Показать сообщение отдельно
Старый 06.12.2008, 18:22
  #1   
Я-концепция

Помещаю сюда материалы из темы по биоэнергетике. В систематизированном виде и подробненько.

Понятие «Я» - одно из старейших философско-психологических понятий, его категориальный статус остаётся крайне неопределённым, и такие термины как «самость» (self), «идентичность», «Эго», и «Я» употребляются в самых различных значениях. Эти трудности не являются чисто терминологическими. Понятие «Я» - не просто индивидуальность, личность, а личность, рассматриваемая изнутри. В то же время самосознание может быть не только индивидуальным, но и коллективным, групповым (например, классовое самосознание). Самое общее значение термина «Я» - интегральная целостность, «одноличность», «подлинность» индивида, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и от остальных людей. Самость – это единство «реальной» идентичности индивида и его самосознания.

Как бы ни определяла наука понятие «Я», оно всегда остаётся двойственным. Как определял ещё И. Кант, сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»:
1) «Я» как субъект мышления, оценки, анализа окружающей действительности 2) «Я» как объект восприятия и внутреннего чувства. Первое «Я» обычно называют активным, действующим, субъектным или экзестенциальным «Я» («Эго»), а второе – объектным, рефлексирующим, феноменальным, категориальным «Я» или «образом Я».

М. Розенберг выделяет следующие главные типы образов «Я»:
1) Наличное «Я» - каким индивид видит себя на данный момент
2) Желаемое «Я» - каким индивид хотел бы себя видеть
3) Представляемое «Я» - каким индивид показывает себя другим.

У личности психически нормальной, всё это органично сочетается в «Я-целое», которое выполняет множество функций: это контроль за движением и восприятием, испытание реальности, упорядочение психических процессов во времени, рациональное мышление, отталкивание и удовлетворение влечений, объективное познание и искажение, сопротивление и устранение сопротивлений, … масса всего.

Когда между вышеприведёнными тремя ОБРАЗАМИ «Я» начинается разлад, увеличивается дисгармония, несоответствие друг другу. Для решения этих внутренних конфликтов мозг запускает защитные механизмы сохранения «Я» - сохранения ОСНОВЫ самоидентификации и сомоосознания. Защитных механизмов масса. Это и формирование фальшивого «Я», деперсонализация, беспомощное «Я», расщепление «Я», ложное «Я» (не то же самое, что фальшивое), механизм сохранения собственного «Я» за счёт изменения «Я» другого человека.

Например, когда человек не способен сформировать чувства, направленные на самого себя, он прибегает к деперсонализации собственного «Я» - человек всячески избегает ситуаций, которые обнажили бы его внутренний конфликт, старается стать как можно более «незаметным» - раствориться в «серой массе». Такой человек начинает считать, что в «мире полном опасностей, быть потенциально видимым объектом – значит потенциально подвергаться опасности». Он себя не оценивает, либо оценивает слишком низко, иногда считает, что не достоин жить на этом свете, либо «отрывается» от реальности, уходит в альтернативное существование, часто «пороки» - алкоголь, наркотики и пр. Другое часто встречающее умственное расстройство в следствие дисгармонии «Я» и нарушений связей между «Я»-составляющими – это множественная личность: в едином организме развиваются 2 или более личностей, с соответствующими им моделями реагирования, поведения, бывает даже с разными системами ценностей. Часто расщепление «Я» сопровождается амнезией. Одна субличность не помнит, что делала другая. Более того, порой ни одна из субличностей не знает о присутствии другой. Человек живёт то одной моделью, то другой.

Еще мне кажется интересным классификация на «Я» воплощённое. И «Я» невоплощённое.
Каждый человек переживает самого себя как сложным образом связанного со своим телом. При обычных обстоятельствах, в той степени, в которой человек ощущает своё тело живым, реальным и субстанциональным, он ощущает себя живым, реальным и субстанциональным. Большинство людей чувствуют, что они начались тогда, когда началось их тело, и что они закончатся, когда их тело умрёт. Такая личность переживает себя как ВОПЛОЩЁННУЮ… Однако существуют индивидуумы, которые живут, не будучи погружёнными в свои тела, а скорее обнаруживают себя, как всегда и обнаруживали, некоторым образом отстранёнными от тела. Они не отождествляют себя со своим телом и считают его (тело) временным прибежищем своего «Я» или своей души. Такой человек может говорить о себе как о более или менее «невоплощенном». Здесь мы имеет основополагающее различие в жизненных позициях «Я». Если воплощение и невоплощение всегда была бы завершены в обоих направлениях, у нас бы было 2 разных образа человеческого бытия. Большинство людей может считать первых нормальными и здоровыми, а последних – ненормальными и паталогичными. В данном исследовании подобная оценка совершенно неуместна. С определённых точек зрения можно считать воплощение желательным. Вполне вероятно предположить с другой точки зрения, что индивидуум должен попытаться выпутать себя из тела и тем самым достичь желаемого состояние невоплощенной духовности...
Воплощённая личность ощущает, что состоит из плоти, крови и костей, что она биологически жизнеспособна и реальна: такой человек осознаёт себя субстанциональным. В такой же степени, в кокой он находится «в» своём теле, он ощущает личную непрерывность во времени. Он будет переживать себя как подверженного опасностям, угрожающим его телу: опасностям нападения, болезней, смерти. Он «впутан» в плотские желания, удовольствия и расстройства тела. Таким образом, у индивидуума в качестве отправной точки есть переживание своего тела как основания, на котором он может быть личностью вместе с другими людьми.
Невоплощённый ощущает своё тело как объект среди других объектов в этом мире, а не как ядро собственного бытия себя как индивидуума. Тело ощущается ядром «ложного Я», на которое отстранённое, развоплощённое, внутреннее «Я» взирает с нежностью, изумлением или ненавистью – в зависимости от случая. Функциями этого «Я» становятся наблюдения, оценка и критика того, что тело переживает или делает под контролем разума, и об этих операциях говорят как о чисто «ментальных». Невоплощённое «Я» становится гиперсознанием. Оно развивает с собой и с телом отношения, которые могут стать весьма сложными. Бывает постоянное и временное «отсоединение» от «тела». Временная «невоплощённость» созидательно воздействует на «Я» в целом – она «поднимает» человека над земным, освобождает и открывает разум для различных новых пониманий, ощущений, иррациональных навыков. Постоянная же «невоплощённость» чревата психическими расстройствами, если это не результат особого образа жизни и особого состояния психики человека (имеются в виду различные отшельники, просветленные, святые и пр. )

В целом осознание и чувствования собственного «Я» - это ни что иное, как осознание СОБСТВЕННОГО БЫТИЯ И СУЩЕСТВОВАНИЯ. А насколько «Я» является отражением мира и насколько мир является отражением «Я» - это уже совсем другие вопросы. Это уже не столько осознание своего «Я», сколько позиционирование себя как индивида.

(Материалы из книги: «Самосознание и защитные механизмы личности» Самара, 2008 г.)
Предметы и подарки Цветуек
Получен подарок 02.03.2021, 21:50 от Лис - Лис