Опции темы Оценить тему
Старый 15.05.2019, 13:42
  #1   
Родиться можно Моцартом, но никогда им не стать

Мне показалось интересным:

Цитата:

Черниговская: «Родиться можно Моцартом, но никогда им не стать»

Везение с генами — это как рояль «Steinway», доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нём всё равно нужно учиться.



Татьяна Черниговская — доктор биологических наук, профессор, учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. В 2017 году номинирована РАН на Золотую медаль за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний.

Из интервью Татьяны Черниговской:

Везение с генами — это как рояль «Steinway», доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нём всё равно нужно учиться.

Мозг запоминает всё, мимо чего он прошёл, унюхал, попробовал, услышал, потрогал и так далее. Мозг — не решето. Ничего не высыпается из него. Мы, грубо говоря, ничего не забываем, просто большая часть данных лежит в «папке «Другое»». Поэтому: не надо слушать плохую музыку, не надо читать плохие книги, не надо всякое дерьмо есть, не надо дрянь пить, не нужно общаться с плохими людьми.

Говоря в общем, для творчества необходимо снять когнитивный контроль и не бояться ошибок. Ошибки — это прекрасно. Да и кто скажет, что такое ошибка?



Многие творческие люди говорят, что озарения приходят неожиданно, во время рутинных действий, никак не связанных с решаемой задачей: я смотрю телевизор, читаю книгу — и вдруг у меня образуется эта долго не появлявшаяся связь! История науки свидетельствует: открытие нельзя спланировать, кроме технических достижений (их может совершать и компьютер), и идеи приходят в голову, когда человек совершенно к этому не готов.

Открытие нельзя сделать по плану. Правда, есть существенная добавка: они приходят подготовленным умам. Понимаете, таблица Менделеева не приснилась его кухарке. Он долго работал над ней, мозг продолжал мыслить, и просто «щелкнуло» во сне. Я так говорю: таблице Менделеева страшно надоела эта история, и она решила ему явиться во всей красе.

У людей неправильные установки, они считают, что, например, повар хуже, чем дирижер. Это не так: гениальный повар перекроет всех дирижеров, я вам как гурман говорю. Сравнивать их все равно что кислое и квадратное — неправильно поставлен вопрос. Каждый хорош на своем месте.

Не мыслить «как все», или проблемы творческих детей:

Творческие люди обучаются сами и начинают это делать очень рано. Свои необычные идеи, свои открытия они никогда не считают чем-то экстраординарным. Это для них самая обычная и очевидная вещь. Они часто не понимают, в чем, собственно, состоит их заслуга, если всё так очевидно. Очевидно ИМ…

У таких людей, как правило, неприятности в школе, большая их часть умнее учителей. Они, конечно, не знают того, что знают учителя, но они могут быть умнее. И поэтому попадают в очень сложную ситуацию, оказываясь под прессингом общества.



У меня был коллега, детский врач-терапевт, он рассказал такую историю. Один мальчик — тотальный двоечник в школе, сидя дома, будучи семи лет от роду, изобрел паровой двигатель. И не просто его изобрел, а собрал.

Представьте себе: паровой двигатель на подсолнечном масле, брызгая этим самым раскаленным маслом, носится по квартире! При этом мальчика все считают дурачком.

Почему необходимо читать:

Чтобы развиваться, надо читать сложную литературу. Важно линейное чтение — от начала до конца. Гипертекст, вынуждающий кликать на выделенное слово и как бы проваливаться в него, порождает нестройность мысли.

Люди, которые выросли на таком типе чтения, не в состоянии прочесть большой текст целиком. У них рваное сознание — кое-что отсюда, оттуда. Когда спрашиваешь ребенка, про что был этот рассказ, он вам его не может пересказать.



Прогнозы ученых о будущем чтения неоптимистичны — предрекают серьезный раскол между возможностями интеллектуальной элиты и основной массы населения земного шара.

Но если дети будут только комиксами заниматься, у них не выработается не только алгоритм для чтения сложной литературы, которая формирует сознание, но и алгоритм сложного думания — они будут думать только на какую кнопку нажать, чтоб тебе гамбургер привезли.

Мозг пластичен не только в детстве, как считали раньше. Доказано: он образует новые нейронные связи до конца жизни. Любая работа, кроме скучной и рутинной, приносит пользу для мозга. Главное — иметь дело с постоянно меняющейся, сложной информацией.

Способность получить высококлассное образование может стать элитарной привилегией, доступной только «посвященным». Вспомним Умберто Эко, предлагавшего в романе «Имя розы» пускать в Библиотеку только тех, кто умеет, кто готов воспринимать сложные знания. Произойдет разделение на тех, кто будет уметь читать сложную литературу, и тех, кто читает вывески, кто таким клиповым образом хватает информацию из интернета. Оно будет раздвигаться все больше и больше.

«Если мы ляжем на диван и будем там лежать полгода, то не сможем встать. Если мозг будет читать идиотские журналы, общаться с дураками, слушать легкую бессмысленную музыку и смотреть тупые фильмы, то не на что жаловаться. Мозг должен тяжело работать. Тяжело – ключевое слово. Мозгу должно быть трудно. Книга, которая может быть для кого-то легкая, но для вас она сложная. Фильм, который вы не понимаете. Значит, вы будете думать, читать критику. Или спектакль, где не ясно, что хотел сказать режиссер. В таком случае мозг будет занят работой».

Автор: Татьяна Черноговская
Что думаете?
Зарегистрируйтесь, чтобы не видеть рекламу
Реклама на форуме
Старый 15.05.2019, 13:58
  #2   
Цитата:
Сообщение от Red Посмотреть сообщение
«Если мы ляжем на диван и будем там лежать полгода, то не сможем встать. Если мозг будет читать идиотские журналы, общаться с дураками, слушать легкую бессмысленную музыку и смотреть тупые фильмы, то не на что жаловаться. Мозг должен тяжело работать. Тяжело – ключевое слово. Мозгу должно быть трудно. Книга, которая может быть для кого-то легкая, но для вас она сложная. Фильм, который вы не понимаете. Значит, вы будете думать, читать критику. Или спектакль, где не ясно, что хотел сказать режиссер. В таком случае мозг будет занят работой».
Ну вообще-то вот это ключевое. Потому что так устроен человек физиологически, что работа мозга, это тяжелая работа и заставить его работать довольно трудно. Нужен либо горячий интерес и соответственно желание, либо волевое усилие. Чрезмерное упрощение типа комиксов и чрезмерное усложнение (текст перегруженный специальными терминами, либо корявыми формулировками), не способствуют выстраиванию системы. Поэтому каждому своё.
В тексте основная мысля каешн правильная, но немного расплывчато по-моему. Растёкся автор мыслию, но ничего нового: читайте хорошую литературу, не читайте комиксы, а то обзаведётесь клиповым мышлением. Собсно, это всё.
Старый 15.05.2019, 19:20
  #3   
Старый 15.05.2019, 19:48
  #4   
Цитата:
Сообщение от Bell Посмотреть сообщение
Ну вообще-то вот это ключевое. Потому что так устроен человек физиологически, что работа мозга, это тяжелая работа и заставить его работать довольно трудно. Нужен либо горячий интерес и соответственно желание, либо волевое усилие. Чрезмерное упрощение типа комиксов и чрезмерное усложнение (текст перегруженный специальными терминами, либо корявыми формулировками), не способствуют выстраиванию системы. Поэтому каждому своё.
В тексте основная мысля каешн правильная, но немного расплывчато по-моему. Растёкся автор мыслию, но ничего нового: читайте хорошую литературу, не читайте комиксы, а то обзаведётесь клиповым мышлением. Собсно, это всё.
На мой взгляд, тоже да.
Ключевое - и мышцы, и мозги тренируются через усилие, через « не могу», через боль.
Как любил говорить мой тренер : На пользу идут только те подходы, когда ты уже не можешь их выполнять, но усилием воли через не могу все-таки делаешь.
С мозгами аналогично.
Старый 15.05.2019, 19:56
  #5   
окружающая среда определяет какой ген включать, а какой нет, по мнению нейробиологов.
да и не только.
Предметы и подарки Gun
Получен подарок 08.05.2018, 09:52 от Шиххиртх
Сообщение: Личное оружие Харли Квин. Ко дню победы :) - Шиххиртх
Старый 15.05.2019, 21:11
  #6   
Цитата:
Сообщение от Меламори Посмотреть сообщение
окружающая среда определяет какой ген включать, а какой нет, по мнению нейробиологов.
да и не только.
Но уровень интеллекта предопределён генетически. Дальше уже в общем-то да, будет разработан потенциал или не будет и если будет, то насколько. Это про один процент таланта и 99% работоспособности, или как там было-то. Тут обидно то, что выше определённого, заложенного в генах потенциала, фиг прыгнешь, сколько ни пыхти.
Старый 15.05.2019, 21:16
  #7   
Старый 15.05.2019, 21:52
  #8   
Цитата:
Сообщение от Red Посмотреть сообщение
На мой взгляд, тоже да.
Ключевое - и мышцы, и мозги тренируются через усилие, через « не могу», через боль.
Как любил говорить мой тренер : На пользу идут только те подходы, когда ты уже не можешь их выполнять, но усилием воли через не могу все-таки делаешь.
С мозгами аналогично.
вот только мзги то бывают разные :
1. рептилоидные с доминирующим ЦПРом (центром принятий решений)
и
2. приматоидные с доминирующими эмоциями и страстями
и тренировать приматоидов - это то же самое, как рептилоидов призывать к здравому смыслу

Последний раз редактировалось комукак; 15.05.2019 в 21:54..
Старый 15.05.2019, 22:47
  #9   
Помимо уже сказанного Bell:
Цитата:
Важно линейное чтение - от начала до конца. Гипертекст, вынуждающий кликать на выделенное слово и как бы проваливаться в него, порождает нестройность мысли.
Тут дело не в гипертексте, а в многозадачности: у большинства людей снижается эффективность при частом переключении контекста. А гипертекст сам по себе почти никакого влияния на мышление не оказывает, если все связанные гиперссылками части относятся к одному и тому же контексту (например, основной текст и глоссарий связаны ссылками - переход аналогичен обращению к отдельному словарю: стройность мышления не страдает).

Цитата:
Но если дети будут только комиксами заниматься, у них не выработается не только алгоритм для чтения сложной литературы, которая формирует сознание, но и алгоритм сложного думания — они будут думать только на какую кнопку нажать, чтоб тебе гамбургер привезли.
Не отрицая важность чтения для развития, предполагаю, что развитие визуального мышления не менее важно (а это как раз комиксы и прочие тексто-графические вещи, в том числе специальные для развития мышления), а развитие сложного думания завистит не только от чтения сложных книг, которые прежде всего развивают силу воли и сосредоточенность :-) Вообще, сложные художественные книги предполагают развитие не сложного думания, а социальной компетенции в результате моделирования и сопереживания ситуаций. Сложные специальные книги повышают эрудицию. А думать, причем системно, из книг учат в основном только учебники с задачами, да и то если их решать, ну еще хорошие детективы без спойлеров :-) Все остальные, над которыми нужно думать, предполагают, что читатель думать уже научился :-)

Последний раз редактировалось Теxнарь; 15.05.2019 в 22:49..


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

vB-коди Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Часовой пояс GMT +4, время: 15:14.


Powered by vBulletin® Version 3.8.9
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Realax Forums 2007-2024