Чемберлен, наконец, понял свою ошибку: «политика умиротворения», проводимая им с 1937 года, не оправдала себя. Гитлер использовал Англию для усиления Германии и начал угрожать Восточной Европе.
31 марта 1939 года на своём выступлении в Палате Общин Чемберлен заявил, что в случае, когда независимость Польши окажется под угрозой, правительство Англии намерено всеми находящимися в его распоряжении средствами гарантировать эту независимость.
Англия и Франция ускорили процесс своего вооружения. Во Франции в полную силу вступил закон об двухлетней обязательной воинской повинности, принятый ещё в 1935 году.
В эти же годы своё традиционное невмешательство в европейские дела (Доктрина Монро) нарушили США. 14 апреля 1939 года, после вступления итальянских войск в Албанию, президент Рузвельт обратился к Муссолини и Гитлеру с предложением в форме ультиматума, призывая их дать обещание воздержаться в течение десяти лет от нападения на перечисляемые в его обращении государства, в котором прямо спросил : «Готовы ли вы дать гарантию, что ваши вооружённые силы не будут использованы против следующих независимых государств?..» И далее следовал список из наименований 31 страны, в числе которых были Польша, Финляндия, страны Прибалтики, Югославия и СССР[14],
|