Великору́ссы (великоро́сы, великоро́ссы[1] великору́сы, великороссияне[2]) — понятие, использовавшееся в отношении северо-западной и северо-восточной группы восточных славян в качестве их самоопределения либо внешнего представления и пережившее ряд трансформаций на протяжении XVIII — начала XX века.
К середине XIX века власти Российской империя стали понимать необходимость формирования собственной национальной идеологии и национального мифа, и в эту эпоху начинаются активные споры по поводу места великороссов в системе государства и по поводу самого понимания «русскости». Существовало две концепции. По одной из них, русскими считались и великороссы, и малороссы и белорусы. По другой из них, русскими считались только великороссы. Как отмечал Бенедикс Андерсон в своей работе «Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма», к середине XIX века Романовы открыли для себя, что они великороссы, что повлекло за собой формирование современной русской нации.[1]
В XX веке, с распадом Российской империи и образованием СССР, советской властью в рамках новой национальной политики коренизации проводилась политика мобилизации этничности меньшинств для нейтрализации политического ресурса великороссов. В связи с этим, понятие «великоросс» оказалось «вне закона», утратило легитимность и в широком употреблении повсеместно было заменено понятием русский[3].
|