«Троллейбус» – песня Виктора Цоя, написана в 1983 году, в дискографии «Кино» представленная в нескольких альбомах. В акустическом варианте она вошла в альбом «Сорок Шесть» а её первую электрическую версию можно услышать на «Начальнике Камчатки». В 1989 году композиция была записана заново в более жёсткой аранжировке для изданного во Франции сборника «Последний Герой».
Песня «Троллейбус» часто исполнялась на акустических концертах Виктора Цоя. Её считают хитом и ставят в один ряд с такими известными произведениями, как «Последний герой», «Спокойная ночь», «Группа крови» и другими. Во второй половине 80-х годов композиция была издана на виниловом диске-миньоне «Песни из альбома “Начальник Камчатки”». В записи этого варианта принял участие известный джазовый музыкант Игорь Бутман.
Инна Николаевна Голубева: Жили они на съемных квартирах… Оба говорили в один голос, мне рассказывали, что где-то на Блюхера… Это куда ничего не едет, никакого метро нету. И там, значит, был один троллейбус, который ходил раз в полчаса, и больше ничего. До центра доехать было вообще невозможно. И вот они там снимали «однушку», маленькую такую, маленькую-премаленькую. Я там была один раз у них…
Марианна Цой: Наш дом так по дурацки располагался, что добраться до него можно было только на троллейбусе. Рядом с домом было троллейбусное кольцо - тройка, девятнадцатый и еще какой-то. И этим троллейбусам очень не нравилось ездить в двадцатиградусные морозы, во всяком случае, если они ездили, то очень медленно. Мы жутко замерзали. У нас эти троллейбусы сидели в печенках.
Песня скорее всего не о троллейбусе, песня о проблеме запада и востока. Эту песню нужно понимать в переносном смысле. Троллейбус - это наше советское государство, которое без шофёра в голове, со ржавым мотором, всё ещё тянется прежним курсом, т. е. от запада.
Виктор, который каждый день добирался куда-либо на том самом троллейбусе, пытался и в то же время не стремился вложить скрытый смысл в данный текст. Хорошая песня не та, в которой все понятно, а та в которой ты нашел что-то для себя, и это может быть понятно только тебе, и даже сам автор может удивиться, что его песня ещё и про "это-что-то-твоё")
Мое место слева и я должен там сесть,
Не пойму, почему мне так холодно здесь,
Я не знаком с соседом, хоть мы вместе уж год.
И мы тонем, хотя каждый знает, где брод.
И каждый с надеждой глядит в потолок
Троллейбуса, который идет на восток.
Все люди – братья, мы – седьмая вода,
И мы едем, не знаю зачем и куда.
Мой сосед не может, он хочет уйти,
Но он не может уйти, он не знает пути,
И вот мы гадаем, какой может быть прок
В троллейбусе, который идет на восток.
В кабине нет шофера, но троллейбус идет,
И мотор заржавел, но мы едем вперед,
Мы сидим не дыша, смотрим туда,
Где на долю секунды показалась звезда,
Мы молчим, но мы знаем, нам в этом помог,
Троллейбус, который идет на восток.
Троллейбус 3-го маршрута ходит и сейчас, причем по неизменному маршруту. Почему решил это всё сюда притащить, потому что на прошлой неделе был там, на Тухачевского и Блюхера.
Кстати, по воспоминаниям Марианны Цой, с легкой руки Б. Гребенщикова, который неоднократно приезжал к ним в гости, улицу Блюхера они называли, ну, переводом данной фамилии.
Поблагодарили Дождев за хорошее сообщение: