Опции темы Оценить тему
Старый 15.09.2024, 00:03
  #1   
О времени, с точки зрения религии и различных религиозно-философских доктрин

сорри...но не могу удержаться от создания новой темы на тему времени, ибо ничего подобного тому, о чем мне хочется порассуждать - не нашла)

Итак, Виленский Гаон о времени
(тем, кто не знает, кто такой Виленский Гаон - Дер-Вильнер Гаон, Элияу бен Шломо Залман (1720-1797), знаменитый ученый-талмудист, гордость восточно-европейского еврейства
из комментарий на "Сифра децемуита"

«Суть одежд, которые состоят из дней человека, — в том, что человек и время — это мужское и женское [начала]. Человек и все ступени его души как одно — это мужское, а время мира его (шнот олам) — это женское. Это душа (нефеш) и дух (руах). [Ведь поскольку] душа сопричастна телу, потому из дней и лет образуется [как бы] тело для духа, как сказано: “Женское окружает мужское”.

Из того, что человек и время — это мужское и женское начала, следует, во-первых, что человек, как особое “начало” (душа в целом), независим от времени, а во-вторых, что они соединены в мире как мужское и женское, т.е. как акт, в котором содержатся воздействие и восприятие, взятие и давание. Однако каким образом “дни и годы” соединяются с “душой в целом?” Как душа и дух. Ведь душа сопричастна телу, а тело существует во времени, таким образом, душа есть сознание, переживание времени, из которого “образуется тело для духа”. Ведь только в душе, а не в теле присутствуют эти “дни и годы” человека в мире.

Еще одно следствие из сказанного. Мир предстоит человеку в форме времени, т.е. в “женском” обличье, оставляя свободу “мужскому” — человеку. Потому что если помыслить мир в его полноте, без ограничения временем, скажем, как абсолютную волю Творца, то, понятно, что ни о каком свободном действии человека не может быть и речи».

Виленский Гаон продолжает:

«Хорошо сказали мудрецы, что время — друг и любимая человека, и разделили время на три части: прошлое, настоящее и будущее, которым соответствуют [три части души] высшая душа (нешама), дух (руах) и душа (нефеш) и [три части тела] голова, грудь [сердце] и чресла.

Как голова (начало), самое высшее, снижается, переходя в другие части [так же и прошлое по отношению к настоящему. Однако] “не говори, что прежние дни были лучше, чем эти” (Коэлет). Ведь в самом теле именно сердце — это главная часть человека и, соответственно, дух (руах) [главная часть души в целом]. А высшая душа (нешама) только учит человека разуму, чтобы направлять его. То же и время — суть его в настоящем, а прошлое — уже прошло, оно только учитель, способный оказать помощь. А о будущем сказано: “Не будь озабочен заботами завтрашнего дня”. Не следует человеку думать о нем, ведь он ему не принадлежит. Таким же образом в душе; пусть не думает о себе, что она нуждается в теле, как сказано: “Ибо душа твоя желает [есть] мясо” (Дварим 12:20), т.е. [мясо — это] мир, который душе не принадлежит и завтра нет его, ибо он — временное жилище [души].

Хорошо сказали мудрецы, что время — друг и любимая человека.

Нам неизвестно, кому принадлежит эта фраза, т.е. кто имеется в виду под словами “сказали мудрецы”. К сожалению, ибо смысл этих слов совершенно неожидан.

Ведь временность — это “бренность”, то, что человек всеми силами стремится преодолеть, то, с чем надо “бороться”, “ускорять” или “замедлять”, а то и совсем “остановить”. А то, чего бы он желал, — это, скорее, вечность. Однако очевидно, что не время надо считать причиной того, что “все проходит”, а сущность вещей. Ведь человек смертен уже в момент рождения, только время разделяет это на два отдельных события, а между ними — промежуток, который называют жизнью. И то, что мудрецы сказали о времени, мы обычно говорим о жизни. В этом смысле время есть жизнь души, как и поясняется дальше.

“И разделили время на три части и т.д.” Что означает это разделение времени? Если представлять время как поток, то его можно разделить только на периоды, как, например, утро — день — вечер или детство — зрелость — старость. Но тут разделение другого рода. А именно: каждый раз тут все три части времени вместе, так же, как каждый раз тут присутствует вся душа целиком, и каждой части времени соответствует определенное состояние и способность души.

Это соответствие времени и души (скорее, жизнь души, а не сознание времени) представлено так, что прошлое, настоящее и будущее являются “одеждами”, в которые облачаются соответственно высшая душа, дух и душа [7] и в которых они соприсутствуют и соотносятся друг с другом».
Зарегистрируйтесь, чтобы не видеть рекламу
Реклама на форуме
Старый 15.09.2024, 00:25
  #2   
это очень соотносится с китайской философией, которая утверждает что время в сознании человека
в китайской традиции время течет в твоем теле, время личностное и время вселенское они сходятся в том, что это НЕ длительность, это не некая стрела, запущенная куда то в бесконечность (вспоминается Айзек Азимов с его " Конец вечности"), а это есть то, что ты ощущаешь и осознаешь в каждое мгновение
так же как и китайцы и евреи, каждая из этих наций имеет свой собственный календарь
причем у евреев сутки начинаются с заката, а не в 12 пополуночи, как у всех остальных народов)
подозреваю, что у китайцев ещё более сложная метолика определения суток)
причем у китайцев есть ещё технология описаия времени вместе с описанием музыкальных вибраций)

у китайцев есть понятие некоего общего поля (оно вообще то было у всех, когда то, хотя и выражалось по разному) и это время
дух, сила дыхания и вещество ощущений - три единицы, составляющие сущность человека в китайской философии, явленную в оболочке, которую можно потрогать и рассмотреть (тут можно вернуться к стартотопику и перечитать Виленского Гаона)
Старый 15.09.2024, 01:11
  #3   
И-Кинг - Книга Перемен.

Основа теории И-Кинга, которая как увидим, является также основой самой современной физики, состоит в следующем: в каждой точке своего течения Время разделяется на несколько ветвей, которые можно выбирать произвольно.

А Книга Перемен даёт советы, как избрать то или иное решение, пойти той или иной ветвью Времени.

Книга Перемен появляется в 1143 году до нашей эры, её также называют Книгой Шу. <...>
В другом плане эта книга представляет собой первую победу человека над временем. И-Кинг представляет собой труд, включающий шестьдесят четыре гексограммы, а так же их объяснения.

Книга И-Кинг является в какой-то мере стрелкой, перпендикулярной по отношению к оси Времени, которая указывает на то из различных разветвлений Времени, которое следует выбрать. Короче говоря, это похоже на сигнальное табло.

Такое объяснение дал в 1060 году Шао Ян.<...>
Как бы ни обстояло дело, важным является то, что цивилизация, основанная Фо-Хи и продолжающая своё развитие вот уже пять тысячелетий, это цивилизация Времени, а не пространства.

Китайцы никогда не изобретали геометрии, даже эвклидовой. Они её узнали от западных миссионеров. Их математика была очень высоко развита, но являлась чисто алгебраической. Зато начиная с I в. они начали развивать часовое дело и с тех пор до наших дней продолжают изыскивать различные хитроумные способы для измерения Времени.

Очевидно, что Время интересует их значительно больше, чем Пространство. Некоторые из их теорий, которым более трёх тысяч лет, но которые имеют в числе своих сторонников самых передовых учёных наших дней, постулируют, что пространства не существует и что предметы могут оказывать воздействие на другие предметы, находящиеся от них на поистине фантастическом расстоянии. Нидхэм пишет: «Начиная с времен Сан Гуо, встречаются замечательные высказывания о действии на расстоянии, осуществляемом без физического контакта с огромными интервалами в пространстве».

Возможно, именно потому, что китайцы не придают большого значения пространству, им кажется, что его легко нейтрализовать, тогда как время представляется им фундаментальным.

В книге И-Кинг, как и в необычных китайских часовых механизмах, заметно их чрезвычайное внимание ко Времени. <...>

Предвидеть и контролировать будущее, владеть Временем — вот те цели, которые с самого начала ставит перед собой китайская цивилизация.
Старый 15.09.2024, 01:15
  #4   
Разгадка тайны Времени была сожжена 12 июля 1562 года в городе Мехико Сити.

Диего де Ланда, монах-францисканец, которому было поручено подавить ересь в провинциях Юкатана и Гватемалы, незадолго до этого завоёванных Его Высокопреосвященством Испании, приговорил к сожжению на костре главнейший из манускриптов майя, в котором говорилось о тайнах Времени.

Нам известно лишь то, что майя не считали Время однородным.

По их представлению, одни из частей Времени обладали определёнными свойствами, а другие - нет. Это немного напоминает народное суеверие, которое подразумевает существование неких плохих дней, как, например, пятница 13-е число, и других, нормальных дней.

Майя считали, что у Времени есть не два вектора, прошлое и будущее, а шесть.

Мы вновь сталкиваемся здесь с «ветвями» Времени, о которых говорилось в книге И-Кинг и которые помогут нам устранить временные парадоксы перемещения во времени.
отрывки из начала книги - Тайные хозяева времени. Автор Жак Бержье.
Старый 15.09.2024, 16:40
  #5   
Итак, по Торе, Творец всего сущего «пребывает» вне объекта Своего создания (как и приличествует любой причине, находящейся вне того, чему она причина), а значит, и вне времени. Следовательно, Ему, как минимум, можно приписать одновременное присутствие во всех точках временнóго потока. Это утверждение является вторым нашим тезисом. Попробуем отвлечься на минуту от религиозной подоплеки и посмотрим на всю ситуацию взглядом непредубежденного наблюдателя. Получим такую картину. Есть некая точка взгляда на «реальный мир» со стороны, откуда он выглядит как статичная картина. Вы, как житель этой «потусторонней» реальности, можете проявить себя, проникнув в поток времени обычного мира, но вы проникните сразу и необратимо во все его точки. Причем будете присутствовать везде, в каждой координате его пространства и времени. Исчезнуть, элиминировать обратно, вам уже не удастся, поскольку ваше присутствие зафиксировано навечно; оно есть необходимая характеристика потока, в котором вы проявили свое участие. Понятно, что такая картина является порождением скорее стилистического хода, когда для описания используются глаголы, эти грамматические свидетели погруженности в течение реки времени. На самом деле, вы, как было предположено в начале, — обитатель над-временного пространства, а значит, не можете находиться в состоянии до своего погружения и после него. Тут впору вводить некоторое комплексное (мнимое) измерение для «вневременного» бытия, но — математика, как известно, не всегда в ладах с философией…
Старый 15.09.2024, 16:41
  #6   
Итак, когда Всевышний обращается к еврейскому праотцу: «Авраам, Авраам!» — Он обращается к нему во все моменты человеческой истории. То же самое с Его обращением к пророку Моше, к остальным пророкам и прочим персонажам Танаха. То же с Его диалогом с нами! Мы обращаемся к Создателю в молитве, Он нам отвечает — а все обитатели духовного мира при этом присутствуют. Причем среди этих обитателей обретаемся и мы: ведь там нет времени, а значит, не имеет значения, когда мы там появимся. Можно считать, что уже появились.
Старый 16.09.2024, 13:48
  #7   
Цитата:
Сообщение от Sandy Посмотреть сообщение
есть не два вектора, прошлое и будущее, а шесть.
Сенди, у времени есть только один вектор)) - это улица одностороннего движения без зеркала заднего вида.
Старый 16.09.2024, 13:54
  #8   
Цитата:
Сообщение от The Sound of Thunder Посмотреть сообщение
Сенди, у времени есть только один вектор)) - это улица одностороннего движения без зеркала заднего вида.
Очень надеюсь на то, что Вы сумели заметить, что мнение о шести векторах времени не мое, но древних Майя)
Старый 16.09.2024, 13:57
  #9   
Старый 16.09.2024, 14:05
  #10   
Цитата:
Сообщение от The Sound of Thunder Посмотреть сообщение
Майя не знали о существовании необратимых процессов? Я так не думаю.
А я думаю, что тот, кто сообщает мне что-то в данном высказывании, не определился, то ли он обыватель, то ли физик, знающий что такое квантовые законы.
Или трусы, или крестик, одновременно- фуфло)
Старый 16.09.2024, 14:10
  #11   
Цитата:
Сообщение от Sandy Посмотреть сообщение
А я думаю, что тот, кто сообщает мне что-то в данном высказывании, не определился, то ли он обыватель, то ли физик, знающий что такое квантовые законы.
Или трусы, или крестик, одновременно- фуфло)
даже обыватель знает - если распылить в атмосферу через пульверизатор флакончик духов - молекулы благовонья назад во флакончик уже не загонишь.
Старый 16.09.2024, 14:34
  #12   
Цитата:
Сообщение от The Sound of Thunder Посмотреть сообщение
даже обыватель знает - если распылить в атмосферу через пульверизатор флакончик духов - молекулы благовонья назад во флакончик уже не загонишь.
и пони бегают по кругу)
Пока не расфигачат дурную повторяемость)
Старый 16.09.2024, 17:10
  #13   
вообще то тема - о времени с точки зрения различных религиозно-философских доктрин
не научно- каких то там
Старый 16.09.2024, 17:11
  #14   
Даже то, как мы помним свое прошлое — это только концепция, которая в течение жизни может видоизменяться в зависимости от обстоятельств, по крайней мере, об этом говорят как философы, так и психологи.
Старый 16.09.2024, 18:39
  #15   
Старый 16.09.2024, 18:57
  #16   
Цитата:
Сообщение от The Sound of Thunder Посмотреть сообщение
властной пропаганды.
да
но и не только
в зависимости от глупых мнений, вошедших в моду
хотя....это и есть властная пропаганда
так что Вы абсолюто правы
Старый 16.09.2024, 19:06
  #17   
Цитата:
Сообщение от Leona Посмотреть сообщение
да
но и не только
в зависимости от глупых мнений, вошедших в моду
хотя....это и есть властная пропаганда
так что Вы абсолюто правы
мы на ты))
Старый 16.09.2024, 19:23
  #18   
Цитата:
Сообщение от The Sound of Thunder Посмотреть сообщение
мы на ты))
да, сорри, забылась

у меня бывает)
порой забываю - с кем я на "ты", а с кем на Вы)
Старый 16.09.2024, 19:26
  #19   
Старый 17.09.2024, 15:33
  #20   
ещё одна концепция времени
циклическая


Трактовка времени в индийской философии тесным образом связана со стремлением индийских мыслителей определить вневременную, неизменную основу бытия путем ее отделения от изменчивых и непостоянных вещей. Высшая цель человеческой жизни – «освобождение» (мокша, нирвана) – представляется индийцами как разрушение причинно-следственной (см. Сансара) связанности событий, разрывающее и цепь времени.
Наибольшее влияние на религиозно-философскую мысль Индии оказало представление о времени как о двух «образах Брахмана»: «воплощенного, великого океана творений», пребывающего в дискретном времени по эту сторону солнца, и «не-времени», лишенного частей, тождественного вечности, по ту сторону солнца («Майтри=упанишада» VI. 15–16). По сути все дальнейшее развитие философии времени в Индии было неким концептуальным оформлением этих двух «образов» и их поляризацией, достигшей своего апогея в учениях буддизма и адвайта-веданты. В центре внимания буддизма оказалось «воплощенное» время, тождественное временности и текучести элементов существования (дхарм), адвайта же придала абсолютную ценность вечности, объявив время продуктом майи – затмения и искажения неизменной и самотождественной природы Брахмана.
Древние и средневековые источники упоминают и специальное учение о времени – калаваду, приписывающее действию времени все происходящее в мире. Уподобляемое бесконечному и безначальному потоку, увлекающему за собой все предметы, оно считалось причиной их изменчивости и тленности, силой, порождающей, а затем безжалостно пожирающей все во вселенной (концепция циклов), роком, судьбой, лишающей смысла ритуальное благочестие ведийского человека. Калавада не представляла собой целостную философскую концепцию, а была скорее мифо-поэтическим выражением фаталистического и пессимистического мироощущения человека перед лицом могущественных и неподвластных ему внешних сил, аналоги которому можно найти во всей мировой литературе (ср. древнеегипетская поэма «Разговор разочарованного с его душой», шумерская «Человек и его бог», вавилонская «Праведный страдалец»). Именно по причине своего фатализма она не вписалась в общеиндийскую концепцию кармы – закона морального воздаяния «по делам» живых существ.
Собственно философские идеи времени складывались на индийской почве под влиянием размышлений о существовании неизменной и вечной субстанции. Поиски устойчивой, незыблемой опоры в потоке изменчивости феноменального мира, способствовавшие разработке концепции единства Атмана и Брахмана, стали источником идеи абсолютного времени, которое является тем не менее субстратом изменчивости и временности, а также масштабом для оценки изменения и становления. В связи с этим концепции времени варьируют от утверждения (ньяя, вайшешика, миманса, джайнизм) до отрицания (школы буддизма) его единства и субстанциальности. Между этими крайними позициями располагаются различные атрибутивные концепции времени (время как атрибут субстанции, аспект конкретного становления) санкхьи и некоторых направлений веданты. Всех «субстанциалистов» объединяет стремление доказать объективное существование времени. Правда, одни считают, что оно воспринимается чувственно, наравне с предметами (сторонники мимансы Кумарилы Бхатты), другие – что оно выводимо из языковых выражений, обозначающих временные отношения следования, предшествования и одновременности (ньяя и вайшешика).
Главный принцип буддизма – отрицание субстанциальности (анатма=вады) и признание тотальной изменчивости (анитья) – обусловливает полное слияние времени и бытия, мгновенности и мгновенного. Времени как континуальной подоплеке изменчивости вещей противопоставляется временность, тождественная дискретности элементов бытия (дхарм), а реальности длительности – реальность момента, временного атома (кшаны). Однако если с точки зрения буддийских школ хинаяны моменты времени относительно реальны, то в буддизме время нереально, поскольку оно относительно.


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

vB-коди Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Часовой пояс GMT +4, время: 17:46.


Powered by vBulletin® Version 3.8.9
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Realax Forums 2007-2024