
Наступил 21 век. Бурное развитие техники, науки и культуры в течение 20 века привели, как всегда бывает после бурного развития, к кризису. И в данном случае это кризис культур. Корней, которые уже не отвечают требованиям современного мира и которые, по мнению многих людей, требуют реформации и доработки.
Так родились многие новые течения и термины: постмодернизм, неофашизм, неосталинизм, не говоря о многочисленных нео- и пост- направлениях в литературе, музыке и живописи.
Все эти термины и течения требуют подробного рассмотрения, но в данной статье я коснусь именно религии, а точнее, Христианства (к другим религиям, особенно к Исламу, это тоже относится, но я слишком мало о них знаю, чтобы прямо сейчас сказать, где в моем понимании неоислам, а где постислам). Но так называемый радикальный исламизм в моём понимании является неоисламом и близок к неохристианству. Впрочем, не будем забегать вперёд.
Вернёмся к христианству. Как я уже писал выше, христианская религия, особенно Ветхий завет, на который она опирается, сильно утратила связь с современностью. Она не поспевает своей теологической мыслью за наукой и техникой, что даёт повод для возникновения множества сект а так же не всегда сбалансированных течений и реформаций в основных ветвях религии (католицизма и православия). В основном новые секты и течения разделяются на два направления, которые редко имеют друг с другом что-то общее. Назовём эти направления Неохристианством и Постхристианством.
Неохристианство
Термин уже неплохо описан в статье о постсоветской эклектике, но там сделан упор на конкретную секту «богородичников» и учение Береславского. С тех пор стало очевидным, что тенденция более глобальна, чем считал её автор, и я дополнил и переработал термин.
Основными признаками Неохристианства являются
- Тоталитарный образ мысли последователей. Нетерпимость к другим верам.
- Формула «Русский (или любой другой национальный) дух + христианство = неохристианство»
- Вплетения "ньюэйджевовских" доктрин (язычество, древние мудрости, пифагор), уверенность, что все верят в одного Бога, просто по-разному, просто Неохристианская вера самая правильная.
- Интерес к внешней атрибутике: иконам, обрядам, конкретным лидерам. Поклонение формам, а не сути.
- Отсутствие интереса к первоисточникам, стремление переписать Библию.
- Ревностное и страстное отношение к религии, стремление ужесточить требования к несоблюдающим обряды.
- Отвержение научного подхода, критическое отношение к научным достижениям.
Постхристианство
Термин неплохо охарактеризован в статье Теология постхристианской эпохи. Однако в ней нет понятия Неохристианства, поэтому некоторые акценты расставлены неверно. Уточню термин в своей статье.
Основными признаками Постхристианства являются
- Либеральный или демократический образ мысли последователей.
- Стремление к реформации уже существующих религий путём вплетения в них либеральных ценностей, таких как однополые браки, аборты, разводы, марксизм, афроамериканцы в сане итд.
- Интерес к первоисточникам, сопряжённый с критическим отношением вплоть до признания священных книг просто книгами, а Иисуса просто человеком.
- Равнодушное, часто уничижительное отношение к религии, терпимость к другим верам, сопряжённое с уверенностью, что все верят в одного Бога, просто по-разному.
- Приветствие научного подхода, стремление вписать религию в науку и науку в религию.
Оба подхода подтачивают основы религии одинаково сильно, просто с разных сторон. Думаю, в каждом из нас найдётся что-то от одного или другого направления. Хорошо ли это, плохо ли, не знаю. Но это показывает, что классичиские религии в серьёзном кризисе, несмотря на провозглашаемые современным миром лозунги о свободе веры и исповедания.
Последний раз редактировалось True; 15.07.2013 в 14:55..
2 поблагодарили True за хорошее сообщение: