PDA

Просмотр полной версии : Самосовершенствование усилий


кофер
01.03.2022, 10:13
Выполняя любую деятельность физическую или интеллектуальную мы должны применять АДЕКВАТНЫЕ УСИЛИЯ. Адекватность наших усилий, чаще всего, зависит от уровня наших эмоций и нашего ОПЫТА.

Представьте себе, что спортсмену необходимо стрелять из лука в мишени расположенные на расстоянии 10, 20, 30 метров. Как вы думаете одинаковые или разные усилия придётся применять спортсмену, натягивая тетиву лука, для стрельбы по разным мишеням? Конечно же разные.

Как видно из примера ПРАВИЛЬНЫЕ (АДЕКВАТНЫЕ )УСИЛИЯ можно добиться только ОПЫТНЫМ ПУТЁМ, с помощью тренировок, запоминая уровень напряжения мышц, оценивая эмоциональность отношений между людьми, тщательно подбирая слова во время общения , или подбирая необходимый объем , вес , определяя пропорции различных смесей и т.д.

Здесь мы вплотную подошли к вопросу о МЕРЕ, или НОРМЕ, и к применению на практике закона ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ.
В наличии у нас имеются ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ "НЕДО" и "ПЕРЕ", " МАЛО" или "МНОГО", "СИЛЬНО" или "СЛАБО ".
Осталось научиться приводить их к ЕДИНСТВУ или к МЕРЕ, или к БАЛАНСУ, или к РАВНОВЕСИЮ, или к СИНТЕЗУ, или к НОРМЕ , для каждого конкретного случая.
Сколько положить соли в суп? Какое усилие применить к ребёнку, если он совершает опасные действия, или в разговоре, отвечая на острые вопросы?
Какое усилие применить при закручивании гаек, что бы не сорвать резьбу? Насколько остро ответить Начальнику на его плоскую шутку? и т. д.

Очень многое зависит от ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Умеет ли он (она ) справляться со своими эмоциями изменять их.

Совершенствование усилий включает в себя стремление сосредоточить свои силы и реализовать следующие состояния, способствующие пробуждению: само осознания, бдительности, концентрации, различению радости, спокойствия, умиротворения и т.д. Этому способствует выработка рационального ритма труда и отдыха, а также вход в работу ИСПОДВОЛЬ. Увеличивая ритм и производительность трудовых действий постепенно.

Интересно, что если задать людям вопрос "Что лучше выбрать "НЕДО" или "ПЕРЕ", то большинство выберет "НЕДО", потому, что применив вторично слегка большее УСИЛИЕ, они надеются добиться АДЕКВАТНОСТИ, БАЛАНСА, СЕРЕДИНЫ между "недо" и "пере" то есть уМЕРЕнного действия.

ВЫВОД из этого следующий: АДЕКВАТНЫЕ (необходимые)УСИЛИЯ (ФИЗИЧЕСКИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ) чаще всего добиваются опытным путем и неоднократными тренировками ,или ПРАКТИКАМИ, проявляя БДИТЕЛЬНОСТЬ при их воплощении в жизнь.
Контроль за применяемыми УСИЛИЯМИ ,при выполнении различных действий, мы должны осуществлять практически непрерывно.Именно поэтому, мы должны совершенствовать КОНЦЕНТРАЦИЮ добиваясь автоматизма действий с одной стороны, а с другой сохраняя бдительность.
При этом стремиться затрачивать на поддержание бдительности минимальные усилия.

Вот какие пословицы и поговорки цитаты и афоризмы на данную тему:
— Всякое дело мера красит.
— Без меры и лаптя не сплетешь.
— Умеренность есть лучший пир. Державин Г. Р.
— Блажен, стократ блажен, кто соблюдает меру, кто мудро следует лишь доброму примеру.И верен сам себе в любые времена. Ронсар П.
— Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным. Демокрит
— Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в пития. Пифагор
— Древние греки недаром говорили, что последний и высший дар богов человеку — чувство меры. Тургенев И. С.
— Если человек знает меру, он знает все. Карлейль Т.
— В чем может состоять человеческое образование? На чем должно оно основываться? На мере. На ней покоятся все законы природы, точно так же, как все наши ясные и правильные понятия, наши ощущения прекрасного и благородного, применение наших сил на пользу добра, наше счастье, наше наслаждение: только мера питает и воспитывает нас, мера образует и сохраняет творения. Гердер И.
— Всегда сохраняй меру и в речи, и в молчании. Публий
–В том–то и заключается преимущество древних, что они во всем умели отыскать меру. Лессинг
— В лад да в меру. В толк да в пору.
— Не все меряй на свой аршин! Без весу, без меры нет и веры.
— Чем больше натягивать, тем скорее лопнет.
— Величие заключено не в том, чтобы быть сильным, а в том, чтобы правильно употреблять свою силу. Генри Уорд Бичер

Ветер
01.03.2022, 13:25
хорошая тема, ибо йа всегда за золотую середину... https://realax.ru/saveimages/2022/03/01/ajwcffqmb0bahvaxfaabh.gif

кофер
12.03.2022, 10:39
Согласитесь , что мы можем тратить жизненную энергию эффективно , а можем без всякой пользы. Как мы это делаем зависит от нашей бдительности или способности наблюдать за своими действиями и направлять наше внимание (вектор направленности работы мозга).
Следовательно мы должны научиться заниматься самонаблюдением концентрируя свое внимание на жизненно важном и полезном , а также на интенсивности применяемых усилий , во время своих действий.
Только так мы сможем разумно расходовать нашу жизненную силу .
Для начала хотелось бы отметить , что следует наблюдать и замечать не только свои необдуманные действия ,которые мы часто совершаем, но также и за не осознаваемыми действиями ,на которые мы ,как правило, не обращаем внимание .
Очень важно также научиться замечать моменты, когда мы не находимся в состоянии «здесь и сейчас» , а живем мысленно находясь в еще несуществующем будущем (мечтая о чем-либо), или в уже не существующем прошлом (вспоминая что-либо , читая или слушая «новости»об уже прошедших (случившихся) событиях,в том числе художественные фильмы, романы).
Здесь следует отметить ,что эти занятия могут быть полезными и даже необходимыми, если совершать их в разумных пределах и с определенной целью. А могут быть пустым время провождением, вместо отдыха со смыслом.
Таким образом чтобы совершать разумные усилия ,экономя расход жизненной энергии , человек должен научиться :
1.Заниматься самонаблюдением добиваясь умением управлять собой .
2. Стремиться к совершенному воззрению о себе .Как минимум научиться управлять своими эмоциями.
От того какой у человека характер он совершает действия по разному и с разными усилиями. А следовательно каждому человеку необходимо понять к кому типу он относится , и обдумать свою стратегию самосовершенствования и практику управления часто возникающими эмоциями.
3. Стремясь к совершенному воззрению об окружающем мире мы должны как минимум научиться быстро объединять противоположные крайности , а это сделать не так-то просто , требуется длительная тренировка своих мыслей-намерений особенно при принятии решений.
4.Для этого необходимо быстро концентрировать внимание на своих осознаваемых физических действиях.
5. Научиться действовать "здесь и сейчас" .
А это значит быть уже готовым к соответствующему поступку, а не вспоминать и повторно обдумывать свой прошлый опыт .
Как этого добиваться мы попытаемся рассмотреть в следующих сообщениях данной темы.

кофер
06.04.2022, 10:40
Занимаясь самосовершенствованием усилий нельзя обойти вниманием довольно широко распространившуюся философию воды описанную в свое время Брюсом Ли и автором его автобиографических книг о нем .

Вода — это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твёрдого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.
Реки и моря — повелители сотен долин. Всё потому, что их сила в смирении; они короли над всем. Хотите покорить их? Следуйте за ними.

Это отрывки из «Дао Дэ Цзин». Они раскрывает существо воды. Вода настолько прекрасна, что её невозможно зажать в кулак, ударить, но ей неведома боль. Пронзи её ножом — не ранишь. Разорви её — останется целой. У неё нет формы — вода принимает форму сосуда, куда её наливают. Если её нагреть, она станет невидимым паром, но в ней столько силы, что она может расколоть толщу земли. Замерзая, вода кристаллизуется и превращается в мощные глыбы. Вода может быть быстрой, как Ниагарский водопад, и спокойной, как пруд. Она ужасает в бушующем потоке и освежает в жаркий летний день.

А вот знаменитый афоризм Брюса Ли ,который объясняет как он пришел к его философии воды и ссылка на источник

«Стань бесформенным, бестелесным, как вода. Когда ты наливаешь воду в чашку, она становится чашкой; ты наливаешь воду в чайник, она принимает форму чайника. Вода может течь или разрушать. Будь водой, мой друг.»

В 2001 году Джон Литтл (John Little), написавший много книг о Ли, издал сборник с ранее не публиковавшимися письмами, заметками и стихами актёра — «Брюс Ли: художник жизни» (Bruce Lee: Artist of Life). Это бесценный источник для понимания взглядов Брюса Ли на жизнь, любовь, воспитание детей и боевые искусства.
Судя по всему, философия воды пришла к Ли после разочарования: ему никак не удавалось постичь «искусство отрешённости», которому его учил Ип Ман.
Думаю эти отрывки наглядно демонстрируют разумное отношение к применяемым усилиям и хорошо показывают как следует учиться у окружающего нас мира.

Если бы
06.04.2022, 16:09
Капец какой-то многосерийный.


ТС, а о самосовершенствовании адекватности тема у вас планируется?

кофер
17.04.2022, 10:25
Полезно различать смысл слов «упорство» и «настойчивость». Первый закон Ньютона гласит, что движущееся тело будет продолжать двигаться в заданном направлении до тех пор, пока его инерция не будет преодолена другими силами. Похоже, мы подчиняемся и закону ментальной инерции. Начав что-то делать, мы продолжаем двигаться в том же психологическом направлении, пока не дойдем до конца.

Не давно в интернете я скачал книгу Андре Кукла "Ментальные ловушки " . читая ее и делая выписки , мне подумалось , что они вполне могут быть использованы в "Практике самосовершенствования своих усилий ".
Именно поэтому я и решил опубликовать выдержки из этой книги :
" Ментальные ловушки – это накатанные и привычные пути, по которым мучительно и безрезультатно движется наша мысль, сжигая невероятные объемы нашего времени, высасывая энергию и не создавая никаких ценностей ни для нас самих, ни для кого бы то ни было.
"Всему свое время, и время всякой вещи под небом."
Если мы пренебрегаем этим исполненным глубокой мудрости советом (начинаем не в тот момент, движемся не в том темпе, бросаем начатое слишком рано или слишком поздно), то неизбежно терпим неудачу там, где могли бы достичь цели.
Свое время есть для всего. И удовольствие от хорошей еды, и упорное карабканье вверх по лестнице успеха могут быть законной частью нашей жизни.
Но если мы пытаемся заниматься проблемами своей карьеры за ужином, то лишь мешаем нормальному пищеварению.
Добиваясь тех же ценностей мы могли бы неизмеримо лучше расходовать наше время и усилия.
Но если ментальные ловушки столь вредоносны для нас, почему же мы все время в них попадаем? Почему бы просто не избавиться от них?
Тому есть три причины.
- Во-первых, мы часто не осознаем, о чем мы думаем.
- Во-вторых, даже если бы мы и сознавали содержание наших мыслей, мы зачастую не понимаем их вредоносного характера.
- В-третьих, даже если мы признаем их вред, мы часто не можем остановиться в силу привычки."
Идея, что мы можем не осознавать собственные мысли, может показаться парадоксальной, поскольку мы привыкли ставить знак равенства между сознанием и мышлением как таковым. Но эти два процесса никоим образом не идентичны. Мы можем с поразительной полнотой осознавать вкус экзотического фрукта или чувство оргазма без единой мысли. И мы можем быть погружены в бурный поток идей, не замечая при этом ни одной из них.
"Научившись распознавать ловушки и убедившись, что избавление от них пойдет нам только на пользу, мы оказываемся перед лицом банальной дурной привычки.
На этом этапе человек похож на курильщика, который всерьез принял предупреждение Минздрава, напечатанное на пачке сигарет. Каждый курильщик знает , настоящее сражение с этого момента только начинается.
В войне с ментальными ловушками, как и в войне с курением, решения принимаются, нарушаются и принимаются вновь. Некоторым людям удается завязать с вредной привычкой, а некоторым нет.
Многие, по крайней мере, захотят свести ее к минимуму." Вот первая из ловушек связанная с нашими усилиями :
" Упорство – это продолжение работы над тем, что уже потеряло свою ценность. Когда-то дело действительно что-то значило для нас – иначе мы вообще не занялись бы им. Но его значимость и смысл испарились до того, как мы дошли до конца. А мы продолжаем и продолжаем – либо потому, что не заметили этой перемены, либо просто по инерции.
Кто-то просит нас напомнить имя актера в эпизодической роли из средненького фильма сороковых годов. Имя вертится у нас на языке, но вспомнить его нам так и не удается. Тем временем человек, задавший вопрос, уже исчез. Однако проблема не исчезла вместе с ним. Она мучает нас весь оставшийся день. Поначалу нашей целью было ответить на чей-то вопрос. Но теперь то эта цель отсутствует.
В политической дискуссии мы продумали эффективное, но очень длинное опровержение взглядов нашего оппонента. В середине нашего монолога оппонент заявляет, что нам удалось его убедить. Лишние слова теперь явно ни к чему. Однако мы упорно продолжаем излагать свои аргументы, доводя их до никому уже не нужного заключения.
Невероятно, но факт: наша культура расценивает упорство как добродетель. Мы хвалимся, что, взяв однажды установленный курс, во что бы то ни стало идем до конца. Мы учим наших детей, что бросать начатое на полдороге – это признак слабости и даже аморальности.
Конечно же, наши дела в целом в огромной степени выигрывают от способности проявлять упорство вопреки обстоятельствам. Однако утверждать, что эту способность следует применять всегда и во всех ситуациях – явный перебор.

Если бы
17.04.2022, 18:30
Невероятно, но факт: наша культура расценивает упорство как добродетель...
Многие люди различают упорство и упрямство. Последнее не приветствовалось в отличае от первого.
. Однако утверждать, что эту способность следует применять всегда и во всех ситуациях – явный перебор.
А кто утверждает? Что за банальность, чёсслово.

кофер
13.05.2022, 10:39
Эффект амплификации

Это вторая из ментальных ловушек описание которой я нашел в интернете.

Рассмотрим прежде всего применение избыточных усилий . Довольно часто ,при этом, употребляется термин амплификация ,который означает amplificatio - расширение, усиление, обогащение.
Существуют два ее вида этой ловушки:

-Горизонтальная- когда мы ставим перед собой все больше и больше подзадач для достижения главной задачи.

Например: подправить или прорепетировать нашу речь еще и еще раз или потратить еще одну минуту на поиски слова в кроссворде.

Каждая дополнительная подзадача продвигает нас к цели чуть меньше, чем та, что предшествовала ей. Но ценность нашей работы все-таки никогда не падает до нуля. Таким образом, мы продолжаем думать, что эффективно тратим время. Штука, однако, в том, что в жизни есть и другие достойные занятия, помимо этого кроссворда.

- Вертикальная амплификация более увлекательна. Здесь для решения главной задачи требуется предварительно решить некую подзадачу, а для ее решения сначала нужно разделаться еще с одной подподзадачей – и так далее. Например, желая четко определить, что мы хотим сказать, мы начинаем делать ряд оговорок, призванных устранить возможные разночтения.

Я не хочу сказать, что настаиваю на этом, но…

Посреди этой оговорки мы вдруг осознаем, что она сама может быть понята неправильно. И тогда мы делаем оговорку касательно первой оговорки:

Я не хочу сказать, что настаиваю на этом – или на любом другом варианте, но…

Ясное дело, поправка к поправке тоже может быть истолкована неверно. Поэтому лучше переформулировать так:

Я не хочу сказать, что настаиваю на этом – или на любом другом варианте, поскольку предпочтений в этом плане у меня нет, но…

Таким вот образом мы и уходим от простой проблемы – заказывать пиццу или нет – к рассуждениям о происхождении общественных договоров, смысле жизни и определении определений.

Или такой пример: мы пытаемся решить, купить ли нам скромный, но доступный по цене коттедж или же роскошную виллу нашей мечты. Мы предполагаем, что наш выбор будет зависеть от того, насколько мы уверены в своей будущей финансовой ситуации. Но мы не можем знать, насколько надежна наша будущая финансовая ситуация, если не знаем, насколько устойчивым в долговременной перспективе будет сектор экономики, в котором мы работаем. Вероятность его устойчивости в свою очередь будет зависеть от цен на энергию. Цены на энергию будут зависеть от внешней политики страны. Внешняя политика будет зависеть от результатов следующих выборов. А следующие выборы будут зависеть от отношения к правам сексуальных меньшинств.

Результатом становится парадоксальное движение все дальше и дальше от цели. Чем больше мы работаем, тем больше остается сделать для того, чтобы работу завершить.

Рациональное обоснование такого повторения сводится к тому, что с каждым новым заходом мы уменьшаем вероятность ошибки.

В некоторых ситуациях это, безусловно, так. Опасность сделать ошибку в арифметических расчетах значительно уменьшается, если мы повторили расчет и получили тот же результат, что и в первый раз. Но и в этом случае следует иметь в виду закон уменьшающейся отдачи. Каждый новый пересмотр уже сделанного добавляет меньше уверенности, чем предыдущий.

Часто амплификацию можно распознать просто по ощущению ,используя память о предыдущем опыте осуществлять контроль за эффективностью затрачиваемых усилий.

кофер
22.06.2022, 18:13
Продолжаю публикацию когнитивных искажений связанных в усилиями…

Эффект фиксации

Люди часто навязчиво стремятся закончить намеченное или начатое, потому что подсознательно они пытается избавиться от волнения из-за незаконченного дела , из-за чувства тревоги которое его одолевают в процессе ожидания.
И речь не идет только о действительно важных делах. Очень часто мы доводим до конца, то, что не приносит нам никакой пользы или удовольствия, просто ради какой-то галочки в голове. Всё, я это сделал.
Наверняка, у многих из нас был случай, когда при просмотре фильма, уже через 20 минут понимаем, что он не оправдал ожиданий. Но мы продолжаем сидеть до конца, выходим с чувством, впустую потраченных двух часов жизни. Удовольствия никакого, но так поступили, именно желая закончить начатое дело.
Мы ощущаем неприятное чувство, и должны признать тот факт, что на протяжении жизни мы будем сталкиваться с делами, которые так и не могут подойти к логическому завершению. И это не всегда связанно с нашей ленью или обстоятельствами. Некоторые задачи просто не имеют решения, или потеряли свою актуальность и значимость. В таком случае самое правильное решение – отказаться от выполнения.Так почему вы должны переживать из-за того, что не имеет никакой пользы или последствий?
Надо ценить свое время, не тратить его на то, что больше не заслуживает нашего внимания.

Или вот еще один пример связанный с эффектом фиксации, когда потенциальный покупатель концентрируется на одной характеристике продукта, не принимает во внимание все остальные. Цена для многих потребителей считается самой важной характеристикой.
Люди, подверженные этому предубеждению, обыкновенно проявляют себя следующим образом:
• пренебрегают преимуществами продукта, фокусируясь на цене;
• сильнее других придираются к магазину;
• пытаются сэкономить, покупая товары по акциям, купонам, скидкам;
• стараются стать участниками бонусных программ.
Понимая эту логику, можно неплохо использовать ее в маркетинговой стратегии. Многие наверное замечали: в меню ресторанов представлено много блюд по разным ценам (что-то — очень дорогое, что-то — очень дешевое). Это — своего рода манипуляция. Владельцы ресторанов понимают, что, скорее всего, клиенты (большинство из них) выберут блюдо из средней ценовой категории, потому что перед тем как сделать выбор, сравнят между собой пару цен, а вот на их средний уровень внимания не обратят!

кофер
20.07.2022, 12:47
Эффект неисполненного намерения (реверсии)


Иногда становится очевидно, что наши планы однозначно потерпели неудачу.

Последствия неудачи могут быть пугающими, однако здесь ничего не поделаешь. Мы исчерпали все наши ходы, а время ушло.

Но если и на этом этапе нас продолжают волновать все та же проблема, значит, мы оказались в ловушке реверсии.

Реверсия – это болезнь под названием «надо-было-мне...».

Мы можем возвращаться к старым обидам и разочарованиям до конца своих дней, однако все прошлое от этого не изменится ни на йоту. Наше желание изменить его не просто ненужно – оно неосуществимо.

От фиксации часто нас способно исцелить течение времени. Но от реверсии приходится избавляться самим. Каждая реверсия потенциально вечна.

Вина и стыд – наиболее мучительные разновидности реверсии.Неприятные чувства, связанные с виной, создаются и сознательно поддерживаются нашими собственными мыслями о вине. Если бы поступок не удерживался в памяти , чувство вины исчезло бы.

В общем, чувство вины либо неэффективно, либо вынуждает нас терять больше, чем мы приобретаем. В любом случае это ловушка.

Даже в самой успешной жизни остается нереализованным бесчисленное множество ценных возможностей.

В этой ситуации лучше осознать , что прошлое вернуть невозможно он кануло в вечность . У нас осталась единственная возможность признать свои ошибки и иметь намерение не повторять их в настоящем и будущем.

Амплификация , фиксация и реверсия связаны с применением нами избыточных усилий .

кофер
15.08.2022, 09:44
Эффект опережения

Опережение – это ловушка, в которую мы попадаем, начиная слишком рано.

Конечно, если начать слишком поздно, то времени на завершение работы может не хватить. Но за слишком раннее начало тоже приходится платить. Когда мы опережаем события, то сплошь и рядом работаем впустую.

Оптимальный момент для действия наступает тогда, когда одного и того же результата можно достичь с минимальными затратами времени, усилий и ресурсов.

В целом по мере истечения времени работа упрощается. Откладывая начало работы, мы часто получаем новую информацию, которая позволяет сэкономить усилия. Прежде чем мы начнем вкладывать силы в избранный нами подход, может появиться новый и более эффективный способ сделать ту же работу. Мы можем получить какой-то новый инструмент, позволяющий ускорить процесс. И самое главное: по мере того как разветвленные возможности постепенно сливаются в единую реальность, число непредвиденных моментов, которые надо принимать во внимание, неуклонно сокращается.
Вместо десяти вариантов выбора профессии, которые отвечали нашим интересам и способностям в шестом классе, на момент окончания школы у нас остается только 2-3. Работа упрощается сама по себе с течением времени и накопления опыта.

Конечно, невозможно полностью обезопасить себя от напрасного труда из-за изменившихся обстоятельств.

Даже если мы приступаем к делу достаточно поздно, Вселенная может в самую последнюю минуту выдернуть коврик у нас из-под ног. Рано или поздно нам приходится включаться в действие, иначе жизнь накажет нас за слишком затянувшуюся паузу. Но до тех пор, пока работу можно отложить без риска негативных последствий, ее следует отложить. Позволив Вселенной раскрыть свои карты, прежде чем мы начнем действовать, мы уменьшим вероятность, что наши усилия пойдут прахом.

В эту ловушку мы попадаем, когда принимаем решения о характере или качестве жизни в целом. Если мы хотим, чтобы жизнь была счастливой и полной смысла и соответствовала некоему заданному нами стандарту, то не сможем сказать, достигли мы цели или промахнулись, до тех пор, пока сама жизнь не подойдет к концу. Сегодня судьба неблагосклонна к нам, а завтра все может перевернуться. И наоборот, нынешнее ощущение полной удовлетворенности может быть отнято у нас в мгновение ока. «Не называй человека счастливым, пока он не умер»;– говорили древние греки. Нельзя судить, насколько удачна жизнь, пока она продолжается. А это значит, что такого суждения нельзя сделать никогда. Но мы все равно стремимся опередить события. Это самый красноречивый пример попытки подступиться к проблеме раньше, чем получена вся необходимая информация.Вопросы о состоятельности жизни в целом всегда преждевременны, потому что наша жизнь еще не закончилась. Это не значит, что такими вопросами нельзя задаваться – в конце концов, это увлекательнейший предмет анализа и догадок. Но давать окончательный ответ всегда слишком рано.

Характерное ощущение при опережении – чувство загнанности, чувство, что нас словно подталкивают сзади.

Но сам факт, что что-то нужно сделать, не означает, что это необходимо делать прямо сейчас. Когда оно наступит, от нас могут потребоваться молниеносные решения, подвиги, самопожертвование. Это время может быть совсем близко – в секундах от нас. Но пока оно не пришло, есть только эта чашка из-под кофе, которую надо бы вымыть именно сейчас ..:) Все остальное – ловушка.

кофер
13.09.2022, 10:10
Эффект противления


Порой бывает так, что от нас требуется изменить курс (вектор) наших действий – даже если мы уже заняты чем-то вполне полезным или приятным.
Например:
Вы преподаватель и должны проверить сочинения учеников и поставить оценки за сочинения – сто пятьдесят сочинений. Поверьте занятие не слишком разнообразное.

Но вам еще нужно успеть до закрытия в магазин, чтобы купить совершенно необходимую вещь. Без этого предмета уже сегодня в доме могут возникнуть серьезные "технические" проблемы. По мере того как мы продвигаемся к концу лежащей перед нами стопки тетрадей, приближается и время закрытия магазина. Одна задача может подождать, другая нет. Но нам осталось проверить всего пять работ. Мы хватаем еще два или три сочинения, лихорадочно черкаем в них свои пометки, сбиваемся, путаемся и наконец понимаем, что нам просто необходимо остановиться и перевести дух. Теперь мы делаем отчаянную попытку успеть в магазин. Увы, поздно. Мы сопротивлялись, не желая переключаться на другие занятия – и теперь настало время платить за это.

Между ловушками противления и упорства существует несомненное сходство. В обоих случаях мы продолжаем делать что-то, чего лучше было бы не делать. Упорствуя, мы не понимаем, что нужно остановиться потому, что наши действия и усилия уже не ведут ни к какой реальной цели. При противлении текущие задачи не становятся бессмысленными, но нам все равно нужно отложить их в сторону потому, что возникают более важные или более срочные дела.

Противление – это болезнь «ну еще чуть-чуть».

кофер
19.11.2022, 14:16
Эффект разделения


В предыдущем сообщении мы видели, как ментальные ловушки приводят к тому, что груда незавершенных дел в нашей жизни постоянно растет. Мир всегда ставит перед нами новые проблемы, но нам при этом никогда не удается до конца разделаться со старыми. Мы пыхтим над задачами, которые уже потеряли всякий смысл, превращаем кочку в непреодолимую гору, возвращаемся к делам, которые уже давно были сделаны, и так далее. В результате всегда есть что-то отвлекающее наше внимание от текущей задачи. Как только мы садимся почитать книгу, на нас обрушивается целый каскад посторонних мыслей, связанных с другими делами и другими обстоятельствами. О том, что надо оплатить счета, поставить детям скобки на зубы, попросить о повышении на службе, написать письма, отплатить обидчику, оформит пенсию… Как вообще можно просто сидеть и читать, когда в этот самый момент столько всего происходит?


Но существует фундаментальный закон мышления: мы не можем одновременно заниматься двумя делами, требующими участия нашего сознания. Иначе говоря, внимание неделимо в принципе. Когда мы пытаемся сознательно думать о двух разных вещах, нам может показаться, что мы одновременно уделяем определенную долю нашего внимания каждой из них. Но более внимательное рассмотрение ситуации позволяет понять, что:
1) либо наше сознание совершает постоянные прыжки от одного дела к другому,
2) либо одно из занятий переходит в бессознательный автоматический режим функционирования. Взглянем на каждый из этих вариантов по очереди.
Предположим , что последовательность мыслей, относящихся к занятию А, мы выразим как А1, А2, A3 и А4, а мысли, относящиеся к занятию В – как В1, В2, ВЗ и В4
Конечно, самый обычный мотив для попыток делать две вещи одновременно – желание ускорить выполнение той или иной работы. Разделяя наше внимание, мы надеемся завершить решение двух задач за время, которое обычно уходит на решение только одной из них. Но поскольку сознательно мы можем думать только о чем-то одном, такая процедура не экономит никаких шагов в этом обязательном процессе. Так или иначе, мы должны пройти через четыре А и четыре В, независимо от того, в каком порядке они следуют. Но когда мы переключаемся с потока мыслей А, то нам, как правило, не удается вернуться к нему в той же точке, в которой мы с него соскочили. Нам нужно сначала подобрать и свести вместе кое-какие концы заброшенного на несколько мгновений хода мыслей. Занятие В уже успело отвлечь нас, и теперь мы вынуждены напомнить себе, на чем мы остановились, прежде чем продолжать дальше. Нередко приходится снова повторять целую цепь мыслей, которая уже близилась к логическому финалу. Когда внимание разделено, мы снова и снова возвращаемся к одной и той же исходной точке, начиная с которой мы должны опять проходить одни и те же тропы. Таким образом, более точная картина разделенного мышления выглядит так:

А1, А2, В1, А2, A3, В1, В2, ВЗ, А2, A3, А4, ВЗ, В4.

Совершенно очевидно, что было бы гораздо проще поступить так:

А1, А2, A3, А4, В1, В2, ВЗ, В4.

Теперь мы видим, почему разделение оказывается ловушкой.

Мы можем жить годами – даже прожить всю жизнь – в таком состоянии хронического разделения, постоянно пытаясь удерживать в поле сознания все наши нерешенные проблемы одновременно, вместо того чтобы разбираться с ними по отдельности. А наказание на хроническое разделение бывает суровым. Наши возможности и способности становятся настолько ограниченными, словно мы страдаем дефектом мозга, а к тому же мы лишаем себя удовольствия от жизни.
Народное средство от болезни разделения известно: это привычка оставлять лучшее на конец.
Пожалуй, мы и жизнь строим по такому же принципу, откладывая поездки и приключения( все то, что действительно привлекает нас– до тех пор, пока мы не обеспечим себе финансовую безопасность на будущее.Мотивы такой стратегии абсолютно понятны.
Если мы проживем лучшую часть жизни, зная, что впереди худшая, то удовольствие будет подпорчено предвкушением неизбежной расплаты. откладывание приятных дел, вещей и занятий на конец само по себе не ловушка. Раз уж мы живем в состоянии разделения, лучше отложить наши удовольствия, чтобы потом насладиться ими от души. Штука, однако, в том, что лучше всего вообще не разделять. Если мы покончим с разделением, то нет никаких причин откладывать все наши удовольствия на десерт. Мы сможем наслаждаться в любое время.
Другой способ вернуть удовольствия, потерянные в ловушке разделенности: отменить все, что этим удовольствиям может помешать. Мы твердо решаем, что сегодня вечером не будем делать никаких деловых звонков, чтобы нашему наслаждению от ужина не мешали посторонние проблемы и мысли. Таким образом мы надеемся избавиться от призраков.

Но подобный способ ведет нас прямиком в ловушку негативного опережения – мы раньше времени решаем не делать что-то. Взяв на себя негативное обязательство не звонить кому-то по делу, мы покупаем душевный покой ценой того, что важное, но неприятное дело останется не сделанным. Но душевный покой можно обрести совершенно бесплатно – надо только покончить с разделением.

Оставлять лучшее на самый конец и работать на негативное опережение не более чем лечение симптомов болезни, имя которой разделение. По большому счету есть только одно лекарство, которое поможет восстановить нашу эффективность и способность радоваться жизни– перестать разрываться на части. И чтобы достичь этого, нужно постоянно практиковаться в искусстве заниматься только одним делом.

кофер
18.03.2023, 15:06
Эффект затягивания

Нередко бывает так: мы однозначно решились на какое–то дело, но нам трудно приступить к нему. Наш ум просто отказывается сразу переходить к делу. Готовясь написать письмо, мы начинаем наводить порядок на нашем столе. Аккуратно разложив бумаги, мы поправляем картину на стене, делаем ряд приседаний или наклонов… Короче говоря, мы выискиваем какое–нибудь незначительное занятие, которое может оттянуть неизбежное начало работы над нашей задачей. Это ментальная ловушка затягивания. Мы можем сдаться на милость этой нашей привычки или все–таки попытаться преодолеть ее. Но в любом случае она, как и все прочие ловушки, заставит нас израсходовать немало времени и энергии.
Иногда затягивание длится всего лишь пару мгновений.
Но нередко мы оттягиваем и оттягиваем – дни, месяцы, годы. Обстоятельства никогда не кажутся нам достаточно благоприятными для начала нашего проекта. Мы не сможем начать диету на этой неделе, потому что ожидаем прибытия гостей, которых придется кормить и поить. А на следующей неделе мы приглашены на свадьбу.
По форме затягивание представляет собой вариацию темы противления. В случае обеих ловушек мы не приступаем к делу, час которого наступил. Различие обнаруживается в наших намерениях относительно новой задачи. В случае противления мы не признаем или не соглашаемся признавать законные требования нового курса действий. Экстренность ситуации, благоприятная возможность, помехи – все это навязано нам извне, и мы не желаем без сопротивления вносить это в наш план действий. Но при затягивании призыв к действию исходит от нас самих. Мы хотим написать это письмо. Мы уже решили, что напишем его. И все же… мы тянем.
Еще одно различие между противлением и затягиванием состоит в том, что в первой ситуации мы уже чем–то заняты и не хотим бросать наше занятие на полпути. А при затягивании мы ничем особенным в общем–то не заняты. Более того, мы из кожи вон лезем, чтобы найти какое угодно, пусть никому не нужное занятие, которое дало бы повод не приступить к намеченному делу. Такое рвение к бессмысленной работе не может не озадачивать.
Одна из таких сил – общее и бессознательное сопротивление против прекращения всех незавершенных дел в жизни. Когда мы тянем время, кажется, что мы свободны от любых предыдущих планов. Но ощущение отсутствия обязательств – редкое ощущение для человека, пребывающего в плену ментальных ловушек. Каждый проект, когда–то занесенный в наши планы и не доведенный до конца, так и остается в списке долгов. Под давлением более насущных проблем мы вынужденно откладываем этот список в сторону. Но временное преодоление ментальной инерции вовсе не означает, что она исчезает бесследно. Как только наступает момент нового начала, так все незавершенные дела нашей жизни водопадом обрушиваются на нас, требуя довести их до конца.
Задача, стоящая перед нами, всегда длиною в одно мгновение. Может быть, секунду спустя нам придется продолжать то, что мы делаем сейчас. Но об этом не надо заботиться сейчас! Конечно, у нас есть идеи насчет того, что мы будем делать в будущем.Но пока этот будущий момент не настанет, все наши планы не более чем рабочие гипотезы. Уже завтра все может выглядеть абсолютно иначе.
Мы не накапливаем обязательства. Они появляются по одному, и прежнее отменяется сразу же, как только вступает в силу новое. Каждый раз мы начинаем с чистого листа.
Надо чаще вспоминать, что мы живем только "ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС". Прошлого уже нет, и будущего пока тоже нет.

кофер
25.04.2023, 13:26
Эффект ускорения

Все мы попадаем частенько в ситуацию когда надо поторопиться и сделать что-либо к определенному сроку ,Однако вы по разным причинам задержались с началом работ . Либо вы долго не решались приступить к работе . Либо вас отвлекли от данного дела кто-то , или что-то.
Ускорение это противоположная ситуация эффекта затягивания , который мы рассмотрели ранее в данной теме.
Это такая же ментальная ловушка как и затягивание в результате которой мы часто совершаем серьезные ошибки . Например вы взялись ремонтировать какой-то электроприбор.
Торопясь вы небрежно соединили электропроводку не заметив что не качественно произвели изоляцию проводов , вы решили проверить после окончания ремонта , в результате происходит короткое замыкание , или торопясь вы закручивали винт отвертка соскакивает и вы раните себя в руку с печальными последствиями….:(
Из сказанного вовсе не следует, что две эти ловушки несовместимы. Иногда мы затягиваем вначале - и затем ускоряемся к концу. Другими словами из одной ловушки попадаем в другую. Как в пословице «Из огня да в полымя»
Прежде всего нам следует понять различие между быстрой работой (действиями) , и спешкой .
Есть и выгоды, и недостатки в быстроте действий.
Выгоды заключаются в том, что:
1) Мы быстрее разделываемся с неприятной Работой.
2) Быстрее достигаем цели, к которой стремимся
3) Можем раньше начать работу над следующей задачей.

Недостатки слишком поспешной работы заключаются в том, что:
1) мы с большей вероятностью способны наделать ошибок
2) сама работа становится более неприятной из-за раздражающего ощущения спешки.
3) Исполнение следующей работы начнется несколько позже.
Преимущества и недостатки спешки в разных ситуациях имеют разную значимость.
Опасность совершить ошибку, торопливо двигаясь по минному полю, явно перевешивает удовольствие выбраться за пределы этого поля на несколько минут раньше.
Но например ущерб от не самого тщательного мытья посуды может быть менее страшен для нас, чем приятная возможность как можно раньше покончить с этим делом.
Не существует универсальной формулы для подсчета скорости, с какой мы должны делать что-то в той или иной ситуации.
Если более быстрые действия усугубляют возможные недостатки, ничего не добавляя к выгодам, значит, мы действуем слишком поспешно. В этом случае спешка превращается в ловушку ускорения.
Если и результат нашей работы, и последующие дела не торопят, то увеличивать риск ошибки и уменьшать удовольствие от работы, делая ее быстрее, чем нужно, означает попасть в ловушку ускорения.
Если обстоятельства никак не давят на нас, нам следует уделить работе все время, необходимое для того, чтобы сделать ее безупречно.
При решении выбора варианта лучше делать количественную оценку рисков и только потом сравнивать их между собой .
Предположим :
- При ускоренном исполнении вы оцениваете получаемый итог равный 5
- При медленном исполнении равный 2
Но быстрое осуществление последующего дела вы оцениваете 15
Следовательно в первом варианте вы получаете выгоду 5+15= 20 , а во втором 2+15= 17
Логично сделать выбор в пользу первого варианта .
Но что же заставляет нас торопиться, если у нас нет недостатка времени?
Здесь следует заметить, что ускорение всегда предваряется разделенным состоянием сознания. Мы не стали бы кое-как и наскоро делать какую-то безобидную или тем более приятную работу, если бы в это время не держали в уме какой-то другой проект или другие обстоятельства.
Если бы у нас не было планов на будущее, нам некуда было бы спешить. Мы полностью посвятили бы себя текущему занятию - и взяли бы от него все.
Когда наша голова занята двумя вещами одновременно, мы можем оставить лучшее на самый конец, чтобы, добравшись до этого лучшего, уже не заботиться о других проблемах.
Мы можем поступить и иначе - попытаться снять с себя груз сразу же, с помощью негативного опережения, отменив одно из двух действий, чтобы можно было думать только об одном. Либо мы можем ускорить решение нашей первой задачи, чтобы как можно быстрее вернуться в неразделенное состояние ума. Но ускорение - не лучшая стратегия для борьбы с разделенностью.
Состояние разделенности, ведущее к ускорению, в свою очередь вызывается или опережением, или противлением.
Весьма интересно пронаблюдать за последовательностью развития данных ловушек какая ихних чаще всего возникает первой , чтобы выявить алгоритм ваших собственных действий.
Если бы в нашем сознании была только текущая задача, мы никуда бы не торопились, поскольку нам было бы просто некуда спешить. Следовательно, первым шагом на пути к ускорению становится мысль о каких-либо будущих действиях .
Мы принимаемся поспешно разделываться с нынешним занятием, чтобы избавиться от разделенности , хотя во времени мы никем и ничем не ограничены. Это ускорение первого рода.
Если же текущая задача может подождать, а будущая нет, то, не отбрасывая первую задачу, мы грешим противлением. Таким образом создается ситуация ускорения второго рода. Но в данном случае проще всего было бы эту задачу вообще отложить.
Если мы бросаемся вперед или отстаем, то неизбежно спотыкаемся и падаем.
Броски вперед - это опережение и ускорение первого рода.
Отставание - это противление и ускорение второго рода
Отсюда вывод правильные действия совершают по пословице «Поспешай не торопясь» т.е. действуй в «здесь и сейчас» прилагая равновесные усилия , НЕ допуская как НЕДО УСИЛИЙ, так и ИЗБЫТОЧНЫХ УСИЛИЙ .