Байки у костра
![](https://proza.ru/pics/2013/05/30/315.jpg?8622)
Преуведомление автора.
Истории эти, любезный мой Читатель, рассказаны были у экспедиционного костра тремя девицами разного возраста, силою обстоятельств лишенными мужского общества. Хоть и прошло с той поры немало лет, перед моим взором ясно предстает дивная картина: в теплом круге света грациозно раскинулись три (точнее две, себя я не вижу) нимфы в штормовках, противоэнцефалитных штанах и вибрамах.
Потрескивают дрова в костре, в кружках дымится
свежеприготовленный глинтвейн (спирт, вода по вкусу, сахар и ягоды, какие попадутся). Отблески пламени красиво играют на вороненых стволах двух "Барсов" и моей верной вертикалки двенадцатого калибра. Течет неторопливая беседа обо всем на свете. Но потом неизменно разговор возвращается к тем, кто оставил нас несколько дней назад, уехав разбираться с ЧП на соседнем участке и к тем, кто оставил нас гораздо раньше.
Многих подробностей тех историй я уже не помню, географические и хронологические привязки опущу из соображений сохранения анонимности. Ни в коей мере не претендуя на высокое звание писателя и даже писательницы, я не буду пытаться изобразить все особенности сложных характеров моих подруг.
При перекладывании баек на бумагу, они многое теряют. Так, мимику, жестикуляцию, интонацию рассказчика и многое другое передать невозможно. Но я все-таки попробую. Вы уж не обессудьте.
За правдивость услышанных и своих баек, автор ответственности не несет. Ведь в каждой байке есть доля байки, все остальное синтетика.
Для затравки Случаи анекдотические
На полевых работах всякие истории случаются. В некоторых случаях сама была очевидцем и участником, некоторые уже стали геологическим фольклором.
Итак, представьте себе: Осень. Отряд закончил работы по проекту. База свернута, осталось только здание сортира, подлежащее разборке. Кроме того, есть небольшой, несколько кило, остаток ВВ от горных работ, также подлежащий уничтожению. И вот родилась идея о совмещении двух деструктивных процессов. А тут еще вертолет прибыл всех забирать, а вместе с ним буровая бригада, которую прихватили по пути. Зрители расположились амфитеатром. Обычные манипуляции взрывника, и на месте сортира образуется подобие ядерного "гриба", который с порывом ветра несет тонкодисперсное вещество прямо на вертолет и зрителей.
Назвать эту сцену немой было бы выпадом против истины...
Отряд собирает в тундре "потоки" 200 000-го масштаба. Базой служит балок, перетаскиваемый трактором. Однажды ночью подморозило, и трактор не смог сдернуть балок с места. А.И., взрывник-любитель (помимо того, что еще и профессионал), говорит: "Да сейчас мы детонирующим шнуром полозья обвернем, хлопнем – и можно ехать!". Коллеги не возражают. Кто спит на верхних нарах, кто кашу ест прямо из кастрюли. А.И. входит в балок и предупреждает: "Сейчас бахнет". Бахнуло. Окна-двери повылетали, спящий с верхних нар свалился, кастрюля с кашей у кого-то на голове. А.И. поправляет очки и информирует: "Надо же, забыл бухту отрезать..."
Где-то в Восточном Саяне в съемочную партию приехала студентка-практикантка. По традиции и просто по личной инициативе персонал постарался рассказать ей как можно больше страшных историй про медведей, а также дал конкретные инструкции на случай встречи с "хозяином" - дескать, кричи что было сил и лезь на ближайшее дерево. И на тебе - в первом же маршруте эта студентка с геологом нос к носу столкнулись с мишкой-пестуном. В течение последующих минуты-двух активные действия предпринимала только студентка, которая в полном соответствии с инструкциями завизжала и полезла на ближайшую лиственницу. А поскольку в деревце было не более 3 метров высоты, то она очень быстро достигла верхушки; лиственница при этом согнулась, и студентка зависла в метре над землей, непрерывно "подавая звуковые сигналы". У геолога был карабин, вероятно, именно поэтому в ситуации он оценил только комичную сторону. Что думал медведь, сказать трудно. Наверное, то же, что и большинство его собратьев при встрече с человеком, что-нибудь в духе: "Ходют тут всякие!" И покинул сцену первым.
Западный Саян, начало июля, первые маршруты сезона. Спускаемся с радиометристом Шурой по довольно крутому (градусов 35) склону по крупноглыбовым развалам. Выходим на небольшой снежник. Несколько опрометчиво разгоняюсь на рыхлом фирне и, когда фирн сменяется льдом, утрачиваю контроль за ситуацией. Молотком затормозить не получается, все-таки не ледоруб. Быстро еду на пузе, ногами вперед. Повезло – за пару метров до края снежника попала ногой в трещину и обошлось без травм.
Посидела, вытряхнула снег из ушей и полевой сумки, а подошедшего через 15 минут Шуру встретила словами: "Ну, где ты там ковыляешь? Я же показала, как надо".
Подкинули нам спальники пуховые. Пушок, похоже, подгнивший был, пока спальнички сухие - ничего .... Но на одной из выкидушек попали под дождь хороший.... Палатка - брезентовая двойка, в ней пять человек. Печки нет, дров тоже нет...граница леса на пятьсот метров ниже....А запах..... Удовольствие расстянулось на неделю ... дождь временами прекращался, но высушить промокшие спальники не удавалось... По ночам снились кошмары, главными героями которых были дурно пахнущие курицы-зомби....Иногда я просыпалась в твердой уверенности, что все мои товарищи внезапно умерли и, судя по запаху, уже начали разлагаться. Самым утонченным издевательством судьбы, было присутствие в ежедневном меню куринного супчика (пакетированного). Спать можно было лишь уткнувшись лицом в подушку. В качестве подушки традиционно использовались резиновые сапоги обернутые портянками... Эх, а энцэфалитку - выкинуть пришлось. Не смогла избавиться от запаха.
Одним прекрасным полярным утром два геофизика в процессе опохмелки съели на закуску мирно произраставший на подоконнике кактус (больше ничего съедобного в балке не нашлось). Не помню, как они избавились от колючек – то ли пассатижами повыдергали, то ли просто почистили кактус, как картошку. Говорили, на вкус вроде огурца.
Обучала в поле студента-практиканта литохимическому опробованию. Дело несложное - две горсти грязи и этикетку в мешочек, завязать - и в рюкзак. На первом пикете пробу взяли вместе, дальше - поочередно, "чехардой". Прошли за полдня весь профиль, присели передохнуть. Спрашиваю: "Ну что, понял, как литохимию собирают?". Студент отвечает: "Не совсем. Неясно, зачем землю надо из мешочка вытряхивать." Оказалось, что он на каждом пикете вытряхивал старую пробу и в тот же мешочек набирал новую. Так и пришел с одной пробой.
(мораль: даже отбор литохимии требует некоторого напряжения интеллекта)
Конец августа в тундре. Первый снег. Голодный геолог в маршруте слышит, как среди моренных бугров неторопливо перемещается небольшая группа оленей. Приладил карабин на камень, ждет. Когда показался первый олень, какой-то тундровый бог, очевидно, посоветовал подождать несколько секунд. И, как оказалось, не зря. За оленями двигались нарты.
(...то-то была бы потеха!..)
8 поблагодарили Делия Норд за хорошее сообщение:
Alex Алекс (10.09.2014), MirroR (10.09.2014), Sigita (10.09.2014), Snegurochka (12.09.2014), Velassaru (10.09.2014), Капитан (12.09.2014), кошмарт (30.09.2014), Трюфелька (11.09.2014)