Рассмотрение данной темы, активно проявляющей себя в культуре массмедиа, будет вестись на примере сериалов: «Универ», «Вспомни, что будет 2009-2010», «Клиника», «Под Куполом», «Интерны», «Родина 2011», «Игра престолов», «Наша Раша».
Сразу хотелось бы отметить, что в данном анализе будут применяться такие, на первый взгляд, нетерпимые выражения к лицам «нетрадиционной ориентации» как педераст, педерастия, лесбиянка, мужеложество. Разговорное: гомосятина, педик и околонаучные термины «гей», «гомосексуалист» размывают истинный образ этого явления в культуре людей и не отражают его суть. Дело в том, что согласно технологии «Окна Овертона» одним из важнейших этапов в продвижении какой-либо непопулярной или вообще табуированной в обществе идеи является этап создания эвфемизма, то есть нового термина-заместителя.
Способы формирования лояльного отношения к явлению педерастии и лесбиянства.
В России, где «высокая» культура давно отделена от народа, а актёры, актрисы, артисты, звёзды не являются авторитетами и проводниками общества в «новые ценности», а скорее настолько примелькались на телеэкране, что у большинства вызывают раздражение, это явление навязывается через массовую культуру. И атака приходится (как это всегда бывает) на неокрепшие умы детей и подростков. Именно поэтому анализ методов, с помощью которых нам пытаются привить нормальное отношение к педерастии, будет вестись на примере вышеперечисленных сериалов, поскольку их смотрит в основном молодёжь. Таких способов удалось выделить, по крайней мере, шесть:
1. Околопедерастический, лесбийский юмор среди нормальных героев.
2. Высмеивание героев – противников педерастии, доведение данного противостояния до абсурда.
3. Формирование образа педераста как утонченной, креативной личности, глубоко понимающей женские проблемы и т.д. и т.п., создание на этом фоне образа нормального мужчины как быдло-мужика.
4. Отвлечение внимания от педерастии-лесбиянства путём вплетения этого явления как обязательной части в конструкцию сюжета.
5. Формирование у зрителя эмоций жалости, сопереживания педерастам и лесбиянкам, которые согласно сюжету попадают в сложные жизненные ситуации.
6. Создание героев в амплуа женоподобных мужчин и мужеподобных женщин.
Важно отметить, что данные методы применяются не только для прямой открытой пропаганды педерастии. Главное, чтобы об этом заговорили, чтобы это явление мелькало на телеэкране. Очень важно снять «табу» с данной тематики, создать эффект нормального присутствия этого явления в жизни обычных людей путём формирования определённого информационного фона, в первую очередь в СМИ. Поэтому любые, даже вроде бы, на первый взгляд, безобидные разговоры на эту тематику уже являются началом в движении «Окна Овертона», в воплощении данной идеи в жизнь.
Теперь остановимся на каждом способе подробнее:
1. Околопедерастический, лесбийский юмор среди нормальных героев.
Кто смотрел хотя бы парочку сезонов сериала «Клиника» очень быстро поймут, о чём речь. Одного из главных героев данного сериала, от лица которого ведётся повествование всей истории зовут Джей Ди (доктор Дориан). Это молодой парень, в целом неплохой герой нормальной сексуальной ориентации, но ведёт себя как явный педераст, за что его наставник доктор Перри Кокс называет его в шутку женскими именами и обращается «девочка моя», «золушка моя», «детка».
Каждую серию Кокс придумывает Джею Ди новое женское имя, но Джей Ди не особо беспокоится по этому поводу, иногда даже поправляет Перри, помогает подобрать ему новое имя – мол, такое имя уже было, сегодня лучше вот это. Всё это, конечно же, подаётся с юмором и выглядит как безобидная шутка, но что же происходит на самом деле?! Два взрослых мужика обсуждают, какое одному из них дать женское имя сегодня? Кто-нибудь общается так со своими коллегами на работе? А ведь нам преподносится это именно как норма общения. Ещё пару примеров:
Джей Ди говорит Тёрку: «Из тебя бы получилась отличная девочка, кстати».
Тёрк Джею Ди: «А ну-ка шлёпни мою прелесть», - подставляя задницу. Джей Ди шлёпает его по заднице рукой и говорит: «Ну, ему так нравится.»
Примеров в этом сериале просто великое множество. При этом основным художественным приёмом является искажение нормальной мужской дружбы между Тёрком и Джеем Ди, замена её отношениями с явным педерастическим окрасом. В «Клинике» также применяется ещё как минимум один из методов продвижения педерастии-лесбиянства – создание женоподобных мужчин и мужеподобных женщин (смещение половых маркеров). Об этом будет сказано ниже, в соответствующем разделе.
2. Высмеивание героев – противников педерастии, доведение данного противостояния до абсурда.
Этот метод очень хорошо продемонстрирован в частности в 34-й серии ситкома «Универ: Новая общага».
Маша в начале серии мило общается с парнем по имени Витя. Это милое общение наблюдает её парень Кузя и затем, соответственно, предъявляет Маше свои претензии по этому поводу. На что Маша отвечает, что Витя не может к ней «подкатывать», потому что он – педераст (в сериале фигурирует слово «гей»). Кузя ей не верит и решает сам убедиться в половой ориентации Машиного друга. Ситуация, в конечном итоге, доходит до абсурда: Кузя, являющийся по сюжету явным противником педерастии, подкатывает к этому Вите, приглашает его к себе в комнату в общежитии и сам переодевается в обтягивающие лосины и топик, красит губы, и целуется взасос с Витей.
Моделирование данной ситуации с Кузей и педерастом-Витей формирует у телезрителей чёткий образ, что всё было бы нормально, и Кузя не выглядел бы так смешно, если бы лояльно относился к людям с отклонениями от нормальной сексуальной ориентации. То есть создатели сериала дают понять зрителю, что Кузе надо было просто подойти и честно, не стесняясь и не ходя вокруг да около, спросить у педераста-Вити про его половые предпочтения. Это и есть ключ к пониманию метода высмеивания противников педерастии-лесбиянства и внедрения этого явления в общественное сознание в качестве нормы. Относись и реагируй нормально и не попадёшь в курьёзную ситуацию, не будешь всеобщим посмешищем, – таков смысловой посыл подобного юмора.
Ещё один пример из 88-й серии сериала:
Антон, Майкл и педераст Стас идут вместе в баню. Антон и Майкл пока не знают, что Стас – педераст, но зрители это уже знают. Кристина (она тоже знает) звонит Антону, происходит следующий диалог:
Кристина: Привет. Как там Стас?
Антон: Ему сейчас не сладко. Майкл просто так его не отпустит.
Кристина: Он что его бьёт?
Антон: Нет, блин. Массаж делает. Конечно бьёт, лупит его там по полной программе.
Кристина: Не бейте Стаса. Что он вам сделал? Ну и что, что гей? Что бить сразу? Учти, вас за это могут посадить… и т.д.
В итоге Антон и Майкл узнают, что Стас – педераст и начинают себя совершенно неадекватно вести, чем вызывают смех у телезрителя. Но само их поведение противоестественно, атипично для нормального мужчины. Антон и Майкл не в состоянии прямо заявить Стасу, что они – нормальные мужики и не ходят в баню с педерастами, выказав своё неодобрительное отношение к данному явлению.
Ещё один пример: небезызвестный сериал «Наша Раша».
Вообще, сам сериал и то, на чём построен там весь юмор, – это тема отдельной статьи. Возвращаясь к нашей теме, отметим следующее: все хорошо помнят сюжет про Ивана Дулина – «фрезеровщика с нетрадиционной сексуальной ориентацией» и его начальника Михалыча. Вопрос ребром: кто в данном сюжете выглядит более жалким – гомосек Дулин, который домогается до своего начальника Михалыча, или Михалыч, который, с одной стороны, нормально относится к Ивану, несмотря на его сексуальные предпочтения, но в то же время резко осуждает его педерастические наклонности?!
В принципе, весь скелет данного сюжета построен на том, что Дулин всеми способами пытается совратить Михалыча, идя на разные ухищрения, не стесняясь экспериментирует, открыто говорит о своём отношении к Михалычу. И пусть его ухищрения выглядят курьёзно, но не менее курьёзно (а то и более) выглядит реакция Михалыча на эти ухищрения. По сути, Михалыч как начальник не предпринимает никаких попыток, чтобы решить эту проблему, а в каких-то сериях возникает даже впечатление, что он вроде бы и не против и просто «ломается для виду». В итоге гомосек-фрезеровщик Дулин выглядит более свободным, не стесняется своих желаний, а нормальный мужик Михалыч предстаёт зажатым, закомплексованным, безвольным. Начальник не может выгнать своего подчинённого за домогательство!
3. Формирование образа педераста как утонченной, креативной личности, глубоко понимающей женские проблемы и т.д., создание на этом фоне образа нормального мужчины как быдло-мужика.
Возвращаясь к сериалу «Универ» и к серии про педераста-Витю и Кузю, предлагаю посмотреть на эту ситуацию с точки зрения психологического посыла, посыла на уровне психотипов?! С этого угла зрения Кузя – явно нормальный парень, ярый противник педерастии – предстаёт для телезрителя в несуразном виде и в итоге становится всеобщим посмешищем.
На фоне Вити он выглядит грубовато; Витя же, в свою очередь, более утончён, грамотно разговаривает (в отличие от нормального Кузи, который туго соображает, не может связать двух слов и часто в своей лексике спускается на жаргонные выражения), одет со вкусом, ведёт себя крайне интеллигентно. Именно поэтому педераст Витя является таким хорошим и надёжным другом для девушек, в данном случае для Маши (формирование лояльного отношения к педерастам у девушек: «Не важно, что он – мужчина и ему при этом неинтересны девушки, зато друг хороший, почти подруга»).
В выборе образа мужчины между Кузей и педерастом Витей явно проигрывает Кузя, несмотря на его физическую силу, увлечения спортом, нормальную сексуальную ориентацию. Педераст Витя за свой поцелуй получает от Кузи «в морду», то есть в итоге предстаёт как жертва гомофобного преследования, вызывая чувство жалости и сочувствия у телезрителя.
Такие примеры часто встречаются в кино. Посмотрите, например, фильм «Святые из Бундока», где роль педераста-детектива исполняет Уиллем Деф, и обратите внимание на образ этого персонажа. На фоне остальных полицейских он явно гораздо сильнее развит интеллектуально и духовно. К тому же, видя всю греховность этого мира, процветание преступности, он потворствует двум братьям, взявшим на себя роль «меча Господня», но собственной греховности, увы, не замечает.
|