Опции темы Оценить тему
Старый 01.09.2024, 18:08
  #1   
Кен Моги. Икигай. Смысл жизни по-японски

Пять основ икигай:
1. Начинать с малого
2. Освободить себя
3. Стремиться к гармонии и устойчивости
4. Радоваться мелочам
5. Быть здесь и сейчас

Глава 1. Что такое икигай?
Икигай – японское слово, обозначающее удовольствие и смысл жизни. Оно состоит из ики (жить) и гай (причина). В японском языке слово икигай используют довольно часто и по разным поводам, оно может относиться и к мелким повседневным делам, и к значительным целям и достижениям. Для того чтобы достичь икигай, необязательно добиваться высочайших профессиональных успехов. В этом смысле икигай – весьма демократичная, благосклонная к проявлениям жизненного разнообразия концепция. Если у человека есть икигай, возможно, это приведет его к успеху, но успех отнюдь не является обязательным условием икигай. Оно доступно каждому.
В своем выступлении на конференции TED «Как дожить до ста лет» американский писатель Дэн Бюттнер говорил об икигай как о традиции, связанной со здоровьем и долголетием. Бюттнер разбирает отличительные особенности образа жизни в пяти областях мира, где люди живут дольше обычного. В каждой из этих «голубых зон», как их называет Бюттнер, существуют особые традиции, способствующие долголетию. Эти области – Окинава в Японии, Сардиния в Италии, Никоя в Коста-Рике, Икария в Греции и община адвентистов седьмого дня в Лома-Линда, Калифорния. Самая высокая продолжительность жизни среди этих «голубых зон» – у жителей Окинавы.
У людей, обладающих икигай, снижен риск сердечно-сосудистых расстройств. Икигай сообщает вашей жизни цель и одновременно дает силы двигаться к ней. На мой взгляд, икигай представляет своего рода когнитивное и поведенческое ядро, вокруг которого организованы различные жизненные привычки и системы ценностей японцев. Для икигай существует отдельное наименование, а значит, это понятие отражает важную психологическую особенность японцев.
Икигай – умение находить, узнавать и ценить те радости жизни, которые имеют смысл лично для вас. Спросите себя:
• Каковы наши сентиментальные ценности?
• Какие мелочи приносят нам удовольствие?

Это хорошее начало для поиска собственного икигай как способа прийти к более счастливой и осмысленной жизни.
Зарегистрируйтесь, чтобы не видеть рекламу
Реклама на форуме
Старый 04.09.2024, 10:17
  #2   
Глава 2. Ради чего вы встаете по утрам
Чтобы объяснить сущность икигай, иногда говорят: «Это то, ради чего вы встаете по утрам». Это то, что непрерывно мотивирует вас жить своей жизнью – можно сказать, это то, что пробуждает у вас аппетит к жизни, заставляющий с нетерпением встречать каждый новый день. Чтобы делать свое дело, японцам не нужны грандиозные мотивирующие схемы – в повседневной жизни они скорее полагаются на маленькие ритуалы. Ранний подъем может служить особенно выразительным примером принципа начинать с малого.
Ранний подъем как важная составляющая японской традиции имеет свое объяснение с точки зрения неврологии. Нам уже достаточно известно о физиологии мозга, и мы знаем, что утро оптимально подходит для продуктивной творческой деятельности. У раннего подъема существует и культурный аспект: Япония – это государство, где утреннему солнцу всегда придавали очень большое значение. В западных странах Японию называют Страной восходящего солнца.
В следующем сообщении...Глава 3. Кодавари и преимущества узкого мышления
Старый 08.09.2024, 11:13
  #3   
Глава 3. Кодавари и преимущества узкого мышления

Чтобы понять, почему в Японии на такой высоте находится качество товаров и услуг, нужно разобраться с концепцией кодавари. Чаще всего его трактуют как «ответственный подход» или «настойчивость, упорство». Кодавари – это личный стандарт, которого неуклонно придерживается человек. Часто, хотя и не всегда, кодавари связано с профессиональной деятельностью и определенным уровнем качества продукции. Это отношение, часто сопровождающее человека на протяжении всей жизни, составляет центральный элемент икигай. Кодавари – это проявление гордости за свое дело. Кодавари подразумевает исключительное внимание к самым мелким деталям.
Кодавари относится к первому аспекту икигай – начинать с малого. Приезжающие в Японию туристы нередко отмечают, что в стране очень много мелких ресторанов и баров, принадлежащих не сетям и конгломератам общественного питания, а частным предпринимателям. Такие заведения отличаются самобытностью, уникальностью, индивидуальностью – они отражают вкусы своих хозяев.
Отличительная особенность кодавари заключается в том, что люди, преследуя собственные цели, выходят далеко за рамки разумных ожиданий, продиктованных механизмами рынка.
Может показаться, что кодавари целиком состоит из незыблемых традиций, приверженности укоренившимся методам и невосприимчивости к внешнему влиянию. Но это совсем не так. Кодавари не равно отрицанию новых веяний – наоборот, японцы были и остаются любопытными людьми.


В следующем сообщении...Глава 4. Чувственная красота икигай
Старый 14.09.2024, 10:05
  #4   
Глава 4. Чувственная красота икигай
Согласно лексической гипотезе, выражения, обозначающие важные личностные черты и жизненные явления, постепенно становятся частью разговорной речи, как это произошло с икигай. В японском языке собака лает «ван-ван», а кошка мяукает «ня-ня». В каждом языке есть звукоподражания, однако в японском языке они необычайно многочисленны и многообразны. Например, бура-бура означает «развязная беззаботная походка», а тека-тека – «блестящая поверхность».
Тот факт, что в японском языке так много звуковых символов, предполагает существование корреляции между этими символами и национальным способом восприятия мира. По-видимому, японцы выделяют в потоке ощущений множество разнообразных нюансов и обращают внимание на тонкие оттенки физических чувств. Распространенность звукоподражаний отражает важность подробных чувственных нюансов в жизни японцев.
В Японии немалое количество традиционных изделий по-прежнему изготавливают ремесленники. Работа ремесленника требует много времени и сил. Поэтому ее результаты отличаются большой изысканностью и превосходным качеством. Японские покупатели уважают время и труд, вложенные в изготовление предметов ремесла, и высоко ценят их качество, будь то ножи, мечи, керамика, лакированные изделия, бумага васи или ткани.
Придворная дама по имени Сэй-Сёнагон, служившая императрице Тэйси около 1000 года, написала Макуро но соси – знаменитые «Записки у изголовья». В них она уделяет самое пристальное внимание мелочам жизни. Рассказывая о жизни, Сэй-Сёнагон избегает пышных торжественных фраз. Она пишет о повседневных мелочах, инстинктивно понимая важность пребывания здесь и сейчас.
Это имеет много общего с современной концепцией «осознанности». Чтобы практиковать осознанность, важно обращать внимание на то, что происходит здесь и сейчас, и не спешить давать происходящему какую-либо оценку.
В «Записках у изголовья» Сэй-Сёнагон почти не говорит о своем положении в обществе. Умение забывать о себе приводит нас к одному из ключевых понятий дзен-буддизма. Умение освободить себя тесно связано с умением быть здесь и сейчас т.е. в настоящем моменте.



В следующем сообщении ...Глава 5 Поток и творчество
Старый 21.09.2024, 11:09
  #5   
Глава 5. Поток и творчество
Если вы сумеете достичь психологического состояния потока, то сможете получать максимальную отдачу от икигай и даже рутинные повседневные дела станут для вас приятными. Вы не будете испытывать потребность в том, чтобы ваши усилия были замечены, вы не будете искать никакой награды. Идея жить в состоянии постоянной безмятежности, не ища сиюминутного удовлетворения в виде одобрения со стороны, внезапно станет вам очень близка.
Поток – это состояние, в котором человек настолько вовлечен в свою деятельность, что все остальное для него теряет значимость. Именно это позволяет людям находить удовольствие в работе. Работа становится не средством достижения цели, а самоцелью. Когда вы в потоке, вы работаете не для того, чтобы зарабатывать деньги на жизнь. По крайней мере, это стоит далеко не на первом месте в списке ваших приоритетов. Вы работаете, потому что работа сама по себе приносит вам огромное удовлетворение.
Находиться в потоке – значит, ценить возможность быть здесь и сейчас. В отличие от христианской традиции, где труд считается неизбежным (метафорически он представляет собой одно из наказаний за первородный грех, из-за которого Адам и Ева были изгнаны из Эдемского сада), японцы воспринимают работу как нечто положительное и само по себе ценное.
В жизни мы иногда неверно расставляем приоритеты и неверно оцениваем их значение. Слишком часто мы делаем что-то ради награды. Не получая ее, мы разочаровываемся и теряем интерес и желание работать.
Это совершенно неправильный подход. Далеко не всякое действие немедленно влечет за собой награду. И даже если вы хорошо сделаете свою работу, совсем необязательно, что награда вас найдет: отклик и слава приходят случайным образом, в зависимости от множества условий, никак не зависящих от человека. Но если вам удалось превратить процесс работы или творчества в основной источник радости, значит, вы смогли успешно решить одну из самых важных задач в своей жизни.

Далее...Глава 6. Икигай и устойчивость
Старый 06.11.2024, 10:50
  #6   
Глава 6. Икигай и устойчивость
Ограниченное выражение личной свободы и успеха, сдержанность и самоконтроль тесно связаны с одной из самых уникальных ценностей Японии – устойчивостью. Личные желания обыкновенно осуществляются с оглядкой на устойчивость общества и окружающей среды. Ведь если общество и окружающая среда не будут здоровыми и стабильными, вы не сможете достигнуть своих целей и воплотить в жизнь свои амбиции.
Икигай в японской культуре имеет непосредственное отношение к гармонии с окружающей средой, с людьми вокруг нас и с обществом в целом, без которых невозможна устойчивость. Японцы превратили ограничение личных потребностей в форму искусства, отличительные свойства которого скромность, строгая эстетика и элегантная сдержанность.
Устойчивость проявляется не только в бережном отношении человека к природе, но и в его поведении в обществе. Человеку следует в разумных пределах принимать во внимание удобство других людей и не забывать о том, как его действия могут повлиять на общество в целом.
Выражение «семейный бизнес» в Японии имеет серьезное и даже историческое значение. Многие известные семьи издавна трудятся в тех или иных областях культурной и экономической деятельности.Семья Икэнобо из Киото, согласно историческим документам, зани- мается искусством икебана – составлением цветочных композиций – с 1462 года. Семьи Сэн, также из Киото, более 400 лет бережно хранят культуру чайной церемонии – со дня смерти ее отца-основателя Сэн-но Рикю в 1591 году. Существует три семьи Сэн, у каждой из которых насчитываются десятки тысяч учеников, практикующих чайную церемонию по всей Японии и за рубежом.
В японской культуре существует немало явлений и организаций, положивших икигай в основу устойчивости. Чтобы понять, как японцы воспринимают икигай, нужно понять, что́ в Японии подразумевается под устойчивостью. Самым наглядным примером здесь может слу- жить храм Исэ.
В огромном густом лесу, раскинувшемся на площади более 5500 гектаров в префектуре Миэ на западе Японии, расположено одно из важнейших святилищ синтоизма, традиционной религии Японии, – храм Исэ. Этот храм считается самым главным синтоистским святилищем, он посвящен богине солнца Аматэрасу. Согласно легенде, от Аматэрасу произошла импера- торская династия Японии. Таким образом, храм Исэ тесно связан с императорским домом Япо- нии. Роль главного священнослужителя храма традиционно исполняет один из членов импе- раторской семьи. Значение храма в Исэ так велико, что в 2016 году его посетили мировые лидеры, прибывшие на саммит «Большой семерки» в Исэ-Сима.
Считается, что в храме Исэ хранятся Три священных сокровища императорского дома: священное зеркало Ята-но кагами, меч Кусанаги и драгоценные подвески Ясака-но мага- тама. Магатама – традиционные японские каплевидные бусины из яшмы, по форме напоминающие человеческий эмбрион. Когда на трон восходит новый император,Три священных сокровища передают ему как символ достоинства и власти императорского дома.
В религиозном отношении современные японцы тяготеют скорее к светскому мировоззрению. Многие посещают храм Исэ и совершают обряды, но это совсем не значит, что они искренне верят в синтоистское учение или хотя бы более-менее в нем разбираются. Для большинства японцев посещение храма Исэ – скорее культурный опыт. В синтоизме нет строгих правил и предписаний.
Наше икигай не обретет устойчивость, если мы не будем ценить труд обычных людей. В японской философии то, что кажется обычным и посредственным, совсем необязательно является таковым на самом деле. Японская культура процветает благодаря множеству простых и скромных дел, часто доведенных до совершенства.
В сегодняшнем мире, где набирает обороты глобальная конкуренция между людьми, важно помнить о подоплеке и последствиях стремления к победе любой ценой. Заложенная в человека тяга к победе может привести его к потрясающим новым открытиям. Но она же может привести человека, а за ним и все общество к потрясениям и нестабильности. Устойчивость – жизненное искусство, требующее изобретательности и мастерства. Человеческое общество похоже на лес: каждый из нас существует отдельно и вместе с тем мы все связаны с другими людьми и во многом зависим от них. Если кто-то прожил долгую жизнь, это уже немалое достижение среди взлетов и падений нашего зачастую непредсказуемого мира. На протяжении жизни вы так или иначе спотыкаетесь и падаете. Суть икигай, от рождения до смерти, вы сможете понять размышляя над следующей схемой...



В следующем сообщении…Глава 7. Найти свою цель в жизни
Старый 28.11.2024, 11:43
  #7   
Глава 7. Найти свою цель в жизни
Итак, икигай непосредственно связано с жизненной устойчивостью. Сумо – традиционная японская борьба, ведущая свою историю с древних времен. Профессиональное сумо возникло в начале эпохи Эдо в XVII веке.
На Западе широко распространено (ошибочное) представление о сумо как о поединке, в котором сталкиваются два голых толстяка. Сумо часто выставляют в комическом или даже пренебрежительном свете. Но конечно, этот древний спорт скрывает в себе намного более глубокий смысл. В противном случае умные и образованные люди не становились бы страстными болельщиками сумо и тем более не выбирали бы для себя карьеру борцов.
К счастью, сумо постепенно приобретает международную популярность, поэтому широкая международная аудитория начинает лучше разбираться в тонкостях этого вида единоборства.
Большие турниры сумо проходят шесть раз в год: три раза в Зале национальных единоборств Рёгоку Кокугикан в Токио и по одному разу в Осаке, Нагое и Фукуоке. Большой турнир сумо длится пятнадцать дней, начинается и заканчивается в воскресенье. Существует строгая система рангов борцов сумо, на вершине которой стоит ёкодзуна (великий чемпион).
Заветная мечта каждого борца сумо – подняться вверх по лестнице рангов. Одним из первых ёкодзун, о котором сохранились записи, был Таникадзэ. Пик его карьеры пришелся на 1789 год. Показатель побед Таникадзэ был просто невероятный – 94,9 %, в этом он уступал только Умэгатани, показатель которого составлял 95,1 % (да, японцы уже тогда вели точный учет результатов поединков сумо). Таникадзэ участвовал в боях до 1795 года, когда его невероятную карьеру оборвала внезапная смерть от гриппа.
За 300 лет в истории сумо было 72 ёкодзуны, причем четверо из них продолжают участвовать в турнирах на момент написания этой книги.
Чтобы подняться в таблице:
(1) Можно продолжать карьеру в качестве борца сумо. В этом случае после праздничной церемонии, отмечающей пять лет обучения, человек получает всемерную поддержку для про- должения своей карьеры.
(2) Можно взять срок на раздумье – этот вариант подходит тем, кто хотел бы продолжать карьеру борца сумо и вместе с тем признает необходимость освоить еще какую-то профессию. В этом случае хэя дает борцу год для принятия окончательного решения. За это время хозяин хэя взвешивает все обстоятельства, а борец продолжает тренироваться. По окончании срока борец принимает окончательное решение о своем будущем.
(3) Можно сделать вывод, что достаточно потрудился на поприще сумо, и перейти на новый жизненный этап.
Итак, в финансовом отношении отказ от карьеры в сумо и выход в отставку с целью выбрать другую, потенциально более прибыльную профессию, которая даст возможность содержать семью, вполне оправдан.
Каждый самостоятельно решает, хочет ли он остаться и продолжать соревноваться, даже если у него очевидно нет надежды на продвижение.
Во многих областях человеческой деятельности система оценок, измеряющих успешность, имеет множество нюансов, а потому может быть по-разному интерпретирована, так что человек вполне может впасть в самообман и считать, что он делает достойные успехи.
Гармония и устойчивость составляют суть сумо как традиционного спорта с богатой и сбалансированной системой правил, традиций и ритуалов. Многие борцы подтверждают, что быть «в здесь и сейчас» абсолютно необходимо и при подготовке к поединку, и во время его, поскольку лишь погрузившись в настоящее, можно сохранить оптимальный настрой для выступления.
Однако я вовсе не хочу сказать, что сумо – единственная область, где икигай доступно всем без исключения. Такие же демократичные свойства икигай можно увидеть, например, в мире классического балета.
В жизни часто возникает необходимость смириться с существующими обстоятельствами, а затем попытаться извлечь из них максимум. С биологической точки зрения способность найти икигай в заданных обстоятельствах или, если смотреть шире, вообще в любых обстоятельствах, особенно если речь идет о сохранении умственного здоровья, то есть причину продолжать жить, независимо от того, насколько вы успешны.
Икигай – привилегия не одних лишь победителей. В представлении многих японцев песня икигай поется о слабаках и неудачниках или просто об обычных людях из самых разных слоев общества. Более того, икигай можно найти на любом уровне конкурентной иерархии. Икигай – это универсальный ресурс, который получают все, кому он нужен и интересен.
Чтобы обрести икигай, нужно выйти за рамки стереотипов и прислушаться к своему внутреннему голосу. И вы поймете, что можете найти свое икигай, даже если политический строй вашей родной страны, мягко говоря, далек от совершенства.
В повседневной жизни закрытого государства Северной Кореи немалую роль играют «массовые игры» (массовые представления). Первоначально идея таких игр возникла в Германии, затем она получила развитие в Японии в рамках общегосударственной гимнастической программы. Сегодня массовые представления, отличающиеся большой сложностью и красочностью, регулярно и широко проводят в Северной Корее.
До 80 000 гимнасток выступают на огромной платформе, и их скоординированные движения создают самую большую в мире живую картину.
Массовые игры могут создавать впечатление бездумного коллективизма, однако их участники, несомненно, имеют свои собственные желания и мечты. В этом заключается колоссальный парадокс взаимоотношений человека и общества, которому могла бы дать объяснение концепция икигай. Массовые игры – это формат, в котором желания человека упорядоченны и подчинены нуждам коллектива.Иметь личное чувство икигай можно даже в стране, где ограничена свобода личности. Можно найти икигай независимо от того, в каких условиях вы оказались в определенный момент времени.И люди умудряются обретать икигай в любых обстоятельствах.
Что нам известно? Что икигай – это умение адаптироваться к окружающей среде, независимо от характера этой среды. В любом виде деятельности люди, имеющие икигай, способны найти в жизни иные ценности кроме примитивной радости побед и горечи поражений. Если у вас есть икигай, значит, вы способны извлечь максимум из сложившихся обстоятельств, невзирая на их враждебность – и даже вопреки ей.
Вы должны находить свое икигай в мелочах. Как и полагается, начинайте с малого. Вы должны быть «в здесь и сейчас». Самое главное, вы не можете и не должны обвинять в нехватке икигай сложившиеся обстоятельства. Поиски собственного икигай, подходящего лично вам, зависят только от вас самих.



Далее…Глава 8. То, что не убивает, делает вас сильнее

Опции темы
Оценка этой теме
Оценка этой теме:

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

vB-коди Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.


Часовой пояс GMT +4, время: 08:14.


Powered by vBulletin® Version 3.8.9
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Realax Forums 2007-2024