"Борьба" языческого и христианского начала на Руси
*****************
Примеры навскидку:
1) Свадьба царя Михаила Фёдоровича (1613-1645) проводилась по православному обряду (венчание), но с добавлением языческих обрядов: для брачной ночи стелили 27 снопов (сакральное языческое число, по числу дней лунного месяца), поверх них- ковёр, а над ним- 7 перин. )
____________________
2) Народ с языческих времён любил музыку и маскарады.) Но церковь всячески боролась с любой "нецерковной" музыкой, боролась со скоморохами, ряжеными, "неканоническими" музыкальными инструментами, народным театром.
_________
3) На Руси было популярно снохачество. Традиция, корнями восходящая к языческим временам. По языческим понятиям считалось нормальным, что жена может рожать как от мужа, так и от его отца. Главное, что ребёнок рождается от своего рода, а не от чужого. По православным же понятиям это считалось грехом.
_____________________
4) Для традиций языческой Руси характерна соборность, когда мужчины и женщины вместе работают, вместе участвуют в праздниках, вместе купаются в реке или вместе в бане парятся. С принятием христианства , церковь всячески стала этому препятствовать, взяв курс на византийскую традицию затворничества женщин. Женщин до брака было положено держать взаперти в доме родителей, а после брака- в доме мужа. Место затворничества женщин в Византии звалось гинекей, а на Руси- терем. Византийские гинекеи обслуживало целое море евнухов, но традиция евнухов оказалась настолько чужда русскому менталитету, что на Руси она не прижилась. Браки заключались по расчёту, по воле родителей, молодые до брака не встречались, как результат- существовал институт брачных посредников (свахи, сваты). Замуж выдавали рано, уже после первой менструации девушка считалась невестой на выданье.
«Да как же ты венчалась, няня?»
— Так, видно, Бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
Да с пеньем в церковь повели.
________
5) Русская народная соборность проявлялась даже в монастырской жизни. Насколько помню, только в 1503 году появился указ митрополита всея Руси о разделении монастырей на мужские и женские.
Значит, до этого бывали и общие монастыри, где мужчины и женщины жили вместе.
________
6) Языческая русская народная традиция мытья в бане с вениками имела нудистский формат, голые мужчины и женщины парились вместе. Конечно, это вступало в противоречие с православной византийской традицией (в Византии в баню ходили по отдельности), и церковь пыталась с этим бороться.
Стоглав 1551 года времён Ивана Грозного сетует, что в Пскове в банях без зазору вместе моются не только мирские мужчины и женщины, но и чернцы с черницами (монахи и монахини). К 17 веку "борьба" христианской и языческой традиций привела к тому, что в торговых банях стали делать перегородки между мужской и женской половиной, да только фактически баня всё равно осталась нудистской: ведь мужчины и женщины всё равно по традиции выходили из бани голышом ополоснуться в снегу (зимой) или речке (летом), как и разговаривали друг с другом несмотря на перегородки.
******
Последний раз редактировалось Montaubane; 25.04.2021 в 12:06..
2 поблагодарили Montaubane за хорошее сообщение: