Святая Матрёна против философского парадокса
После очередного невероятно умного комментария о тонкостях тринитаризма (и невероятного серьезного, хотя мне всегда трудно отвечать на такие комментарии серьезно) мне вдруг пришла в голову мысль: может быть, люди потому и поклоняются святым, а не Богу, что не понимают, кто такой Бог, что такое Бог?
Лично я, сколько ни читал о православии, никогда не мог понять, кому нужно поклоняться в этой религии: Сыну, Отцу, Духу или Троице. Всем им есть молитвы, все они вроде бы боги, однако между ними невероятно сложные отношения, которые я не могу уяснить, хотя читал немало символов веры и отцов церкви. Это какая-то неуловимая четверка. Если бы я был православным, то, видя в Библии слово «Бог», я бы не понимал, к кому оно относится. Вот в чем фундаментальная проблема. Чтобы принять какую-то религию, нужно понимать, кому в ней поклоняются. С этой точки зрения я мог бы принять иудаизм и даже ислам, потому что там с этим все ясно. Но я органически не могу принять православие, католицизм или протестантизм, потому что я не понимаю, кому там поклоняться. Я знаю, что этот вопрос важен не для всех, кто-то исповедует эти религии бессознательно. Но он важен для меня.
Православно-католическо-протестантский Бог – это какой-то диковинный философский калейдоскоп, в котором все растекается и стекается, размножается и снова собирается, перетекает одно в другое, переключается между бесконечными субстанциями, ипостасями, лицами, сущностями, природами, естествами; все это происходит по таким замысловатым траекториям и описывается такими сложными формулами, что я просто не успеваю проследить, где кончается одно и начинается другое, я не понимаю даже, с какой стороны подойти к распутыванию этого клубка.
То ли дело святые – с ними все просто и понятно. У них есть имя, биография, даже фотография. Некоторые современные святые вроде Матрёны Московской (формально блаженная, не принципиально) имеют реальные фотографии, которые можно купить и повесить на стенку. Все кристально понятно. У нас в Мордовии Матрёне поклоняются больше, чем Богу, Христу, Троице, Богородице и Николаю Угоднику, вместе взятым. Матрёнушка помогает от всего, даже от того, от чего не поможет Николай с Богородицей. Мордовия, кстати сказать, находится на первом месте среди регионов России по числу храмов и монастырей на душу населения, так что у нас в некотором смысле образцовый регион. Матрёна – главный бог главного православного региона России.
С другой стороны, кто такой Бог, ну тот, который с большой буквы? Непонятный, непостижимый, парадоксальный, философский колосс на глиняных ногах. И как осуждать людей за то, что они предпочитают понятное непонятному? Они делают совершенно естественный выбор в своей ситуации. С Матрёной общались наши современники, ее иконы выполнены с фотографическим реализмом, а кто такой Бог? Кто его видел? Кто с ним разговаривал? Кто может объяснить, кто он такой? Поэтому нечего и голову забивать. Это специфическая логика, но вполне здравая со своей точки зрения. Это логика языческого сознания.
Тысячи лет Сатана пытается отвлечь людей от истинного Бога. В языческих религиях (или религии Нимрода, как я их еще называю) это сделано отчасти с помощью рассеивания внимания. Культ верховного бога и творца, как отголосок монотеизма, формально существует (Зевс у греков, Юпитер у римлян, Брахма у индусов), но кроме этого бога есть много других. В результате внимание людей рассеяно между разными богами, и на практике верховному богу мало кто поклоняется. Верховный бог просто оттесняется на задний план путем создания массы конкурентов. Это придумано очень давно, и это работает.
В греко-римском христианстве все точно так же: внимание людей рассеяно между многими святыми, и на Бога уже не хватает или времени, или внимания, или денег на свечи и молитвенники, или всего вместе. У Бога очень мало или вообще нет икон. Непонятно, от чего он помогает. Здесь рассеивание внимания работает так же хорошо, как и в язычестве. Но греко-римское христианство пошло дальше язычества и отработало еще один механизм, исторически новый, но еще более эффективный. Это, так сказать, план Б – для подстраховки. Бог, в отличие от святых, сделан крайне непонятным, превращен в сложнейший философский парадокс. Если некий нестандартный верующий вдруг решает обратиться от святых к истинному Богу, включается план Б: человек видит, что Бог этот непонятен, непостижим, неуловим, непредставим, необъясним, неопределим – бесконечное количество «не», – и, сбитый с толку, машет рукой и возвращается к старым, добрым, понятным святым. К Матрёнушке. Парадокс проиграл, потому что парадоксы в перспективе всегда проигрывают.
Это почти гениально.
|