Английский сеттер-немного из истории
Собаки и охоты - черты русской жизни. Не просто модные занятия, как в Европе, а именно черты. Слишком громко сказано: "Россия, которую мы потеряли". Все-таки, не перчатка. Как-никак, одна шестая... Но как сказал один очень неглупый человек, Конрад Лоренц, "Собака, живущая с человеком - единственная нить, связывающая его с живой природой".
Все остальные русские цари, царицы, Великие Князья охоту и собак любили. Царь Алексей Михайлович даже самолично написал книгу "Угодья ловчего пути". Матушка императрица Екатерина II больше уважала соколиную охоту, были у нее и любимые собаки, жившие в Зимнем дворце. Ее сын Павел I создал в Гатчине знаменитую Гатчинскую охоту. Царь - Освободитель Александр II, как псовую, так и ружейную любил всей душой. Московское общество правильной охоты находилось под его августейшим покровительством.
У себя в загородном дворце, в Ильинском, он держал редких в те времена английских сеттеров. Правда, были они не привычными для нас крапчатыми, а черными.
Не только императоры увлекались красивыми собаками. Дворцовый лекарь Берс также держал английских сеттеров. Как пишет знаменитый историк русской охоты и собаководства Л.П.Сабанеев. "Одного из щенков от императорских собак вырастил в своем имении зять Берса, довольно известный писатель Лев Николаевич Толстой". Так что Ласка Левина - английский сеттер. Есть даже фотография графа Толстого с английским сеттером.

Началом работы над породой английский сеттер в России считается 1880 год, когда генерал Асташев привёз в Россию кобеля Роджера из питомника Пюрсель Люэллина. Получив Роджера, Асташев был уверен, что является владельцем высокопородной охотничьей собаки с хорошими полевыми качествами, и решил проверить его на практической охоте. Горячий по натуре Роджер показал исключительно быстрый поиск, во время которого стал наскакивать на выводки куропаток, абсолютно не показывая чутья. Разочарованный в собаке Асташев поделился своим неудачным приобретением с управляющим угодьями Гатчинской охоты В.Р.Дитцем, которому Роджер очень понравился. Это был тёмный трёхцветный кобель с белой проточиной на голове и белой грудью. В.Р.Дитц предложил Асташеву обменять ему Роджера на полевого пойнтера Панто, на что Асташев и согласился.
Хорошо разбираясь в охотничьих собаках, егермейстер Дитц передал Роджера для натаски ведущему специалисту Клюге, который на богатых дичью угодьях Гатчинской охоты обнаружил у кобеля выдающееся чутьё и исключительную понятливость. В то время учеником Клюге был ставший впоследствии знаменитым егерь Богомолов. После этого Роджер давал прекрасное потомство, подчас превосходящее его по экстерьеру и полевым качествам.

В 1885 году в Петербурге проводится первая в истории Российской империи выставка собак
Петербургская, Московская, Нижегородская и Харьковская выставки собак сразу становятся в один ряд и по значению и по числу собак со знаменитыми английскими (Крафта) и французскими выставками собак.
Очень скоро, через год - два Московское и Петербургское общества любителей собак начинают проводить различные состязания. Они всегда были праздником для любителей легавых, и собирали множество публики. А поскольку среди владельцев пойнтеров, лавераков, гордонов и других новомодных пород было немало людей, заметных в свете, то, понятно, что состязания были событием важным не только для охотников, но и для всего московского бомонда.
Немало публики приезжало и из Петербурга. Репортеры светской хроники усиленно шныряли в нарядной толпе. Там и сям виднелись фотографы с треногами. Знатоки взвешивали шансы на чемпионат и обсуждали стати знаменитых представителей собачьей элиты.
Большинство дам и господ, держали на поводках красавцев с длинной шелковистой шерстью, рыжих, или белых, расцвеченных черным крапом. Зачитывались условия состязаний:
"А также о медалях: серебряные медали - из серебра 84 пробы, золотые - из позолоченного серебра, а господа экспоненты, желающие иметь для своих питомцев медали из золота, благоволят внести в кассу Комитета состязаний по пять рублей серебром".
Английских сеттеров держала и широко известная в то время экстравагантная дама - графиня Бенкендорф. Натаскивал и выставлял её собак сам егерь Гатчинской охоты Богомолов...
До революции английские сеттера назывались сеттерами лавераками, и держали их самые высокопоставленные лица Российской империи,
в том числе сам император, Николай Второй, Великий Князь Сергей Александрович, в которого Каляев бомбу бросил, потом князь Ширинский-Шихматов, председатель Государственного Совета, ну там были еще Блок, Куприн, другие знаменитости.
После революции охотничьи породы стали понемногу восстанавливать.
Уже в 1940 году на выставке Ленинграде, в старшей группе шло сто сорок собак. И опять принадлежали они знаменитостям:
Фрунзе, наркому ВМФ Кузнецову Н.С., Борису Арманду, брату Инессы, были еще и старики:
Всеволод Савич Морозов, Нина Феликсовна Сумарокова, ну опять же люди искусства:
Жизель Пришвина, Фея Мозжухина, ну и так далее.
В Советской России охота и красавцы-собаки не перевелись. Исчезла аристократия.
После войны кровное собаководство в Советском Союзе стали постепенно, но довольно активно восстанавливать.
Проведение выставок и полевых смотров стоило организатором огромного труда. Но то, что английские сеттеры были у самых выдающихся людей, существенно помогало.
Так, однажды на открытие районных состязаний пригласили выступить со вступительной речью секретаря райкома Партии.
Он же, посчитав это мероприятие несерьёзным, позволил себе опоздать почти на пол суток. Все участники его терпеливо дожидались.
Он, не извинившись, сказал несколько сухих слов. Трудно представить его состояние и "немую сцену", когда секретарь состязаний сказала:
- Позвольте Вам представить участников состязаний: члены политбюро: маршал Покрышкин, академик Патон, министр сельского хозяйства Кулаков, генеральный конструктор Васко Власов...
Спасла бедного секретаря райкома только хорошая погода и удачные выступления собак, поэтому про него просто все забыли.
Как известно Л.И Брежнев был очень недурным стрелком...