Цитата:
|
разумеется, что тестов на нацизм и фашизм не существует
|
Конечно.В буквальном прочтении высказывания в цитате- такого и быть не может.
При этом любой не только профессионально связанный с психологией, но и интересующейся психологией, легко поймет, что "тест" - это определенный набор вопросов, определяющих психологическую предрасположенность к вовлечению в нацистскую или фашистскую идеологию.
По сути, вся европейская интеллектуальная мысль искала ответ на вопрос: как это могло произойти?
например:
«Психология нацизма» Эриха Фромма
Умберто Эко Пять эссе на темы этики
Карл Юнг: «Единственная существующая опасность — это сам человек»
Ханна Арендт о добром семьянине и машине смерти в нацистской Германии
И проч. и проч. Фуко, Делез, Рассел, всех перечислить сложно.
Вчера я подняла эти статьи, читала я их в 2020-2021 году.
Даты их написания авторами- 50-е-60-годы прошлого века, когда самые выдающиеся мыслители искали причину катастрофы человеческого падения проявившейся втакой ужасающей форме. Анализировали и психику лидеров нацистского движения, и особенности населения, масс.
И выделялись определенные свойства личности.
Я нашла и сам "тест".Он прозвучал в лекции Виктора Франкла «Коллективные неврозы наших дней», которую Виктор Франкл прочел 17 сентября 1957 г. в Принстонском университете.
Он подробно рассматривает основные, на его взгляд, свойства, ведущие к невротизации (именно невротическая личность наиболее склонна к вовлечению в тоталитарные идеологии)
1) Эфемерное отношение к жизни.
2) Другим симптомом является фаталистское отношение к жизни.
3) конформизм, или коллективное мышление
4)четвертого симптома — фанатизма
Описание исследования
Скрытый текст
Насколько распространены эти черты коллективного невроза среди наших современников? Я попросил нескольких своих сотрудников протестировать пациентов, выглядевших, по крайней мере в клиническом смысле, психически здоровыми, которые только что прошли курс лечения в моей клинике в связи с жалобами органико-неврологического характера. Им задали четыре вопроса, чтобы выяснить, в какой мере они проявляли те или иные симптомы из четырех упомянутых.
Первым вопросом, направленным на проявление эфемерной позиции, был следующий: считаете ли вы, что стоит предпринимать какие-либо действия, если мы все, возможно, однажды погибнем от атомной бомбы?
Второй вопрос, проявляющий фатализм,формулировался таким образом: считаете ли вы, что человек является продуктом и игрушкой внешних и внутренних сил?
Третьим вопросом, вскрывающим тенденции к конформизму или коллективизму, был такой: считаете ли вы, что лучше всего не привлекать к себе внимания?
И, наконец, четвертый, по-настоящему хитрый вопрос, был сформулирован так: считаете ли вы, что кто-либо, убежденный в своих лучших намерениях в отношении своих друзей, имеет право использовать любые средства, которые считает нужными для достижения своей цели?
Разница между фанатичными и человечными политиками заключается в следующем: фанатики считают, что цель оправдывает средства, в то время, как мы знаем, есть средства, которые оскверняют даже самые святые цели.
Итак, среди всех этих людей только один человек оказался свободным от всех симптомов коллективного невроза; 50% опрошенных проявили три, а то и все четыре симптома.
Современность не только подтвердила выводы мыслителей, но и показала реально запредельные масштабы распространения опасных явлений, о которых предупреждали мыслители 20 века.
В 90-е годы все проявления были максимально усилены психо-информационными технологиями.
Последний раз редактировалось Sandy; 13.03.2025 в 16:09..