В Эдемском саду люди могли «досыта есть со всех деревьев» (Бт 2:16). Только одно дерево — «дерево познания добра и зла» — было для них запретным. По словам Евы, Иегова запретил ее мужу даже прикасаться к этому дереву, предупредив его, что наказанием за пренебрежение этим запретом и нарушение Божьего закона будет смерть (Бт 2:17; 3:3). Существует несколько традиционных толкований того, что представлял запретный плод. Одни считают, что плод был яблоком, которое символизировало половые отношения. Другие полагают, что под ним подразумевалась способность различать добро и зло. Третьи утверждают, что плод символизировал знание, которое приходит со зрелостью и опытом и которое может быть использовано во благо или во зло. Однако плод не мог быть символом половых отношений, поскольку Бог повелел людям: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю» (Бт 1:28). Как, не имея половых отношений, люди могли бы произвести потомство и населить землю? Плод определенно не был и способностью различать между такими моральными категориями, как добро и зло: чтобы соблюдать Божье повеление, совершенный человек уже должен был обладать такой способностью. Плод также нельзя отождествлять со знанием, которое приходит со зрелостью, так как достижение человеком зрелости не могло быть грехом и к тому же Создатель вряд ли отказал бы людям в возможности расти интеллектуально.
В Библии не сообщается, к какому биологическому виду относилось дерево познания добра и зла. Однако ясно, что оно символизировало исключительное право, которое Бог, Творец людей, оставил за собой,— решать, что для его созданий «добро», а что «зло», и требовать, чтобы они делали то, что он назвал добром, и избегали того, что он назвал злом, чтобы не лишиться одобрения Верховного Владыки. И запрет, и приговор, позднее объявленный непослушной паре, показывают, что первородный грех заключался в том, что Адам и Ева проявили непослушание, съев запретный плод (Бт 3:3).
Некоторых современных критиков не устраивает простота рассказа о событиях в Эдеме. Однако нужно учитывать, что в тех обстоятельствах простой проверки для людей было вполне достаточно. Жизнь первой человеческой пары не была обременена проблемами, тяготами, переживаниями, которые причиняют страдания людям со времени грехопадения. В Божьем запрете, несмотря на его простоту, ясно выражалась непреложная истина: Бог — Верховный Владыка, а люди зависят от него и подотчетны ему. Кроме того, повествование об Эдемском саде наполнено гораздо более глубоким смыслом, чем все теории, согласно которым первые люди были неразумными дикарями, вышедшими из пещер и лишенными всякого представления о нравственности. Простота испытания Адама и Евы согласуется с принципом, который тысячелетия спустя сформулировал Божий Сын: «Верный в малом верен и во многом, а неправедный в малом неправеден и во многом» (Лк 16:10).
Безусловно, Бог поместил в Эдеме запретное дерево не для того, чтобы оно было для первых людей источником постоянного раздражения, и не для того, чтобы оно стало предметом спора. Если бы Адам и Ева отнеслись с уважением к воле Бога в отношении этого дерева и следовали Божьим указаниям, тогда Эдемский сад и дальше оставался бы для них местом удовольствия и наслаждения. Из Библии следует, что инициатором спора относительно этого дерева был Противник Бога — именно он подтолкнул людей нарушить Божий запрет (Бт 3:1—6; ср. Отк 12:9). Когда Адам и Ева, люди со свободой воли, сознательно восстали против законного владычества Иеговы, Рай со всеми его благами был для них потерян. Что еще более печально, они лишились возможности есть плоды с другого дерева в Эдеме — дерева, которое символизировало право на вечную жизнь. В Библии записано, что Иегова «изгнал человека и поставил у восточной стороны сада Эдем херувимов и вращающийся меч с огненным лезвием, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Бт 3:22—24).
|