Чуть-чуть о Зороастре
Такая путаница возникла из-за того, что в персидской культуре было несколько выдающихся мыслителей, внёсших вклад в развитие зороастризма. Все они имели собирательное имя "Зороастр". За всю историю их было десять, и дата, определённая Вестом, относится к последнему, десятому Зороастру. Девятый Зороастр жил в 1530-1449 гг до НЭ, что находится в хорошем соответствии с Ксанфосом Лидийским и Диогеном Лаерцием, а также европейским исследователем Мильсом. Разбор клинописей, а также анализ их текстов, показал, что появления Зороастров происходили через достаточно большие промежутки времени, за многие тысячи лет до НЭ.
В основе Зороастризма лежит идея дуализма Ормузд - Ариман. Ормузд - это доброе и светлое начало, а Ариман - отрицательное. Однако есть тонкость, которую многие исследователи пропускают мимо. В зороастризме они не противопоставляются друг другу. Противопоставление возникло из искажения под воздействием соседней туранской культуры. В настоящем зороастризме Ариман - это не злое божество, и не отрицание добра, а только недостаточность добра. "Ариман - это сомнение Ормузда в самом себе". Понятие добра и зла в учении Зороастра появляется только после того, как человек начинает развивать в себе способность распознавания и выбора. В этом плане, невежество относится к сфере власти Аримана, а познание - это движение к Ормузду.
Космос, по представлениям Зороастров, троичен:
Ахура-Мазда - начало и источник жизни
Спента-Майпуш - аналог Святого Духа, созидающее и преумножающее начало
Ангро-Майпуш - символ материи, начало разрушающее.
Объединение всех этих трёх даёт истиную реальность - древне-иранского Бога Црвана-Акарана - безграничное время, беспредельное пространство, бесконечный Абсолют.
Более поздние Зороастры отдельно выделяли Бога Света - Митру. Это было у них олицетворение творческой силы и объединения Бога и вселенной - его собственного творения. Проявление Митры для людей представлялось в виде света. Поэтому неудивительно, что со временем зороастризм несколько упростился до огнепокнонничества. Солнце, как источник жизни, тепла и света, стало символом истинного Божества. Также все проявления жизни в этом мире осуществлялись под воздействием божественной субстанции, которая проявлялась в виде пламени, а визуально - в виде света.
Любопытно то, что установленные издревле зороастрийские культы были близки более поздним христианским традициям. Так, христианский апологет Тертулиан (IIIв НЭ) и другие историки религий свидетельствуют, что у зороастрицев были обряды покаяния, посты, миропомазание, где посвященному делали крестообразные знаки маслом на лбу. Приносились святые дары в виде белого хлеба, масла и мёда и пр. Также были развиты идеи спасения и воскресения, необходимым условием для которых являлись совершенная чистота мысли, тела и духа.
Упадок зороастризма начался после нашествия туранского владыки Арджаспа, во время которого (583г. до НЭ) Зороастр был предан мученической смерти на ступенях храма в Балхе. Привнесение ислама арабами через несколько сот лет окончательно увело в небытие учение Зороастризм.