Юмористический отрывок на тему русского языка из гениального, щемяще-пронзительного произведения Александра Чудакова Слово КЕРДПИЧ исчерчивалось красными чернилами, выводилось на доске. Васька всматривался, вытягивал шею, шевелил губами. А потом писал: «керьпичь». Когда учительница поправляла: падежи не «костьвенные», а косвенные, Васька подозрительно хмурил брови, ибо твёрдо был уверен, что названье это происходит от слова «кость». Написать правильно «чеснок» его нельзя было заставить никакими человеческими усилиями — другие, более мощные силы водили его пером и заставляли снова и снова догадливо вставлять лишнюю букву и предупредительно озвончать окончание: «честног». В тексте из ста слов он делал сто тридцать ошибок. Васька был гений и как всякий гений был неповторим. Где, чья изощрённая фантазия додумалась бы до таких шедевров, как «пестмо», «пе-джаг», «зоз-тёжка»? Когда и кто бы ещё смог «абрикос» превратить в «аппре-коз»?.. Он ещё писал «пестмо», а «во втором» — с четырьмя ошибками: «ва фтаромм». Но прославился Василий не своей орфографией, с которою был знаком лишь узкий круг. Славу ему принесло художественное чтение стихов — его главная страсть. На уроках он о чём-то думал, шевеля губами, и включался только когда Клавдия Петровна задавала на дом читать стихотворение. — Назуст? — встрепёнывался Васька. — Ты, Вася, можешь выучить и наизусть. Никто так гениально-бессмысленно не мог расчленить стихотворную строку. Стихи Некрасова Умру я скоро. Жалкое наследство, О родина, оставлю я тебе Вася читал так: — Умру я скоро — жалкое наследство! — и, сделав жалистную морду, широко разводил руками и поникал головою. Отрывок из «Евгения Онегина» «Уж небо осенью дышало», который во втором классе учили наизусть, в Васиной интерпретации звучал не менее замечательно: Уж реже солнышко бли--стало, Короче: становился день. После слова «короче» Вася деловито хмурил свои тёмные брови и делал рубящий жест ладонью, как зав РОНО Крючков. Энергичное обобщение в стиховой речи Вася особенно ценил. Строку из «Кавказа» «Вотще! Нет ни пищи ему, ни отрады» он сперва читал без паузы после первого слова (его он, естественно, принимал за «вообще»). Но Клавдия Петровна сказала, что у Пушкина после него стоит восклицательный знак, а читается оно как «вотще», то есть «напрасно». Вася, подозрительно её выслушав (учителям он не доверял), замечанье про «вотще» игнорировал, про паузу принял и на олимпиаде прочёл так: «Вааще — нет ни пищи ему, ни отравы!» В «Родной речи» были стихи: Я — русский человек, и русская природа Любезна мне, и я её пою. Вася, встав в позу, декламировал с пафосом: Я русский человек — и русская порода! И гулко бил себя в грудь. По эффекту это было сопоставимо только с выступленьем на районной олимпиаде Гали Ивановой, которая, читая «Бородино», при стихе «Земля тряслась, как наши груди» приподняла и потрясла на ладонях свои груди — мощные, рубенсовские, несмотря на юный возраст их обладательницы. Шедевром Васи было стихотворение «Смерть поэта»: «Погиб поэт — невольник! Честипал! Оклеветанный! — Вася, как Эрнст Тельман, выбрасывал вперёд кулак. — Молвой с свинцом!» Дальнейшую интерпретацию текста за громовым хохотом и овацией разобрать было невозможно. Васька был гений звучащего стиха. П.С. О нескольких поколениях истории русской интеллигенции, сосланных в казахстанские степи см. роман «Ложится мгла на старые ступени» Предметы и подарки Нравится Нравится 7 поблагодарили Шпилька за хорошее сообщение: Velassaru (02.05.2017), Гаер Ди (03.05.2017), Искра (02.05.2017), Карамель (02.05.2017), Степлер (02.05.2017), Ъакалавр (02.05.2017) Шпилька Посмотреть профиль Отправить личное сообщение для Шпилька Найти ещё сообщения от Шпилька