Особенности компоновки современных корпусов формата ATX
Цитата:
За последние десять лет концепция корпусов ATX несколько изменилась. И если раньше, например, модели Inwin серии S и, чуть позже, серии J являлись образцом отличного корпуса среднего уровня, то теперь – это морально устаревшие модели пригодные, разве что, для сборки печатной машинки или интернет-терминала для дома или офиса. Однообъемный корпус с верхнерасположенным блоком питания Inwin S508 2000 года выпуска Несмотря на то, что стандарт ATX по-прежнему описывает только корпуса с верхнерасположенным блоком питания, за последнее время, вследствие экспериментов производителей корпусов, появилось несколько новых вариантов компоновки полноразмерных ATX-корпусов. Некоторые из них менее удачные, некоторые наоборот завоевывают все большую популярность, но основной мейнстрим по-прежнему выпускается с верхнерасположенным горизонтальным блоком питания. Из наиболее удачных вариантов компоновки корпуса стоит отметить вариант с размещением блока питания в отдельном отсеке внизу корпуса, отделяемом от основного объема сплошной горизонтальной перегородкой, за счет чего достигается хорошая теплоизоляция блока питания от остальных компонентов. Что это дает пользователю? Прежде всего, снижение шума блока питания за счет отсутствия его дополнительного нагрева горячим воздухом от систем охлаждения процессора и видеокарты, который согласно законам физики, поднимается как раз вверх, к стандартному месту установки блока питания. Двухобъемный корпус с нижнерасположенным блоком питания Antec P190 В итоге, получается, что блок питания размещен в одной из зон корпуса с наименьшей температурой, к тому же перегородка обеспечивает изоляцию от нагретого в корпусе воздуха, который так или иначе имеет свойство перемешиваться с холодным. Как правило, блок питания устанавливается в заднюю часть этого отсека, а в передней части устанавливается корзина для жестких дисков, которые сами выделяют относительно немного тепла, но часто страдают от тепловыделения других компонентов. Так что, подобное техническое решение решает сразу две проблемы – снижает нагрев и шум блока питания и позволяет разметить жесткие диски в относительно прохладном месте. Верхний объем в подобных корпусах, как правило, вентилируется несколькими (от двух до пяти) вентиляторами различных типоразмеров. При подобной компоновке вполне можно добиться низкого шума от системы охлаждения корпуса при ее достаточной производительности, правда, при этом не стоит забывать, что «шумит» не только корпус, но и системы охлаждения процессора и видеокарты, то есть кулера… А в подобной системе их голос легко может оказаться солирующим. Недостатки у подобной компоновки тоже есть, по сравнению со стандартной, особенно при напольном размещении системного блока. К ним можно отнести увеличение количества проникающей в блок питания пыли, особенно в выключенном состоянии, а также легкий доступ насекомых и мелких домашних животных к блоку питания через вентиляционные отверстия. Есть определенные требования и к блоку питания — требуется весьма большая длина проводов для прокладки через весь корпус, а учитывая, что подобные корпуса весьма габаритные, то и длина проводов нужна немалая. Далее, следует упрощенный вариант предыдущего технического решения – размещение блока питания внизу общего объема корпуса вместе с остальными комплектующими. Место расположения то же – у задней стенки корпуса. Достоинство в виде расположения блока питания в одном из наиболее прохладных мест корпуса сохраняется, но при этом отсутствует изолирующая перегородка, вследствие чего повышается зависимость температуры БП от общей температуры в корпусе. Зато такой вариант дешевле в реализации, и корпуса, построенные по данной схеме, стоят от $100, тогда как корпуса с горизонтальной перегородкой дешевле $200 не встречаются, а обычно они стоят еще дороже. Однообъемный корпус с нижнерасположенным блоком питания и сплошным отсеком для пятидюймовых устройств Cooler Master Centurion 590 (мой любимец! - Хорри) В последнее время среди корпусов средней ценовой категории замечена тенденция размещения дополнительного вентиляционного отверстия на верхней панели корпуса, причем, как правило, под вентиляционным отверстием предусматривается размещение посадочного места для вытяжного вентилятора типоразмера от 120 мм и более. Cама по себе идея сделать отверстие в верхней стенке весьма здравая, и она гораздо более осмысленная, чем предложение Intel ковырять отверстия в боковой стенке, так как теплый воздух, как известно, поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Единственный недостаток подобных решений заключается в том, что пока производители упорно не хотят устанавливать на данное вентиляционное отверстие пылевой фильтр, и таким образом для пыли оставляют не просто лазейку, а огромные ворота, которой она, разумеется, не преминет воспользоваться. В системе вентиляции корпуса за последние 10 лет произошли весьма значительные изменения. Если в Inwin S series на задней стенке было посадочное место для одного вентилятора типоразмера 80 мм, и это считалось не то что нормальным, а даже современным техническим решением, так как у большинства корпусов того времени и этого не было, то сейчас стандартом де факто для полноразмерных корпусов ATX является размещение посадочного места 120 мм вентилятора на задней стенке корпуса, и еще одного такого же — в передней части корпуса, тогда как у Inwin S спереди не было предусмотрено посадочного места под вентилятор. Корпуса с подобным набором посадочных мест для вентиляторов встречаются в широком диапазоне цен, начиная от $40, другое дело, что они не всегда комплектуются этими самыми вентиляторами, а если и комплектуются, то их качество и производимый уровень шума часто оставляют желать лучшего. Правда, встречаются и корпуса, не позволяющие установить на одно или оба места 120 мм вентиляторы, но сейчас это уже, скорее, исключение, чем правило. Современный среднебюджетный корпус с продольным расположением отсека для жестких дисков и посадочными местами для двух 120 мм вентиляторов Foxconn ZL Для управления скоростью вращения вентиляторов современные корпуса в подавляющем большинстве не имеют никаких средств, хотя некоторые производители пытаются решать данную проблему, кто во что горазд. Например, компания GMC оснащает некоторые свои корпуса электронными контроллерами вентиляторов с блоком управления на передней панели. Но компания Antec оснащает большинство своих корпусов трехскоростными вентиляторами с ручным переключателем, правда, находится он или на задней панели корпуса, или на проводах, идущих к вентилятору, что сказывается на оперативности управления, а фактически пользователю предлагается выбрать один из трех режимов работы вентиляторов и на этом успокоиться. В последнее время получают распространение полноценные автоматические системы управления вентиляторами, встраиваемые в корпус на этапе его изготовления. Подобные системы реализуют алгоритм управления вентиляторами в зависимости от температуры, измеряемой комплектными термодатчиками, а также с учетом настроек, сделанных пользователем, что тоже немаловажно. Подобные системы имеют соответствующее программное обеспечение и позволяют производить более гибкую настройку параметров в отличие от обычных контроллеров вентиляторов, часто имеющих только механические органы управления. Такими системами комплектуются некоторые модификации корпусов Silverstone и Ikonik. Однако в большинстве своем современные корпуса лишены подобной автоматики, и при желании иметь динамически изменяемую в зависимости от температуры внутри корпуса скорость вентиляторов, в первую очередь, нужно выбрать системную плату, позволяющую управлять минимум двумя вентиляторами помимо процессорного кулера, и надеяться, что создатели платы уделили алгоритмам управления вентиляторами достаточное количество внимания. Можно отметить, что существуют различные контроллеры вентиляторов, работающие, в том числе и в автоматическом режиме, правда, их логика не всегда понятна. В частности, автоматические контроллеры вентиляторов есть в производственных линейках компаний Zalman, Scythe, Lian Li. Следующим пунктом, на который хотелось обратить внимание, является размещение жестких дисков в современных корпусах. В этой части произошли кардинальные изменения, и если корпуса 1999-2000 годов позволяли установить в общем случае 1-2 жестких диска, то сейчас практически любой корпус формата ATX способен принять на борт 5-6 подобных накопителей. Прежде чем продолжить разговор на данную тему, хотелось определиться с терминологией, так как с ней постоянно возникает путаница. Итак, что такое посадочное место для установки жесткого диска вроде бы понятно – это часть пространства внутри корпуса, ограниченная одной, двумя или более стенками металлоконструкций, имеющих соответствующие отверстия для крепления одного жесткого диска. Есть еще такое понятие, как отсек или корзина – это пространственная металлоконструкция, имеющая элементы крепления или являющаяся стационарной. Она может включать от одного до шести или более посадочных мест для жестких дисков. Подобных отсеков в корпусе может быть несколько или он может быть один. В то время, когда в корпусах 1999-2000 годов посадочное место для жесткого диска (часто единственное) находилось или непосредственно в отсеке для устройств типоразмера 3,5" или было пристыковано непосредственно к нему, то в современных корпусах даже бюджетного уровня подобные посадочные места располагаются в отдельном отсеке, часто выполняемом съемным. Современный среднебюджетный корпус с поперечным расположением отсека для жестких дисков YY-5603 Различается ориентация отсеков для жестких дисков. В современных корпусах она бывает, как правило, двух типов: продольная и поперечная, бывают, конечно, исключения из правил, например, в Inwin Z588 жесткий диск устанавливается вертикально, но такие случаи редки. При использовании фронтального вентилятора, как правило, наилучший вариант достигается именно при продольном размещении отсеков, так как в этом случае на пути воздушного потока от вентилятора возникает минимальное количество препятствий. При наличии поперечно установленного отсека часто можно наблюдать ситуацию, когда его боковая стенка имеет недостаточные по площади вентиляционные отверстия, что затрудняет движение воздушного потока в сторону, как жестких дисков, так и внутрь корпуса в целом. Это не значит, что продольное размещение дисков лучше, чем поперечное, но для бюджетных корпусов продольное размещение отсека является оптимальным, так как проще в реализации и, как правило, обеспечивает хорошее качество охлаждения при наличии винтового крепления. Отсеки для установки жестких дисков, как уже было сказано ранее, различаются по степени интеграции в шасси корпуса, то есть бывают, как съемные, так и стационарные отсеки, которые снять нельзя. Причем, если разделить съемные отсеки по ориентации, то более 90 процентов подобных отсеков будут с продольным размещением, и только очень небольшая часть — с поперечным. Крепление в отсеках с продольным размещением осуществляется при помощи винтов или систем безвинтового крепления, напоминающих защелки. При этом качество фиксации винтами практически никогда не вызывает нареканий при наличии двухстороннего крепления, но удачные системы безвинтового крепления встречаются крайне редко. Крепление жестких дисков в отсеках с поперечным размещением осуществляется при помощи так называемых салазок, представляющих собой пластиковые или стальные планки, прижимаемые к боковым сторонам диска в районе крепежных отверстий. При этом фиксация планок может осуществляться или при помощи винтов или при помощи штифтов (штырьков). При этом из материалов планок предпочтительна сталь или алюминий — из-за лучшей теплопроводности данных материалов по сравнению с пластиками, используемыми для изготовления данных деталей. Однообъемный корпус с нижнерасположенным блоком питания и сплошным отсеком для пятидюймовых устройств Cooler Naster Cosmos S Интересным и весьма удачным решением, которое находит применение в корпусах ценовой категории от $100, является размещение по всей высоте корпуса единого отсека для устройств типоразмера 5,25", в который модульно устанавливаются корзины для жестких дисков или адаптеры для устройств типоразмера 3,5" с внешним доступом. Данное техническое решение, помимо возможности изменения расположения жестких дисков по всей высоте корпуса, позволяет с большой эффективностью использовать внутренний объем корпуса, устанавливая необходимые накопители с помощью соответствующих адаптеров, которые продаются отдельно и производятся, в том числе и сторонними компаниями. Подобные компоновочные решения достаточно широко применяют компании Hiper, Cooler Master и Antec. История материала: данная статья изначально задумывалась, как некий пояснительный материал к нашей методике тестирования корпусов, но постепенно количество информации росло, и в итоге, получился данный обзор компоновочных особенностей корпусов формата ATX. При этом охватить все имеющиеся компоновочные решение автор не стремился, а изложил наиболее актуальные и популярные моменты. Александр Мишин (alexandr@ixbt.com)
Опубликовано — 22 января 2009 г. |
Поблагодарили Хорри за хорошее сообщение:
Shaman (18.03.2009)