Показать сообщение отдельно
Старый 16.07.2015, 20:13
  #1   
Виды психологических защит.

Психологическая защита - ситуативные действия и приемы, снижающие душевное напряжение, защищающие от душевной боли или других неприятных переживаний. Нередко сюда включают и внутренние действия, действия, защищающие личность не в конкретной ситуации, а от самого трудного и больного процесса жизни, защищающие личностное ядро, хотя тут точнее было бы говорить не о психологической, а личностной защите.

Психологические защиты очень разнообразны. Они могут быть межличностными и внутриличностными, осознанными и бессознательными, оперативными и привычными, управляемыми и механическими, здоровыми и невротическими.

Они могут осуществляться как внутренние действия (например, в форме искаженного восприятия), так и в действия внешние, защитное поведение (например, предупреждающее повышение голоса или разрядка агрессивных импульсов на окружающих). Это может быть как мгновенный способ мысли (например, отрицание происходящего), так и длящийся годами способ жизни (например, гиперкомпенсация по Адлеру).

Три основные разновидности психологических защит - это защиты разумные, проблемные и невротические. Разумные защиты используются здоровыми людьми в разумных целях, их можно рекомендовать и им стоит обучаться. Они настолько естественны и понятны, что их и к защитам обычно не относят.

Если вы поняли, что этот человек - грубиян или немного психически нездоров, вы, скорее, чтобы не напрягать себе психику, прекратите с ним общение. Это психологическая защита и, одновременно, просто разумное поведение.

Проблемные защиты - это гораздо интереснее. Это способы, которые используют и взрослые, и дети, и взрослые люди-дети, когда облегчают себе жизнь за счет окружающих, да и то, как правило, лишь на время и с последующим нарастанием собственных неприятностей. Самые элементарные защиты, которыми быстро учатся практически все дети - достойны того, чтобы мы их назвали. В первую очередь это игра в Несчастную Жертву, игры в Дурика, разыгрывание Маленького Ребенка и тренировка роли Ловчилы.

Однако в психологической (точнее, психотерапевтической) среде основное внимание уделяется невротическим защитам. Список подобных защит включает много десятков названий и у каждого исследователя разные.


Итак. Начинаем.

добавлено через 1 минуту
Отрицание

Отрицание действует, когда человек не желает чего-то призна*вать, например, наличия у себя тяжелого заболевания. Эта психо*логическая защита начинает формироваться в очень юном воз*расте, когда ребенок искренне говорит матери, что он не разбивал чашку, и смотрит ей честно в глаза. Здесь возможны два варианта: или этот ребенок лжец и хороший актер, или в действие вступила психологическая защита отрицания, и ребенок в этот момент твердо убежден, что он не разбивал чашку, потому что его психика не примирилась с этим фактом.
Чаще всего врачам приходится сталкиваться с психологической защитой типа отрицания при тяжелых, угрожающих жизни или социальному статусу человека заболеваниях (онкологических, ве*нерологических, кардиологических и психических). Известен слу*чай, когда родители отказывались признать у приемного сына шизофрению. Они его очень любили, воспитывали по типу гипер*опеки, мальчика не допускали до реального мира, ограждали от любых его проявлений, что, возможно, спровоцировало шизофре*нию. Оба родителя образованные люди, имеют высшее образова*ние и оба пришли к утверждению, что сын притворяется, валяет дурака. И чем сильнее в них это убеждение, тем яснее тяжесть их проблемы. Интенсивность психологической защиты есть показа*тель интенсивности и тяжести проблемы. С этими людьми необ*ходимо работать мягко, осторожно, понимая, в каком тяжелейшем состоянии они находятся.

добавлено через 3 минуты
Вытеснение.
Вытеснение – механизм психологической защиты, который вытесняет проблему из области сознания в область бессознатель*ного, но не удаляет ее из психики человека, таким образом, эмоцио*нальная напряженность и травмирующее влияние проблемы на организм сохраняется. Суть психоанализа как психотерапевтичес*кой техники заключается в «извлечении» проблемы из области бессознательного в сознание.
Вытесненное проявляется в оговорках, в описках, в шутках. Любой врач сталкивается с этим феноменом, когда работает с анамнезом болезни и, особенно, когда описание переживаний, си*туаций, событий, невыносимых для личности пациента, соотнесены с возможной причиной его заболевания. Например, девочка-подрос*ток подверглась сексуальной агрессии со стороны кого-то из родст*венников. Это было столь травмирующе, столь невыносимо, что вытеснялось в бессознательное. Через многие годы врачи могут иметь дело с пациенткой с набором симптомов, болезненных проявлений этой сексуальной травмы, и не услышать откровений об этой травме, так как этого нет в сознании женщины. Важно понимать, что эта информация скрывается от врача не умышленно. Ситуации, сокры*тые от врача по этическим соображениям чаще всего не столь травмирующие для личности и организма пациента, чем те, в которой информация вытеснена. Врач должен помнить, что вытеснение не*редко несет в себе больший заряд патологии, чем то, что сознательно контролируется пациентом. Вытесненные переживания часто явля*ются причиной многих так называемых немотивированных поступ*ков, причем попытки и врача, и больного понять мотивацию этих поступков оказываются безуспешными и для той, и для другой стороны. К этому же феномену можно отнести и некоторые формы поведения врачей во взаимодействии с пациентами, когда какие-то переживания его собственной жизни накладывают отпечаток на его профессиональную деятельность. И это может резко деформировать профессиональную деятельность врача.

добавлено через 1 минуту
Интроекция
Этот механизм в некоторых психологических теориях имеет доминирующее значение. Интроекция – это присоединение к себе чужого «я» или чужой среды, «проглатывание», включение в себя чужого мира. По этому механизму можно увидеть, что важно для человека, что он считает для себя ценным, что греет его душу. Руководителю клиники не надо спрашивать, любят ли его сотрудни*ки, проще посмотреть, кто старается ему подражать в одежде, ма*нере говорить, курить, ругаться, и он получит ответ, для кого ва*жен его мир. На механизме интроекции построены законы моды. Могучая индустрия одежды движется на простых приемах: созда*ние кумира, модели (механизм интроекции) и когда этот кумир рожден, люди начинают ему подражать – в употреблении косме*тики, походке, манере вести себя – перенимают образ жизни, насколько позволяют им средства. И только потом создается спрос на одежду, которую носит этот кумир.
Оптимальным врачебным коллективом является тот, в котором большинство сотрудников интроецируют себя с этой больницей. Хорошо было бы, если б каждая больница имела возможность иметь какую-то эмблему, знак, свои отличительные особенности в одежде. На Западе выпускники некоторых привилегированных учебных за*ведений обязательно носят эмблему этого учреждения.
На механизме интроекции построен и принцип создания клановости. Каждый клан должен иметь какую-то отличительную черту: в основном, внешнюю.
Часто механизм интроекции используется в рекламе. Когда зритель видит на экране телевизора красивого, мужественного человека, продирающегося сквозь какие-то заросли, плывущего в на яхте, прыгающего в водопад и потом, после всех приключений курящего сигареты «Camel», то впоследствии, если зритель курит эти же сигареты, он начинает чувствовать себя соучастником этих романтических приключений. Поэтому качественная реклама – это всегда обращение к механизму интроекции.
Механизм интроекции может сработать при взаимодействии врач-больной, когда врач, работая с пациентом, увидит проблему, сходную с его личной проблемой. И собственный опыт (часто неудачный) решения этой проблемы он предложит своему паци*енту без учета его личности.