PDA

Просмотр полной версии : Новые ракеты от ABL, Firefly и Relativity готовятся к стартам


Kantor
20.08.2022, 22:23
Как известно, недавно на рынке появились так называемые малые ракеты, т.е. ракеты, выводящие в космос полезную нагрузку в буквально несколько десятков или порядка нескольких сотен кг.
Некоторые из них были весьма успешными, например, Electron от Rocket Lab, который запускался пять раз за первые семь месяцев года. Другие, в меньшей степени: ракета Astra 3 потерпела неудачу в пяти из семи попыток запуска на орбиту, включая последний запуск в июне с двумя кубсатами НАСА для изучения Земли на борту. Некоторые "малые ракеты" еще в процессе строительства и разработки, и заявят о себе позже.
Потребность в таких малых ракетах у рынка велика, и спрос пока значительно обгоняет предложение.
Эти ракеты позволяют за небольшие деньги выводить в космос или микросозвездие кубсатов или один средний спутник класса "Старлинк 1.5".

Сам класс малых ракет интересен тем, что разделился на ряд подклассов.
И если Electron, срывающий сейчас лавры в классе малых ракет и список заказов на старты которого устремляется в бесконечность, может вывести в космос на низкую околоземную орбиту (НОО) порядка 300 кг полезной нагрузки, то готовящиеся к стартам ракеты другого подкласса, уже умеют - вернее должны уметь - выводить порядка метрической тонны. Это уже три спутника класса "Старлинк 1.5" или один "почти тяжелый". Ну, или уже настоящее созвездие кубсатов.

Начнем пожалуй беглый обзор не всех а хотя бы трех готовящихся к стартам "однотонников" с наиболее известной (из за аварии при первом старте) Firefly Alfa.

В сентябре прошлого года первая «Alfa» Firefly стартовала с базы космических сил Ванденберг и почти сразу же была обречена. Через пятнадцать секунд после старта один из четырех двигателей первой ступени отключился из-за того, что компания позже определила как неисправное электрическое соединение, которое перекрыло топливные клапаны. Ракета продолжала подниматься в течение двух минут, пока не достигла максимального динамического давления (знаменитое Макс Кю), заставившего ее перевернуться и крутится. Затем система прекращения полета ракеты отдало команду на самоуничтожение.
И случился всеми нами любимый "Бум".

Смотрим вот это вот видео (где то с третьей минуты) и наслаждаемся зрелищем:

https://youtu.be/qFjoPw0CfAU

"- Что ЭТО было?", вопрошали многие, на что (вроде бы) представители компании Firefly Aerospace в конечном итоге выдала ответ "неверно распаянный кабель". Вся система прошла предстартовые тесты, но вот такую простую вещь в тестирование не включили. И клапаны подачи топлива одного из двигателей вместо "открыться" еще больше, взяли и закрылись. Ракете не хватило тяги, началось кувыркание... ну и остальное мы видели.

В компании прошли перестановки, купивший ее в свое время (в 2017 году) украинский бизнесмен Поляков по ряду причин включая "вызвал опасения гос. безопасности США и происхождением своего капитала " (мутная история одним словом), продал свою долю в Firefly Aerospace... словом, компанию основательно протрясло, но потом все вошло в колею. И в сентябре второй экспериментальный старт.

Вторая «Альфа» находится в ангаре в Ванденберге и готовится к испытаниям под полной заправкой, и статического огневого испытания, которые, по оценкам Шумахера, состоятся примерно за две недели до запуска. На данный момент Firefly ждет лицензии на запуск от Федерального авиационного управления.
В зависимости от того, когда компания получит лицензию на запуск FAA и график других запусков от Ванденберга, Firefly будет готов к попытке запуска второй Alpha в конце августа или начале сентября.

Характеристики Firefly Alfa:
Высота р-н - 29.4 м
Диаметр - 1,82 м
Стартовая масса - 54 тонны
Полезная нагрузка на НОО (200 км) - 1170 кг
Полезная нагрузка на солнечно синхронную орбиту (500 км) - 745 кг

Двигатели: 4х ЖРД Firefly Reaver-1 (ракетный керосин/ жидкий кислород) с общей тягой 0.74 МН, и один ЖРД Lightning 1 (ракетный керосин/ жидкий кислород) с тягой 70 кН в второй ступени.

Кстати, Northrop Grumman подписал с Firefly Aerospace контракт и они будут работать совместо над разрабатываемым Firefly Aerospace для своей будущей ракеты "Бетта" двигателем "Миранда", обеспечивающим тягу в 1 МегаНьютон. С целью прикрутить этот двигатель и на будущую Northrop Grumman Antares 330, поскольку Northrop полностью решил отказаться от закупок в РФ двигателей РД-181.

Пока Firefly готовится ко второму полету Alpha, две другие компании готовятся к первым полетам ракет аналогичного размера.
ABL Space Systems заканчивает последние приготовления к старту своей первой ракеты RS1 в комплексе Тихоокеанского космодрома на Аляске, на острове Кадьяк.
Огневые статические испытания 9 июля прошли успешно, и, как сказал Гарри О'Хэнли, исполнительный директор ABL, двигатели к полету готовы и тест прошел на отлично с первой попытки.

Надо заметить, что не зря директор ABL акцентировался на этом испытании - в начале этого года при аналогичном тесте произошла авария и первая ступень р-н была разрушена за 20 секунд. Если бы не эта авария, ABL Space Systems попыталась бы осуществить первый запуск RS1 еще в феврале.

https://realax.ru/saveimages/2022/08/20/squmaqlznrehsgfxrnpplqz9.jpg

Старт ABL Space Systems RS1 планируется на 7 сентября. Разумеется, возможны задержки и переносы.

Характеристики ABL Space Systems RS1:
Высота р-н - 27 м
Диаметр - 1,9 м
Полезная нагрузка на НОО (200 км) - 1170 кг
Полезная нагрузка на солнечно синхронную орбиту (500 км) - 950 кг

Двигатели: 9х ЖРД ABL E2 (ракетный керосин/ жидкий кислород) с общей тягой 0.48 МН, и один ЖРД ABL E2 (ракетный керосин/ жидкий кислород) с тягой 54 кН в второй ступени.

По состоянию на конец июля у компании еще не было лицензии FAA на запуск.

На мысе Канаверал компания Relativity Space провела испытания своей первой ракеты Terran 1 на стартовом комплексе 16. Это включало кратковременное зажигание девяти двигателей на первой ступени. Компания не установила дату запуска миссии с причудливым названием «Good Luck, Have Fun», но предположила, что она может состояться в ближайшие пару месяцев.

Компания широко использует аддитивное производство для производства ракет. Пока компания испытывает первый Terran 1 на площадке на мысе Канаверал, она строит второй Terran 1 для миссии NASA VCLS на своем заводе в Лонг-Бич, штат Калифорния, и работает над гораздо более крупной полностью многоразовой ракетой Terran R, с характеристиками полезной нагрузки, аналогичной Falcon 9 SpaceX.
Relativity Space готовит Terran R к первому старту уже в 2024 году.

Характеристики Relativity Space Terran 1 Block1/ 2:
Высота р-н - 35.2 м
Диаметр - 2.3 м
Полезная нагрузка на НОО (200 км) - 1250 кг (В1) 1479 кг (B2)
Полезная нагрузка на солнечно синхронную орбиту (500 км) - 898 кг

Relativity Space Terran 1 Block 1
Двигатели: 9х ЖРД Relativity Aeon-1 (метан/ жидкий кислород) с общей тягой 0.92 МН, и один ЖРД AeonVac (метан/ жидкий кислород) с тягой 126 кН в второй ступени.

Relativity Space Terran 1 Block 2
Двигатели: 1х ЖРД Relativity Aeon R (метан/ жидкий кислород) с общей тягой 1,3 МН, и один ЖРД AeonVac (метан/ жидкий кислород) с тягой 126 кН в второй ступени.


Ну и все три ракеты рядом на рисунке:

https://realax.ru/saveimages/2022/08/20/eyxwhqvjygevjfrbtsahy7fs.jpg

Kantor
20.08.2022, 22:38
Обновление: старт р-н Firefly Aerospace "Firefly Alfa" запланирован на 11 сентября. Тестирование под заправкой завершено, разрешение получено.

Kantor
28.08.2022, 22:13
На мысе Канаверал компания Relativity Space провела испытания своей первой ракеты Terran 1 на стартовом комплексе 16. Это включало кратковременное зажигание девяти двигателей на первой ступени. Компания не установила дату запуска миссии с причудливым названием «Good Luck, Have Fun»

https://youtu.be/QiNM3dgB3Rs

https://realax.ru/saveimages/2022/08/28/tymqu5pgdvwrslnerprvmfl.png