачами, да и то если их решать, ну еще хорошие детективы без спойлеров :-) Все остальные, над которыми нужно думать, предполагают, что читатель думать уже научился :-)