ЗАГАДОЧНЫЙ БРЕЙГЕЛЬ. "СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ" ТЩЕСЛАВИЕ, ГНЕВ, СЛАДОСТРАСТИЕ, ЛЕНЬ, ЧРЕВОУГОДИЕ, СРЕБРОЛЮБИЕ, ЗАВИСТЬ Superbia,Ira, Luxuria, Acedia, Gula, Avaritia, Invidia Питер Брейгель Старший родился между 1525 и 1530 гг. в деревне Брейгель в нидерландской провинции Лимбург. Начальное образование будущий художник получил в деревенской «приготовительной» школе. Далее судьба привела Брейгеля в Антверпен, где около середины 1540-х гг. он поступил в мастерскую известного художника Питера Кука Ван Альста, придворного живописца Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году. В следующем году Брейгель был принят в гильдию живописцев и тогда же поступил на работу к И.Коку, опытному графику и удачливому предпринимателю, державшему мастерскую, печатавшую и продававшую гравюры. Все рисунки серий "Грехи" и "Добродетели" сохранились и находятся в различных собраниях Западной Европы. Серия "Грехи" состоит из восьми изображений: "Гнев", "Лень", "Тщеславие (Гордость)", "Сребролюбие", "Чревоугодие", "Зависть", "Похоть" и композиции "Страшный суд". В отличие от сюжетов Босха Брейгель изобразил ад как некий "город грехов", где каждому из них соответствует "квартал" со своим ландшафтом, архитектурой, своим абсурдным, но подробным "бытом". Безусловно, мотивы Босха широко используются.Кроме того, уже в этих, ранних аллегориях Брейгель пользуется своим любимым приемом: он "изображает" народные пословицы. Под каждой гравюрой есть подпись с названием греха традиционно на латыни. ТЩЕСЛАВИЕ(Гордыня)-Superbia Зеркало - традиционный символ гордыни. Такой же образ избрал Босх в "Семи смертных грехах". Иногда зеркала обрамлялись рамами с изображением страстей Господних, чтобы уменьшить вред от любования собой. Такое зеркало мы видим у ван Эйка в "Портрете четы Арнольфини" ГНЕВ -Ira Те, кто пылали ненавистью, горят в прямом смысле Не все образы Брейгеля (как и Босха) поддаються расшифровке. Но в общем мифология воздаяния, какой она сложилась в протестантских Нидерландах, во многом прозрачна. Скрытый текст СЛАДОСТРАСТИЕ - Luxuria Здесь явно присутствуют вариации на тему знаменитого триптиха Босха "Сад мирских наслаждений": огромные фрукты,"пузыри похоти". ЛЕНЬ - Acedia Замечательное описание образов этой гравюры - в статье А. Майкапара Приведем из нее отрывок. Цитата: "На первой из этих гравюр в центре композиции спящая женская фигура - Лень, то есть персонификация этого порока. Подушку ей поддерживает черт, что символизирует нидерландскую пословицу "Лень - подушка черта". Спящие лодыри, медленно ползающие животные, улитка на переднем плане - все это тоже символы лени. Из музыкальных инструментов мы видим здесь шесть небольших колоколов. Четыре из них висят на высохшем дереве - своеобразной звоннице, один висит на перекладине обособленно, еще в один молотком колотит монах - действие странное, поскольку у этого, как и у всех остальных колоколов, есть так называемый язык, с помощью которого колокол и приводится в звучание. Хотя известны попытки детально прокомментировать каждый персонаж и предмет, изображенные Брейгелем, для некоторых из них еще не найдено удовлетворительное объяснение.Так, не ясен смысл истово бьющего в колокол монаха в "Лени", да и назначениесамих колоколов. Выскажу свое предположение. Веревки от колоколов (они привязаны, кстати, не к языкам, как у русских колоколов, звон которых происходит от ударов раскачиваемого языка, а к самим колоколам) тянутся к шестеренкам огромного часового механизма. Вместе все это было, по-видимому, курантами. Циферблат часов изображен в совершенно другом месте - он оказался стороной фантастической дымящейся горы или вулкана, и странное время на нем показывает стрелка в виде человеческой руки. Монах призывает очнуться от спячки и лени, поскольку даже часы замерли, уснули. Притом, что в часовом механизме мы отчетливо различаем разных размеров шестеренки и гири, механизм этот не работает,иначе колокола раскачивались бы. На других рисунках и гравюрах Брейгеля часто можно видеть неистовый звон колоколов; примеры тому - гравюры "Зависть", "Гнев", где в колокол тоже звонит монах, или картина "Триумф Смерти", где в колокол звонят два скелета. Не исключено, что часы и звон, как считает Н.Никулин, - это намек на час возмездия, который наступит для лентяев. Колоколам и колокольному звону приписывалась чудодейственная сила. Колоколам посвящались стихи, они воспевались в литературе." ЧРЕВОУГОДИЕ - Gula Здесь тоже есть музыкальный инструмент - волынка - символ, как считают многие исследователи, греховного "веселья бедных". О ней забыли (обжоре не нужно и это),и она висит на дереве, как будто тоже - объелась. СРЕБРОЛЮБИЕ - Avaritia ЗАВИСТЬ - Invidia Зависть всегда трудно было изобразить ясно. Две собаки, грызущиеся за одну кость - стойкий символ зависти в нидерландской иконографии. СТРАШНЫЙ СУД В "Страшном суде", решенном традиционно, интересно отметить адские врата в виде пасти библейского Левиафана, куда прямиком отправляются грешники с некоей лодки, возможно тоже Босховского "Корабля дураков". Скрытый текст (вы должны войти под своим логином или зарегистрироваться и иметь 1 сообщение(ий)): У вас нет прав чтобы видеть скрытый текст, содержащийся здесь. добавлено через 1 минуту Цитата: Сообщение от Трюфелька Посмотреть сообщение поспешила, на подпись в низу не посмотрела.) Зато он тоже считается "загадочным". добавлено через 52 секунды Цитата: Сообщение от Трюфелька Посмотреть сообщение Это не наша сущность. Нам сейчас пытаются навязать такую мысль. Кто научил нас этому? Уж точно не создатели, а те, кто нарисован рядом с людьми. Те, кто угостил яблоком? Возможно, но мы делаем свой выбор. Нравится Нравится Поблагодарили Lukas за хорошее сообщение: Трюфелька (26.11.2016) Lukas Посмотреть профиль Найти ещё сообщения от Lukas