Тема: Даосизм
Показать сообщение отдельно
Старый 01.10.2024, 11:01
  #17   
* * *


26 стих
-------------

В способности сносить тяготы заключен корень легкости.
В покое заключена основа движения.
Вот почему мудрый все время в пути (1)
и он не пытается сбросить груз со своей повозки (2).
Если даже и доведется ему оказаться в дворцовой зале,
он будет чувствовать себя там спокойно и беззаботно,
подобно случайно залетевшей ласточке.
Ведь что можно поделать с тем, кто, будучи господином (3),
с легкостью взирает на мир
и руководствуется лишь своими личными интересами?

Обретешь легкость тогда, когда
избавишься от привязанности к тому, что имеешь.
Обретешь свободу движений тогда, когда
утратишь связь с тем, кто тебя породил .


(1) Каждую минуту он движется дальше, не цепляясь ни
за что.
(2) Т. e. он принимает все, что дастся ему судьбой. И в
этом, по Лао-цзы, заключается <высшая воспитанность> (см.
§ 38).
(3) <господином>- в оригинале здесь стоит целое выра-
жение, дословно значащее <правитель страны, способной
выставить 10 000 боевых колесниц>. Здесь, конечно, имеет-
ся в виду человек Пути, достигший <высшего Дэ> (см.
§ 38) и обладающий необозримыми возможностями.
(4) <...кто тебя породил>- в оригинале <цзюань>- гос-
подин, правитель, отец, муж, мать, почтенный человек.


* * *

27 стих
------------

Идущий истинным путем
не найдет отпечатков колес (1).
Знающий истинные слова
говорит без изъяна.
Лучшее правило в жизни -
это не строить планов.
Лучший запор тот,
что не имеет замка,
и его невозможно взломать.
Лучшие узы те,
что не удерживаются ничем,
и их нельзя разрубить.

Вот почему мудрый
всегда готов придти на помощью ближнему
и потому он не сторонится людей.
Всегда готов помочь любой твари
и потому он не скрывается ни от кого (2).
Это и называется <быть ясным и открытым>.

И потому тот, кто стремится улучшить
жизнь людей, не может быть им хорошим
наставником;
тот, кто не стремится оказать благодеяние
людям, тем легче может помочь им.

Не цени высоко свои наставления,
не дорожи тем, что имеешь,
ведь знание - это великое заблуждение.
И это воистину глубокая мысль (3).


(1) Вар.: <не оставляет следов>,
(2) Открытость мудрого человека - это не бесконтрольное
попустительство всему, что ни свалится на его голову, но, на-
оборот, это состояние постоянной готовности ко всему. Вместо
того, чтобы пытаться укрыться от нежелательных явлений,-
таких, например, как помощь ближнему,- мудрый всегда го-
тов к ним, потому что он знает, что только открытую дверь
невозможно взломать, т. к. <у нее нет замка>. Готовность вос-
принять самое неожиданное,- это вместе с тем и готовность
остановить, удержать его в случае необходимости,- не слу-
чайно иероглиф <цзю>- <спасать, помогать>- означает
также <избежать(беды), предотвратить(нежелательное)>.
(3) Вар.: <А пытаться доподлинно узнать -все равно, что
пытаться исправить совершенное>.


* * *

28 стих
------------

Видя петуха, помнить о курице -
вот вещь глубочайшая, способная
вместить весь мир (1).
Неустанно совершенствуясь в этом,
избавишься от стремления различать
и вновь сможешь стать подобным новорожденному.
Видя белое,
помнить о черном -
вот идеал для всей Поднебесной.
Неустанно совершенствуясь в этом,
избавишься от ошибок,-
и сможешь вновь стать свободным от
шаблонов и ограничений.

Видя славу, помнить о позоре -
вот пропасть, способная вместить весь мир.

Неустанно совершенствуясь в этом.
достигнешь умения довольствоваться тем,
что имеешь, - и сможешь вновь вернуться
к простоте и естественности.

Непринужденно следовать естественному ходу вещей,
оставаясь незаметным, словно впадина на горе -
вот к чему стремится мудрый
и тем достигает великих возможностей (1).
Потому что великий порядок свободен от распорядка.


(1) Бук.: <ущелье для всей Поднебесной>, см. тж § 12.
(2) Бук.: <и благодаря этому оказывается высшим управ-
яющнм>- см. § 26.


* * *

29 стих
------------

Велико стремление управлять всем
миром, и люди стараются в этом преуспеть.
но я не вижу в том никакой выгоды.
Мир - это вместилище духа,
вещь чудесная и загадочная.
и нельзя обладать им.
Кто же стремится к этому, терпит неудачу,
желая удержать, только теряет.

И потому всякая живая тварь
либо пытается уйти от судьбы, либо
следует своему пути.
либо сопит и всхлипывает, либо дышит
полной грудью,
либо выбивается из сил, либо смиренно
принимает то. что дается,
либо сохраняет себя, либо нет.

Вот почему мудрый избегает чрезмерного,
избавляется от излишнего,
не стремится к великому изобилию.

* * *

30 стих
-----------

Тот, кто следует Дао - служит и людям, и повелителю,
но он не является тем солдатом, кто старается ради других.
То, чему он служит, он всегда готов
оставить с легким сердцем,
ведь он стремится лишь к покою и согласию;
а служба и дела - это то, что порождает
колючки и тернии на пути к этому (1).
Ведь повелителя, содержащего великую армию.
обязательно ждет голодный год.

Удача имеет следствие и причину.
но не пытайся достичь ее. стараясь изо всех сил.
Она придет, если перестанешь
испытывать жалость к себе и оставишь милосердие.
если не будешь действовать грубой силой,
если избавишься от важности
и самодовольства,
она придет сама собой, за ней не нужно гоняться,
она придет, если не будешь стараться
достичь ее во что бы то ни стало.

Вещи и люди, едва достигнув расцвета,
тут же начинают увядать,
и это потому, что они не следуют Дао.
Жизнь того, кто не следует Дао,
кончается раньше срока (2).


(1) Т. е. преданно служа чему-либо, <цепляясь> за что-
то, ты тем самым порождаешь новые <колючки и тернии>,
которые еще крепче привязывают тебя, ограничивая твой
жизненный горизонт тем, за что ты цепляешься. Т. о., если
достаточно долго воспроизводить преданное служение чему-
либо одному, потом уже становится практически невозмож-
ным даже и в мыслях допустить, что в мире может сущест-
вовать что-либо иное.
(2) Вар-: <...и это потому, что они отказываются следовать
дальше. Жизнь того, кто отказывается следовать дальше,
кончается раньше срока>.