PDA

Просмотр полной версии : SpaceX Falcon - краткая история ракеты от Falcon-1 до Falcon-9


Kantor
01.04.2022, 22:33
https://realax.ru/saveimages/2022/04/01/mpdrstt5urlewnaj.jpg

Falcon 1 был одноразовой легкой ракетой носителем, разработанной и изготовленной компанией SpaceX в частном порядке с 2006 по 2009 год.
Первоначально планировалось, что первая ступень приводнится на парашюте и будет восстановлена для повторного использования, но эта возможность
так и не была продемонстрирована.

Высота - 21 м
Диаметр - 1,7 м
Масса - 28 т
Две ступени.
Двигатели:
1 ступень - 1 ЖРД жидкий кислород/керосин SpaceX Merlin 1A, Merlin 1С, макс. тяга 450 кН
2 ступень - 1 ЖРД жидкий кислород/керосин SpaceX Kestrel (упрощенный Merlin 1), макс. тяга 31 кН.
Полезная нагрузка на LEO (максимальная, теоретическая) - 670 кг, практическая - 180 кг.

* -тут и далее
LEO - Low Earth Orbit, низкая околоземная орбита, НОО.
SSO - Sun-synchronous orbit, солнечно-синхронная (гелиосинхронная) орбита, ССО
GTO - Geostationary transfer orbit, геопереходная орбита, ГПО


Запуски проводились с острова Омелек (часть атолла Кваджалейн в Республике Маршалловы Острова).
Три первых полета закончились авариями, четвертый ( имитатор нагрузки 165 кг, 28 сентября 2008 г ) и пятый полеты (вывод на орбиту малазийского
спутника наблюдения за Землей RazakSAT, 180 кг) прошли успешно.

https://realax.ru/saveimages/2022/04/01/ufn1jrnbesnkfzkvbsygrsag.jpg
https://realax.ru/saveimages/2022/04/01/vcmm4zlvrqlvdzjue.png

Falcon 1e
Далее планировалась разработка ракеты-носителя Falcon 1e.
Falcon 1e должен был быть модернизацией SpaceX Falcon 1.
Предполагалось использовать разрабатываемый уже в то время двигатель Merlin-1D с тягой 556 кН в составе 1й ступени. Во второй ступени должен был
использоваться ЖРД Kestrel , модернизированный до большей тяги. Первая ступень удлинялась, обтекатель полезной нагрузки предполагалось парашютировать
и повторно использовать.

Высота - 27,40 м
Диаметр - 1,70 м
Полезная нагрузка на LEO - 1010 кг
Полезная нагрузка на SSO - 560 кг

Первый запуск Falcon 1e был запланирован на середину 2011 года. Но Илану пришло в голову, что легкая ракета это слишком легко,
а вот среднего класса... это уже интересно.
- А не добавить ли нам больше движков, чтобы утащить больше вот этих всяких космических штук? подумали в SpaceX. Ну и добавили :)

Falcon 5:
Falcon 5 должна была оснащаться пятью двигателями Merlin , а верхняя ступень - одним двигателем Merlin, оптимизированным для работы в вакууме.
Авионика, материалы конструкции, концепция, двигатели и система запуска сохранялись от Falcon 1, уже проверенные и работоспособные.
Разумеется, возрастали размеры - длина и диаметр, ибо первой ступени нужно было "кормить" уже пять двигателей Merlin 1С
(развивающий в матрице 5х Merlin 1С - 347 кН каждый), ну и выросла стартовая масса.

В зависимости от фазы полета первая ступень могла потерять до трех двигателей и при этом выполнить свою задачу.
Основная конструкция была изготовлена из алюминиевого сплава космического класса в запатентованном градуированном монококе,
общей переборке и архитектуре со стабилизацией полетного давления, разработанной SpaceX.
Герметизация бака с гелием обеспечивалась композитными баками Inconel с внешней оболочкой от Arde Corporation, той же модели,
которая использовалась в ракете Boeing Delta IV.
Разделение ступеней происходило с помощью разделительных болтов двойного действия и системы пневматических толкателей.
Все компоненты прошли космическую квалификацию и уже летали на других ракетах-носителях.

Система спасения парашютированием была построена для SpaceX компанией Irvin Parachute Corporation (IRVIN-GQ), которая также
создавала парашюты для Space Shuttle (тормозной посадочный), самолетов Lockheed SR-71 Blackbird, Eurofighter Typhoon и других систем.
Конструкция бака второй ступени выполнена из алюминиево-литиевого сплава (алюминий, легированный литием).
Это позволяет создавать аэрокосмическую технику с меньшей массой, что даёт возможность экономии горючего,
увеличения грузоподъемности и улучшения других характеристик летательных аппаратов.
Один двигатель SpaceX Kestrel с питанием под давлением приводил в движение верхнюю ступень Falcon 5.
Для дополнительной надежности перезапуска двигатель имел двойные резервные факельные воспламенители.

Высота - 29,00 м
Диаметр - 3,40 м
Масса - 129 700 кг
Тяга: 1 735 кН
Полезная нагрузка LEO - 4 200 кг
Полезная нагрузка GTO - 1 250 кг

Однако в ходе разработки Falcon 5 в SpaceX пришли к оптимальной схеме использования девяти двигателей в первой ступени,
Falcon 5 был отменен, и разрабатываемая ракета получила название Falcon 9 - по количеству двигателей первой ступени.
Т.е. по принятой в то время терминологии SpaceX, Falcon Heavy это Falcon 27 :)

Falcon 9 Air:
Так же какое то время параллельно разработке Falcon 9 шла разработка р-н Falcon 9 Air воздушного старта для Stratolaunch Systems.
Предполагалось, что полезная нагрузка р-н Falcon 9 Air, доставляемая на низкую околоземную орбиту составит 6 100 кг.
Falcon 9 Air должен был иметь в составе первой ступени 4 двигателя Merlin 1D (т.е. по сути это должен был быть Falcon 4 Air).
В конечном итоге, соглашение между SpaceX и Stratolaunch Systems было аннулировано, в силу большой разницы между р-н,
предлагаемой SpaceX, и требований к р-н от Stratolaunch Systems , и Stratolaunch Systems занялось р-н Orbital Sciences Pegasus II
(которая так и не была реализована).
* -тут и далее р-н это ракета носитель.

Усилия, прилагаемые молодой фирмой SpaceX к созданию ракеты среднего класса, в конечном итоге дали свои плоды,
и у SpaceX стало получаться что то интересное.

https://realax.ru/saveimages/2022/04/01/j6tsksszchqhagzt.jpg

Falcon 9 v1.0
Первая ступень Falcon 9 v1.0 использовалась при первых пяти запусках Falcon 9 и приводилась в действие девятью
ракетными двигателями SpaceX Merlin 1C , расположенными по схеме 3x3.
Каждый из этих двигателей имел тягу на уровне моря 420 кН.
Двигатель SpaceX Kestrel второй ступени был заменен на оптимизированный для работы в вакууме SpaceX Merlin 1C vacuum,
развивающий тягу в 445 кН.

Высота - 47,8 м
Диаметр - 3,66 м
Масса - 333 400 кг
Полезная нагрузка LEO - 9 000 кг
Полезная нагрузка GTO - 3 400 кг

Первая ступень планировалась к посадке парашютированием в океан, но первые ступени даже не доходили до стадии
раскрытия парашютов — они разрушались при входе в атмосферу.

Корабль-эвакуатор Freedom Star, используемый для вылавливания из океана многоразовых твердотопливных ракетных
ускорителей космического корабля "Шаттл", находился у побережья Джорджии, чтобы забрать первую ступень.
Но забирать было нечего и ребята пили виски и поплевывали в океан.

Две попытки посадки на парашютах в океан ракет носителей Falcon 9 v1.0 B0003 и Falcon 9 v1.0 B0004 привели к отказу
системы парашютирования и отказу от попыток сажать р-н Falcon 9 v1.0 на парашютах в последующих полетах трех р-н Falcon 9 v1.0 B0005, B0006, B0007.

В процессе агрессивных игр с Falcon 9 v1.0, хотя Falcon 9 v1.0 успешно отлетала все пять полетов,
включая вывод на орбиту трех разных "демок" Драконов, двух миссий грузовых Драконов ( SpaceX CRS-1 C103 и SpaceX CRS-2 C104) к МКС,
(и неудачи с выводом вторичной нагрузки - спутника связи Orbcomm-OG2 в миссии SpaceX CRS-2 , штатно доставившей грузовой Дракон на орбиту),
SpaceX пришла к выводу, что парашют первой ступени это совсем не то, что нужно.
Посему от парашютов решительно отказались, и занялись посадкой на двигателях.

https://cs12.pikabu.ru/post_img/2022/02/10/11/1644520958149184440.webp

Falcon 9 v1.1:
Первый запуск состоялся в сентябре 2013 г. (р-н Falcon 9 v1.1 B1003)
Последний полет Falcon 9 v1.1 (р-н B1017) был осуществлен в январе 2016.

Falcon 9 v1.1 представлял собой шаг вперед по сравнению с Falcon 9 v1.0, с увеличенной тягой, высотой и весом.
Двигатели Merlin 1C были заменены на матрицу более мощных двигателей Merlin 1D, развивающих тягу на уровне моря до 630 кН каждый.
Однако возможности двигателей Merlin 1D в конфигурации Falcon 9 v1.1 использовались, по оценкам разработчиков,
примерно на 85 процентов. Двигатель мог тянуть и больше.
Изменилась матрица двигателей - Merlin 1D х 8 по кругу, один Merlin 1D в центре.

Высота - 68,4 м
Диаметр - 3,66 м
Масса - 505 846 кг
Полезная нагрузка LEO - 13 150 кг
Полезная нагрузка GTO - 4 850 кг

https://realax.ru/saveimages/2022/04/01/wrbdqtmswbpb4wmhwtbnpk.jpg

Falcon 9 v1.1 (R):
В рамках усилий SpaceX по разработке многоразовой системы запуска, после отказа от идеи посадки парашютированием,
первые ступени модификации Falcon 9 v1.1 - ракеты носителя Falcon 9 v1.1(R) (R от англ. reusable — повторно используемая)
включали четыре выдвижных посадочных опоры и решетчатые стабилизаторы для управления спуском.

После успешного запуска полезной нагрузки на орбиту отрабатывались методы контролируемой посадки в океан, после чего
перешли к попыткам садиться на плавучую платформу. Однако предпринятые попытка посадить успешно отработавшие свою
миссию в космосе р-н B1012 (доставившую Dracon C107 на орбиту) и B1015 ( доставившую Dracon C108.1) а впоследствии и B1017
(доставивший на орбиту Jason-3) на плавучую платформу окончились неудачей.

Но SpaceX считал, что нормальная ракета носитель в 21 веке должна быть многоразовой и уметь садится.

https://realax.ru/saveimages/2022/04/01/zkncd3chsuuwegusguucj.jpg

Falcon 9 v1.2 ( Falcon 9 Full Thrust):

Falcon 9 v1.2 представляет собой существенную модернизацию Falcon 9 v1.1 , которая совершила свой последний полет в январе 2016 года.
Двигатели Merlin 1D (наконец то) были форсированы до 845 кН тяги на уровне моря каждый, увеличен бак второй ступени,
увеличена плотность топлива (путем переохлаждения).
Ракета-носитель первой ступени может выйти на низкую околоземную орбиту как одноступенчатая, если на ней не устанавливать
вторую ступень (разгонный блок) и полезную нагрузку.

Высота - 70 м (с обтекателем полезной нагрузки)
Диаметр - 3,66 м
Масса - 549 000 кг
Полезная нагрузка LEO - 22 800 кг ( не возвращаемая 1 ступень)/ 15 600 кг (возвращаемая)
Полезная нагрузка GTO - 8300 кг / 5 500 кг
Полезная нагрузка к Марсу - 4 020 кг

Ракета носитель Falcon 9 v1.2 B1019 впервые совершила управляемое приземление (после доставки на орбиту 11 спутников Orbcomm OG2)
на мысе Канаверал 22 декабря 2015 года, а B1021.1 успешно сел на плавучую платформу.

Falcon 9 v1.2 B1019 теперь находится в постоянной экспозиции возле штаб-квартиры SpaceX в Хоторне, Калифорния:

https://realax.ru/saveimages/2022/04/01/nugekyxxlabxkhq9.jpg

Весь мир запасался попкорном, усаживался к экранам телевизоров или компьютеров, и завороженно глядя прямую трансляцию,
следил за стартом очередного Falcon 9 1.2, уже зная что таки взлетит, и доставит полезную нагрузку на орбиту, а вот при посадке начнется самый экшен.
Иногда садящийся Falcon 9 не подводил ожиданий публики и эффектно бабахался при посадке.

Но все чаще Сокол -9 садился, садился, садился, садился... и публика начинала понимать что это все таки прорыв...

В связи с накопляемым опытом, Falcon 9 v1.2 постоянно модернизировался, получая т.н. "Блоки", т.е. наборы модификаций, причем вводя
их поэтапно и постепенно, от миссии к миссии.
Например, набор модификаций Block 4 сначала получила вторая ступень, летая в космос на первой Block 3 в трех миссиях: NROL - 76 и Inmarsat-5 F4 в мае 2017 года
и Intelsat 35e в июле, а потом до Block 4 были модернизированы и первые ступени Block 3.

https://realax.ru/saveimages/2022/04/01/wxmxjwuuxxnqa4skprfzfttu.jpg

Falcon 9 Block 5 (Falcon 9 v1.2 Block 5):

В 2017 году SpaceX объявила, что в разработке находится еще одна серия дополнительных улучшений, Falcon 9 Block 5 , которая пришла на смену
переходному Block 4. Самыми большими изменениями между Block 3 и Block 5 являются более высокая тяга всех двигателей
( двигатели Merlin 1D были доведены до 850 кН тяги на уровне моря каждый, в ряде источников упоминается название Merlin 1D+) и
улучшения посадочных "ног".

Из дополнений вносимых в конструкцию интересны многоразовый теплозащитный экран, защищающий двигатели и
трубопроводы в основании ракеты ; теплозащитное покрытие на первой ступени для ограничения повреждения от перегрева при входе в атмосферу,
включая черный теплозащитный слой на посадочных опорах, дорожке качения и промежуточной ступени.

Block 5 включает в себя улучшенную систему управления полетом для оптимизации угла атаки при снижении, что снижает потребность в топливе для посадки.

В некоторых случаях к ракете добавляется космический буксир SHERPA , что делает ее трехступенчатой ракетой-носителем частично
многоразового использования . Кроме того, многочисленные небольшие изменения помогут упростить восстановление и повторное
использование бустеров первой ступени.

Изменения направлены на увеличение скорости производства и эффективности повторного использования.
SpaceX планирует запускать каждую ракету-носитель Block 5 не менее десяти раз с промежуточными проверками и до 100 раз с ремонтом.

Первый полет -11 мая 2018 г.
Высота - 70 м (с обтекателем полезной нагрузки)
Диаметр - 3,66 м
Масса - 549 т
Полезная нагрузка на LEO (28,5°):
22,8 т (не возвращаемый запуск)
15,6 т (многократное использование)
Полезная нагрузка на GTO (27°)
8,3 т (не возвращаемый запуск)
5,5 т (многократное использование)
Полезная нагрузка на Марс - 4 т

https://realax.ru/saveimages/2022/04/01/exumukjd3yslygbfgn.jpg

Falcon Heavy (Falcon 9 Heavy):
Falcon Heavy является производным от р-н Falcon 9 и состоит из усиленной первой ступени Falcon 9 в качестве центрального ядра с
двумя дополнительными первыми ступенями Falcon 9, служащими ускорителями.

Идея объединить несколько Falcon в один носитель возникла давно, еще в 2003 году.
Концепция была интересной и казалась простой, но, как говорил потом Маск " Мы были довольно наивны в этом".

Интеграционные и структурные проблемы объединения даже трех ядер Falcon 9 оказались намного сложнее, чем ожидалось.
Нужно было изначально проектировать р-н с возможностью работы в масштабируемой связке.

Готовясь к первому демонстрационному полету Falcon Heavy, Маск демонстрировал достаточно низкий уровень ожидания,
поскольку конструкция получилась достаточно сложной:
" Есть очень большая вероятность, что ракета не выйдет на орбиту … Я надеюсь, что она уйдет достаточно далеко от стартовой площадки,
чтобы не повредить ее. Я бы даже это посчитал победой, если честно."

27 двигателей Merlin 1D работают вместе:
https://realax.ru/saveimages/2022/04/01/fhpngqzpnccktjmj0p.jpg

Высота - 70 м
Ширина - 12,2 м
Масса - 1 420 т
Полезная нагрузка LEO - 63,8 т
Полезная нагрузка GTO - 26,7 т
Полезная нагрузка к Марсу - 16,8 т
Полезная нагрузка к Плутону - 3,5 т

Первоначально планировалось внести в связку 3х Falcon 9 Block 4/ Block 5 (Falcon Heavy) систему перекачивания горючего из боковых носителей
в центральный, затем от этой схемы отказались, просто введя в процесс полета дросселирование двигателей центрального носителя.

Разумеется, в серийные Falcon 9 были внесены изменения, но не кардинальные, и один из боковых носителей - Falcon 9 Block 5 B1052,
совершив два полета в связке Falcon Heavy, был впоследствии выделен в самостоятельный Falcon 9 Block 5 B1052, который успешно
вывел на орбиту самостоятельным третьим полетом итальянский COSMO-SkyMed 2, и благополучно приземлился. И готовится к следующему полету.
Кстати, в трех предыдущих запусках Falcon Heavy участвовали и благополучно сели Falcon 9 B1023, B1025, B1052, B1053 и B1055, из которых B1023 и B1025
сначала слетали сами, а потом в связке Falcon Heavy.

Falcon Heavy существует в трех вариантах запуска:
1 - полностью расходуемые все три Falcon 9. Полезная нагрузка на LEO - 63,8 т
2 - расходуемый центральный Falcon 9. Боковые садиться на 2 плавучие платформы (текущий вариант для будущих миссий). Полезная нагрузка на LEO - более 57 т
3 - полностью многоразовый вариант. Полезная нагрузка на LEO - около 30 т

Серьезные задачи для Falcon Heavy планируются с этого года - 3 миссии для космических сил США ( USSF-44, USSF-52 и USSF-67), миссия Психея к
одноименному астероиду, Inmarsat GX6B, в 2023 - лунный посадочный модуль Griffin c луноходом NASA VIPER, в 2024 - NASA GOES-U,
NASA Europa Clipper, силовая и двигательная установка (PPE), жилой и логистический блок (HALO) для окололунной МКС Gateway,
и минимум два рейса "грузовика" Dracon XL к окололунной станции.

Kupava
01.04.2022, 22:49
@Kantor, уважаемый @}->--
А развейте пожалуйста мои заблуждения на тему: когда очень часто баламутят атмосферу и всякие там озоновые слои частыми запусками, то происходит что-то не очень хорошее ... :-[

Айникки
02.04.2022, 00:28
@Kantor, а зачем было создавать 25 новых тем? Создали бы одну и размещали бы там всё, о чем хотели сказать.

Kantor
02.04.2022, 00:37
@Kantor, а зачем было создавать 25 новых тем? Создали бы одну и размещали бы там всё, о чем хотели сказать.
Это очень разные темы.
А зачем создавать кучу разделов на форуме с кучей тем? Создали одну и все в нее пишут )))

Айникки
02.04.2022, 00:39
Это очень разные темы.
А зачем создавать кучу разделов на форуме с кучей тем? Создали одну и все в нее пишут )))
Но вы же создаёте темы в одном разделе "Наука и техника". :hz:

Kantor
02.04.2022, 00:45
предлагаете сообщать о очередных событиях в разных сферах ракетостроения, коммерции в космосе, освоения космического пространства, исследования планет и звезд, космонавтики и космических исследованиях в разных разделах форума? )
...
Вы когда нибудь искали информацию в интернете?
Вам нравилось перерывать 100-200 страничные по 40 постов на странице темы форумов, чтобы найти ответ на свой запрос ? )))

Айникки
02.04.2022, 01:02
предлагаете сообщать о очередных событиях в разных сферах ракетостроения, коммерции в космосе, освоения космического пространства, исследования планет и звезд, космонавтики и космических исследованиях в разных разделах форума? )
Вы пишите в одном разделе "Наука и техника", только плодите, непонятно почему, кучу тем, когда их можно соединить в одну.
Ну представьте, если, к примеру, я в разделе "Природа" буду для каждого дерева создавать отдельную тему. Деревья-то разные, исследования по ним разные, использование древесины, её стоимость и проч.

Kantor
02.04.2022, 01:04
Все верно. Разумеется нужны разные темы. Тут даже не о чем говорить.
Разные деревья, разные описания, разные условия ухода и так далее.
Валить все в одну кучу это создавать бардак в голове и своей и читателей ))) и бардак в поиске нужного дерева как на форуме так и извне из интернета.

Айникки
02.04.2022, 01:06
Вы когда нибудь искали информацию в интернете?
Да, искала. Вы извините, но ваша информация настолько узкопрофильная, что вряд ли её многие будут искать. А если бы кто-то захотел, то гораздо удобнее её получить в одной теме, чем искать 25 тем.

Kantor
02.04.2022, 01:13
извините но эта информация настолько широкопрофильная что ей интересуются очень много народу и в на том же пикабу например по например теме вот этой моей статьи о истории р-н Фалькон уже 21 тысяча просмотров )
Такую информацию невозможно получать в одной теме ))) опять таки повторюсь что если вы считаете что темы о рыбах можно валить в одну кучу, темы о машинах в другую, а темы о одежде в третью, темы о фильмах в четвертую, темы о книгах в пятую... и тд, вы мигом получите бардак как в женской сумочке, в которой есть все но ничего найти невозможно )
Информацию можно и нужно структуировать но валить в одну кучу категорически нельзя.
Потом фиг найдешь что нужно )
Так что я лично думаю что не стоит ни устраивать бардак с информацией, валя ее в одну кучу, ни призывать к устроению оного )

Ну вот например - тема Запуск SpaceX Falcon 9 B1061/ Transporter-4 х40 уже 5 тысяч просмотров на другом ресурсе, тема NASA и Aerojet Rocketdyne завершили испытания модернизированного двигателя RS-25 в рамках подготовки к серийному производству уже 15 тысяч просмотров на другом ресурсе.
А тот ресурс ну ооочень широкопрофильный. От эротики до политики, от сделай сам до сам делай )))
И если бы там валили все в одну кучу, на такие показатели просто не вышли бы, ибо найти что либо в куче невозможно.

Kantor
02.04.2022, 01:43
А развейте пожалуйста мои заблуждения на тему: когда очень часто баламутят атмосферу и всякие там озоновые слои частыми запусками, то происходит что-то не очень хорошее ...
Атмосферу баламутят и в миллиарды раз сильнее циклоны антициклоны ураганы и прочие веселые природные дела да и полезно ей баламутится иначе не будет равномерного размешивания ))) в москве вона весь воздух выдышат а атмосфера раз ... и не баламутится. И фсеее... все разбежались в область подышать )

Степень воздействия запусков ракет-носителей (РН) на приземную атмосферу и озоновый слой характеризуется следующими основными показателями:
- уменьшение стратосферного озона при пусках носителей на жидкостных ракетных двигателях (ЖРД) составляет в зависимости от класса носителя 0,00002-0,003 % по отношению к общему уровню его разрушения;
- доля оксидов азота, выбрасываемых при пусках ракет-носителей, весьма мала и составляет менее 0,01 %;
- выбросы в атмосферу углекислого газа составляют не более 0,00004% выбросов этого вещества другими антропогенными источниками.
Таким образом, воздействие продуктов сгорания ракетного топлива на нижние и средние слои атмосферы существенно ниже по сравнению с другими техногенными источниками загрязнения. Вместе с тем предприятия ракетно-космической промышленности продолжают работы, направленные на снижение негативного влияния пусков ракетной техники на приземную атмосферу.

Айникки
02.04.2022, 01:48
ей интересуются очень много народу
А вы видели, сколько просмотров ваших тем на нашем форуме? Оооочень мало. И то, многие, как я, ради любопытства заходят и не читают, я уверена.

Kantor
02.04.2022, 02:03
для данного форума это вполне нормально ) поскольку он весьма пассивен во всех разделах.
Уверен что если кто то сейчас начнет относительно активно постить о книжках, электронике, смартфонах, хай теке, кино (нужное вписать) тут же набегут и начнут пытаться загнать его в одну темку ибо он сладенько спать мешает и его новые темы забивают списочек )
Меня это совершенно не пугает и я это в расчет не беру. Вы пишете о том что вам нравится, я о том что мне. Но в целом это форум где все находят себе что то по интересам.
Я ж не требую от вас писать то что мне нравится ) и валить ваши темы в кучу.

Айникки
02.04.2022, 02:07
:facepalm:

Kantor
02.04.2022, 02:24
:sharik:

Kupava
02.04.2022, 10:25
@Kantor, со средними и нижними слоями и так понятно, что мы тут сами все "выдышиввем", меня в большей степени интересовало, что по сути, каждый запуск такой горелки делает дырку от земли до прямо в космос. Раньше так говорили, что мол вот запуск в космос - жди снег на нось... или град...

Kantor
02.04.2022, 11:35
каждый запуск такой горелки делает дырку от земли до прямо в космос
как делает такую дырку любой по сути метеорит ) или болид.
На планету в сутки выпадает 5—6 тонн метеоритного вещества, это порядка 2 тысяч тонн в год. И все они выжигают дырки от космоса до земли в атмосфере. Годами. Веками. Тысячелетиями. Эпохами.
А как выжигают атмосферу вулканы...

Кроме того, дырки в атмосфере выжигают любые самолеты - вы видели "следы" самолетов в воздухе? )
Ежеминутно, круглые сутки, 24/365 в небе находится 11-12 тысяч самолетов, которые "размешивают атмосферу и выжигают дырки".
А уж какие дырки выжигают двигатели внутреннего сгорания автомобилей и кораблей, какие дырки выжигают электростанции и теплостанции... всякие там домны и прочие производства металлов.

На фоне всего этого милого безобразия 1 пуск в сутки ракеты это вообще ниочем.

Kupava
02.04.2022, 18:19
27 двигателей Merlin 1D работают вместе:
вообще просто потрясающий кадр ... впечатляющий ...

Kupava
02.04.2022, 18:20
На фоне всего этого милого безобразия 1 пуск в сутки ракеты это вообще ниочем.

@Kantor, не верю, но аргументировать ессно не способна :-[ :D

Зуав
21.05.2022, 10:41
Американский космический корабль Starliner отправился к МКС. Выведение корабля на суборбитальную траекторию полета обеспечила ракета Atlas-5 с российскими двигателями РД-180. Это уже 99-й успешный старт ракет на этих двигателях.

Справка о двигателях (https://t.me/roscosmos_press/317):


РД-180 – поставлено 122 двигателя для американских РН семейства «Атлас», использовано 99, осталось еще 23 двигателя.

РД-181 – поставлено 26 двигателей для американской ракеты-носителя «Антарес», использовано 22, осталось еще 4 двигателя. В 2022 – 2024 годах планировалось поставить еще 12 двигателей РД-181. Также велись переговоры с США по созданию модернизированного двигателя РД-181М для повышения грузоподъемности РН.

Но после санкций коллективного Запада, генеральный директор Госкорпорации "Роскосмос" Дмитрий Рогозин принял решение о прекращении поставок и обслуживания уже поставленных двигателей. США летают на свой страх и риск.


Я так понимаю, что достойной готовой замены у них нет и в ближайшее время не предвидится.

Теxнарь
21.05.2022, 23:01
Я так понимаю, что достойной готовой замены у них нет и в ближайшее время не предвидится.Свои весьма достойные двигатели у них как раз уже есть, а также "предвидятся" ещё более достойные (RS-25-бывший SSME, RS-68, BE-4, Raptor 1, Raptor 2.

Про Atlas-V: ещё в августе 2021 г. ULA заявила об окончании продаж услуг по выводу спутников при помощи этой РН. ULA предстоит выполнить ранее уже заказанные пуски примерно до 2025 года, используя уже оплаченные и полученные в апреле 2021 г. двигатели РД-180, после чего использование Атласов прекратится. В дальнейшем для тех же целей будет использоваться новая РН Vulcan (с двигателями BE-4) и семейство РН SpaceX. Так что миссии МО США никак не затронуты.

С Антарес (летает в основном для NASA) ситуация хуже, но у него и без двигателей большие проблемы: корпус РН изготавливается на Южмаше в Днепропетровске (Днепре). Но в целом от этого выиграют другие фирмы США (тот же SpaceX), которые займут нишу Northrop Grumman с его РН Антаресом. Так что Northrop Grumman действительно не повезло, а Маск уже может начинать радоваться новым заказам.

Kantor
28.05.2022, 13:02
Американский космический корабль Starliner отправился к МКС. Выведение корабля на суборбитальную траекторию полета обеспечила ракета Atlas-5 с российскими двигателями РД-180. Это уже 99-й успешный старт ракет на этих двигателях.

Справка о двигателях (https://t.me/roscosmos_press/317):


РД-180 – поставлено 122 двигателя для американских РН семейства «Атлас», использовано 99, осталось еще 23 двигателя.

РД-181 – поставлено 26 двигателей для американской ракеты-носителя «Антарес», использовано 22, осталось еще 4 двигателя. В 2022 – 2024 годах планировалось поставить еще 12 двигателей РД-181. Также велись переговоры с США по созданию модернизированного двигателя РД-181М для повышения грузоподъемности РН.

Но после санкций коллективного Запада, генеральный директор Госкорпорации "Роскосмос" Дмитрий Рогозин принял решение о прекращении поставок и обслуживания уже поставленных двигателей. США летают на свой страх и риск.


Я так понимаю, что достойной готовой замены у них нет и в ближайшее время не предвидится.

К большому сожалению РД 180 и РД 181 не имеют никакого отношения к Фалконам и Арианам
Да, разумеется, после выпада Рогозина и его угроз в 2014 году конгресс США и сенат запретили закупку РФ движков новыми контрактами, но эта история опять таки не относится к Фалконам и Спейс Икс.

Касательно Атлас -5 - это ракета которая уходит на пенсию. В 2023 она практически перестанет летать.
Осталось буквально несколько запусков.

На смену ей идет Вулкан Центавр. Это р-н более мощная и использует двигатели BE-4 от Блю Ориджин.
Чтобы было чуть понятнее, РД-180 это два движка в одном флаконе:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/17/RD-180_model.jpg/800px-RD-180_model.jpg

Тяга этой спарки 3.83 МН (мега ньютон) на уровне моря.
BE-4 одиночный двиг и развивает тягу на уровне моря 2.4 МН:

https://realax.ru/saveimages/2022/05/28/zuzzgcsltqjuztfsezbu7.jpg

и пара их установленных на р-н развивают соответственно 4.8 МН на уровне моря.

https://youtu.be/zgPIYT-w4zU

Kantor
28.05.2022, 13:18
Ну а вернувшись к Фалкону - тут РФ двигатели вообще никаким местом и удивительно даже что тема об этих движках всплыла в теме о р-н Фалкон
Фалкон использует спейсиксовские движки Merlin 1D+ которые развивают на уровне моря тягу в 0.85 МН, и матрица в 9 движков Merlin 1D+ развивает общую тягу в 7.6 МН, что не снилось никаким РД-180 и уж тем более РД-181.

Кстати, есть еще один и очень существенный аргумент в пользу установки именно двигательной матрицы, кроме надежности (ибо оно понятно, что в случ. отказа 1 из 9 движков р-н имеет резерв в 8 и ее общая тяга снизится незначительно, а вот в случае отказа 1 из 2х - тяга рухнет вполовину и случится катастрофа... а уже если это 2 двига в одном флаконе с общими частями ... то тут случится весьма неприятная ситуация).

Этот аргумент - дросселирование двигателя. Т.е. снижение его тяги по потребностям ситуации, маневр тягой.
Ракетный двигатель очень не любит когда ему снижают тягу ниже 40-30 прооцентов.
Например, мы сажаем р-н. Нам нужна минимальная тяга, вплоть до например 10 процентов для зависания. Или того меньше.
Но при попытке дросселирования ниже 35 процентов двигатель просто отключится и мы рухнем.

Когда у вас 9 двигателей, то вы получаете эти 10 процентов тяги, просто отрубив 8 из девяти.
А уж если ваш этот 1 двигатель умеет дросселироватся хотя бы на 50 процентов - то и вообще получаете пять процентов тяги, что дает вам ну ооочень мягкую посадку ступени ракеты носителя.

Если мы помним, SpaceX Falcon 9 B5 садиться именно на одном движке. Еще его и дросселируя. Что в принципе дает нам вообще возможность еще и зависания )