PDA

Просмотр полной версии : Методы развития творческих способностей


кофер
18.02.2022, 14:53
Люди часто называют Бога Творцом . В тоже время сами люди являются его образом и подобием т.е. творцами в меру своих сил и способностей. В этой теме хотел бы предложить публиковать известные методы и приемы позволяющие развить свои творческие способности, чтобы как можно полнее выполнить свое предназначение .
В ходе эксперимента в Институте диагностики и исследования личности (IPAR) учёные пригласили на конференцию несколько десятков успешных представителей разных творческих профессий. В течение нескольких дней они прошли множество тестов, которые не очень-то прояснили, где искать творческие задатки.Единственные общие черты исследуемых выглядели так: сбалансированность личностных характеристик, интеллект выше среднего, открытость новому опыту и склонность выбирать сложные варианты.
Как видите, ничего особенного.
Учёные рассчитывали, что у творческих людей будет перекос по одной из пяти личностных характеристик(открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм), но снова результаты не подтвердились.
Тогда исследователи решили ,что дело связано с мозгом ,поэтому они наплевали на просьбу например Энштейна ,о кремации ,и сразу после смерти гения полезли изучать его черепную коробку. И снова разочарование. У разбитого корыта остались и психологи, и физиологи, и генетики.
Творческое мышление как и любой другой навык, можно развивать при помощи различных тренировок. ,приучая себя к многовариантному подходу при рассмотрении своего намерения или задачи.
Творческие люди среди патентоведов подошли творчески к своей работе и в результате родилась Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) .
Оказывается чуть больше 40 приемов позволяют изобрести большинство изобретений мира . Это примерно также как семь тонов и 5 полутонов различной длительности позволяют придумывать людям бесконечное количество мелодий , радующих все человечество.
И так было бы желание и соответствующее намерение, и каждый из нас может создавать необычное и новое, как минимум для себя . Это поможет каждому из нас накопить больший опыт, независимо от возраста, а в зависимости от количества проведенных опытов.
Людям занимающимся самосовершеенствованием, необходимо практиковать различные способы развития в себе творческого (креативного) мышления и приучать себя к использованию многих вариантов подхода к решению поставленных перед собой задач , или подхода к решению задачи с различных точек зрения. Делать это целесообразно для того ,чтобы в дальнейшем выбрать наиболее приемлемый, с учетом создавшейся ситуации.
Приобретая новые навыки совершенствующийся сможет прожить более интересную , а значит и более счастливую оставшуюся жизнь.
Если привычная работа(как правило) выполняется в строгом порядке, то творчество ближе к хаосу . При творческом подходе итог не гарантирован . Но в тоже самое время ,порядок скучен ,инертен, а хаос интересен своей непредсказуемостью, и возможным появлением оригинального , более продуктивного решения поставленной задачи , которая с лихвой окупит возможные затраты и неудачи.
Но главное он придаст значительное увеличение энергии для выполнения поставленной задачи.
Несомненно талант или генная предрасположенность человека ,тоже важны для достижения высокого результата . Но мы в данном случае говорим о достижениях одного и того же человека и полученном результате при творческом и рутинном подходах .
Установлено, что на творчество влияет и наличие опыта в других направлениях, и опыт полученный от окружающей среды, включая социокультурные, политические и экономические условия, в которых рос человек. Трудолюбие и окружающие условия, скорее всего, имеет даже большее влияние, чем наследственность.
Возьмем хотя бы такой фактор как окружающая среда, она имеет огромное значение для творчества, — доступность образцов для подражания в детстве и юности, доступность необходимых материалов и инструментов , для проведения творческого поиска и накопления опыта
Важно также расширять, для каждого самосовершенствующегося, круг своих интересов.

rabbit
18.02.2022, 19:59
Если привычная работа(как правило) выполняется в строгом порядке, то творчество ближе к хаосу . При творческом подходе итог не гарантирован . Но в тоже самое время ,порядок скучен ,инертен, а хаос интересен своей непредсказуемостью, и возможным появлением оригинального , более продуктивного решения поставленной задачи , которая с лихвой окупит возможные затраты и неудачи.
Хаос - это дезорганизация.
А решение задачи - это то, что направлено в сторону противоположную хаосу, - к порядку.

Лис
19.02.2022, 03:26
@кофер, где можно почитать ваше творчество? Проповедничество не есть творчество.

кофер
19.02.2022, 13:02
@кофер, где можно почитать ваше творчество? Проповедничество не есть творчество.
Во первых творчество имеет тысячи видов, а не только литературный, можно творчески готовить суп..., можно творить рисуя смайлики...Можно творить создавая спальное место для себя ... В книге рекордов Гиннесса есть рекорд по плевкам в длину .. в этом вопросе человек тоже подошел творчески к решению поставленной перед собой задачей.
Во вторых проповедничество несколько отличается от того, когда люди делятся опытом испытанных методов в данном случае я собираюсь делиться опытом использования ТРИЗ. и не только...
Продолжение темы....

Наверняка вы знаете, что все передовые научные открытия созданы в последнее время на стыке различных наук и направлений ,с использованием иррационального мышления ,благодаря обобщению и переосмыслению концепций одной науки и применения этого же подхода в другой науке .
Мне очень понравилась книга ,прочитанная мною пару лет назад, Остина Клеона "Кради как художник" разумеется название эпатажное и естественно не имеет отношения к воровству материальных ценностей.
Вот основные положения из этой книги, ее своеобразный дайджест.
1. Кради как художник
Когда у художника спрашивают, откуда он берет свои идеи, честный художник отвечает: «Я их краду». Существует только то, что достойно быть позаимствованным, а что нет.
Нет ничего оригинального. Когда люди называют что-то оригинальным, они просто не вычислили источник заимствования. Всякий художник знает, то что ничего не появляется из пустоты (кстати как и физик). Когда прекращаешь попытки быть полностью оригинальным и начинаешь обращать внимание на работы других людей, прекращаешь попытки создать что-то из ничего.
Пускай вас утешает то, что даже идею, которую вы украли, была также украдена не в чистом виде, приукрашена и переработана. И это нормально.
В книге приводятся цитаты Дэвида Боуи, Андре Жида, из Библии — это должно дать понять, что даже этот совет не был придуман недавно, а существует давно. Приводится аналогия с генетикой. Вы несете черты своих родителей, но являетесь уникальным человеком. То же самое происходит и с идеями. Две уже существующие идеи рождают третью, уникальную, неповторимую.
Конечно, когда говорим о заимствовании, не имеется в виду плагиат или воровство целых отрывков, абзацев, сюжетов или диалогов. Вас должна заинтересовать идея.
2.Не ждите, пока разберетесь. Приступайте к делу!
Многие совершают ошибку, полагая, что ничего не смогут дать миру, пока не разберутся в себе и не поймут, как устроен мир. Вы уже готовы. Приступайте к делу.
Если вам страшно, вот вам утешение — всем страшно.
Играйте в творчество, пока не начнете творить. Притворяйтесь художником, писателем, дизайнером до тех пор, пока в самом деле им не станете. Учитесь, копируя. Так учатся великие художники. Они копируют тысячи раз, пока изобразительное искусство не станет для них вторым «Я», и только потом начинают создавать удивительные вещи. Однако, копируя, всегда думайте о том, как улучшить свою копию. Дополняйте, играйтесь со смыслом и идеями. К тому же рука человека не способна создать идеальную копию, вы все равно сделаете все немного иначе. Даже «Биттлз» начинали с каверов.
Важно понять две вещи. Когда копируете, важно решить, кого копировать и что копировать. Кого — тут все просто. То, что вам нравится. Что — не крадите стиль как таковой, крадите образ мыслей. К тому же, если вы украдете у одного, вас назовут плагиатором, если у многих — человеком творческим.
Следующий шаг к прорыву в любом творчестве — имитация. Вслед за копированием приходит именно она. Именно неудачная попытка скопировать свой идеал делает вас уникальным. И вот вы уже не подражаете, а трансформируете.
3.Напишите такую книгу, которую захочется прочесть самому
Лучший совет: пишите не о том, что хорошо знаете, а о том, о чем хотите. Пишите музыку, которую захотите сами слушать, картины, на которые хотите смотреть.
4. Пользуйтесь руками
Чем дальше вы от компьютера, тем лучше становятся идеи. Писательство становится чисто физическим процессом, когда вы пишете на компьютере. Важно почувствовать чернила, разложить бумаги на столе и перебирать их. Искусство, идущее только от головы, не может быть по-настоящему хорошим. Вовлеките свое тело в работу, вы должны чувствовать его полностью. Пользуйтесь руками.
5. Используйте сторонние проекты и хобби.
Очень часто именно из сторонних проектов вырастают шедевры. Они могут показаться сначала незначительными, просто игрой — во многом поэтому они и выстреливают. Хобби — это еще лучше. Хобби — это ведь чисто для себя, не для кого-то. Поэтому вы расслабляетесь, не чувствуете страха и готовы делать любые глупости, заходить в своих фантазиях очень далеко. Ведь никто вас не осудит, это ваш мир. И вот вы задумываетесь, а из вашего хобби вырастает потрясающая идея и начинает обрастать мышцами.
6. Делайте что-то хорошее и размещайте там, где люди это увидят.
Вскоре после получения образования вы поймете, что миру нет дела до ваших идей. Жестоко, но это так.
Вам нужно сделать два шага. Первый — создайте проект. Это сложно, но помните все остальные советы и вы сможете довести дело до конца. Второй — разместите проект там, где его увидят люди. Еще 10 лет назад это было огромной проблемой, теперь ее нет. Выкладывайте ее там, где ее могут оценить.
7. География больше не управляет нами.
Вы можете быть счастливым там, где живете и это прекрасно. А еще лучше то, что люди, с которыми вы решите создавать проекты могут жить на другом конце земного шара. Вся жизнь случайна.
8. Будьте хорошим человеком.
Главное ведь — не стать знаменитым и богатым, а быть счастливым и быть окруженным людьми, которые вас ценят и любят. Золотое правило и раньше работало, но теперь оно работает еще лучше. Говорите о людях хорошо, этого не может быть много.
9. Будьте скучными.
Когда занимаетесь проектом, будьте занудным и скучным, потому что работа должна быть сделана. Все остальное время можете быть каким угодно. Образ богемного художника, употребляющего наркотики, либо выдуман, либо не приносит никакого удовольствия ведущих такой образ жизни. Живите просто, заведите дневник.
Искусство требует постепенной работы. Пишите хотя бы по странице в день и за год напишите целую книгу. И у вас останется много времени на развлечения и поводы радоваться жизни.
10. Творчество — отказ от ненужного.
Это особенно важно в наш век информационных технологий. У нас так много соблазнов, что очень легко поддаться им и прожить бесцельную жизнь. Посвящение себя чему-то означает отказ от других вещей. Это верно и в отношении искусства. Поймите, что нужно включить в вашу жизнь и от чего нужно отказаться.

Лис
19.02.2022, 13:14
@кофер, этот бред я даже читать не стану. Еще раз, где можно ознакомиться с вашим творчеством? Ссылки, сайты, блоги. Они у вас есть?

Green eyes
20.02.2022, 14:59
[b этот бред

Почему бред?
Доаольно интересные моменты. Многие уже широко известны, но мне понравилось как они скомпонованы здесь в статье.

Помню как поразило это " укради как художник".
Меня всегда интересовали ассоциации, возникающие на чье-то творчество. Ассоциация - это кража или уже самостоятельное творчество на базе чьего-то?

кофер
22.02.2022, 11:24
@кофер, этот бред я даже читать не стану. Еще раз, где можно ознакомиться с вашим творчеством? Ссылки, сайты, блоги. Они у вас есть?

Это ваше право. В первом своем сообщении данной темы Вы показали настолько узкое понимание слова ТВОРЧЕСТВО поэтому не удивительно....Вот ваши слова "где можно почитать ваше творчество? "
Даже если вы имели ввиду текстовое (писательское творчество), то перечень форм и жанров его займет пожалуй страницу. А попробовать на вкус мое творчество не желаете. Сегодня я приготовил рисовый суп с сосисками из индюшки, но главное в специях которые я добавил в него. Их количестве и пропорции... Я бы налил вам тарелочку, но к сожалению не могу , не знаю Ваше место положение ..

кофер
22.02.2022, 11:35
Почему бред?
Доаольно интересные моменты. Многие уже широко известны, но мне понравилось как они скомпонованы здесь в статье.

Помню как поразило это " укради как художник".
Меня всегда интересовали ассоциации, возникающие на чье-то творчество. Ассоциация - это кража или уже самостоятельное творчество на базе чьего-то?

Ассоциации другого человека обязательно будут другими, тем более выраженные словами , имеющими как вы понимаете много значений тем более образов. Ну напишу я что, у меня стол облицован ореховым шпоном (тонким слоем древесины) и что наши с вами образы стола, возникшие в головах, будут одинаковыми?
У верен что нет . Трудно представить себе сколько параметров нужно описать , чтобы сблизить эти образы.

кофер
03.03.2022, 10:21
Вот какие приемы описаны в ТРИЗ Теории Решения Изобретательских Задач. Они помогают найти решения для различного вида и типов задач в т.ч. используются для развития творческих способностей
Сегодня предлагаю познакомиться еще с методами помогающими найти новый взгляд на привычные нам вещи и явления:

-"Мозговой штурм". процессе этого занятия ставится задача (изобретательская, бытовая, любая творческая) задача для коллектива. Коллектив для «Мозгового штурма» подбирается не зависимо от профессии , от опыта работы , от направленности творчества. Наоборот стараются собрать людей с разными точками зрения и взглядами. Фиксируются и рассматриваются максимально объективно все предложения.
Каждый желающий ,в свою очередь, старается найти различные способы ее решения при помощи перебора ,доступных для него ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение. Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции "что такое хорошо, что такое плохо". Из всего имеющегося выбирается оптимальное. Возможно конструирование решения состоящее из нескольких разрозненных предложений. Этот метод развивает способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить, и хорошее решение в значительной степени зависит от рассмотрения с максимально разных позиций т.е. при более объемном рассмотрении задачи.
Подбирая людей для «мозгового штурма» стараются привлечь представителей разных профессий ,и рассматриваются все предложения, какими бы глупыми они не казались при первом рассмотрении.
Этот метод можно трансформировать для личных целей, задавая интересующий вас вопрос своим близким и друзьям , каждому в отдельности, и в разное время. Важно точно ,дословно фиксировать их ответы ,и при этом рассматривать их и анализировать несмотря на кажущуюся неприменимость.
В процессе анализа и попытке мысленно претворить данный способ в жизнь ,возможно что-то непривычное подтолкнет вас к новой точке зрения, и она позволит быстрее и эффективнее решить поставленную задачу

- "Да-нет-ка"– своеобразная игра, которая позволяет научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других (чаще всего не профессионалам в данных вопросах) , строить на основе их ответов свои предложения.Это игра своеобразная трансформация "мозгового штурма"

- "Синектика" – метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае каждому предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии каждый человек ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.

- "Морфологический анализ" необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.
Для морфологического анализа лучше всего использовать морфологическую таблицу или как некоторые привыкли ее называть морфологический ящик .
Эта таблица может иметь 2 измерения (высоту и ширину) . А может ( при более сложном анализе) иметь и толщину .
Рассмотрим более простой вариант таблицу имеющую длину и ширину .
Для этого чертим прямоугольник , разбитый по вертикали и горизонтали на какое-то количество прямоугольников. Первые ряды прямоугольников (по вертикали) оставляем для написания характеристик или качеств объекта, предмета или явления. По горизонтали записываем в каждой строке конструктивные особенности предмета, объекта или явления
И дальше в прямоугольниках, находящихся на пересечении вертикали и горизонтали описываем предмет или явление соответствующие этим двум характеристикам. Таким образом вы пытаетесь заполнить все прямоугольники данной таблицы.
Благодаря такому анализу вы вынуждены будете рассматривать предметы и явления которые не могли бы прийти вам в голову .
Сейчас изобретатели и рационализаторы используют такие таблицы для того , чтобы выявить максимально возможное количество вариантов их использования в(различных сферах и профессиях).
Тоже самое "сам себе дизайнер " может находить оригинальные решения в каком-либо процессе, изделии. Например повар создать новый салат с оригинальной рецептурой и выложить его на тарелку, придав ему оригинальную форму.

кофер
22.03.2022, 09:53
- Метод фокальных объектовОн заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).
Если вас заинтересуют примеры применения этого и следующего приема напишите об этом .
- Метод Робинзонанаучит каждого искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.
Как использовать этот метод на практике :
1. Определите что вам необходимо сделать.
2. Составьте список какими различными способами (включая фантастические )можно добиться исполнения этой необходимости.
3.Рассмотрите и оцените все придуманные вами способы достижения цели выделив при этом понравившиеся вам части решения проблемы в каждом из этих способов
4. Попробуйте сконструировать из этих понравившихся частей новый способ решения задуманной цели, или объедините какой либо реальный способ с понравившимися частями из других способов.
Следует также знать , что твердая убежденность в чем либо, или отсутствие сомнений ,или основанная на глубоких знаниях уверенность, часто вредят творческому подходу.
Неуверенность рождает вопросы. Поиск ответов на возникшие вопросы рождает новые открытия для вопрошающего человека, приводит к новым путям ,или тропинкам, которые в конечном итоге приводят к новым решениям и новому опыту ,и естественно к его увеличению.
В следующем сообщении мы начнем рассматривать примеры широко распространенных приемов ТРИЗ, помогающих рассматривать возникшие задачи и искать решения с других точек зрения .Их знание поможет более творчески подходить к решению дел осуществляемых вами .

кофер
05.05.2022, 17:22
Сегодня предлагаю познакомиться еще с 2-мя методами помогающими найти новый взгляд на привычные нам вещи и явления.

- Синектика – метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае каждому предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии каждый человек ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.

- Морфологический анализ необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.
Для морфологического анализа лучше всего использовать морфологическую таблицу или как некоторые привыкли ее называть морфологический ящик .
Эта таблица может иметь 2 измерения (высоту и ширину) . А может ( при более сложном анализе) иметь толщину и выглядеть в виде куба.
Рассмотрим более простой вариант таблицу имеющую длинну и ширину .
Для этого чертим прямоугольник ,разбитый по вертикали и горизонтали на какое-то количество прямоугольников первые ряды прямоугольников (по вертикали и горизонтали ) оставляем для написания характеристик предмета или явления.
И дальше в прямоугольниках находяшихся на пересечении вертикали и горизонтали описываем предмет или явление соответствующие этим двум характеристикам. Таким образом вы пытаетесь заполнить все прямоугольники данной таблицы.

https://realax.ru/saveimages/2022/05/05/rngmseepfrjnkhjcfkaes7j.jpg

Благодаря такому анализу вы вынуждены будете рассматривать предметы и явления которые не могли бы прийти вам в голову .
Сейчас изобретатели и рационализаторы используют такие таблицы для того , чтобы выявить максимально возможное количество вариантов использования (различных сферах и профессиях).
Тоже самое "сам себе дизайнер " может находить оригинальные решения. Например повар создать новый салат с оригинальной рецептурой и выложить его на тарелку, придав ему оригинальную форму.Кулинар может изготовить печенье оригинальной формы .Например как на снимке

https://realax.ru/saveimages/2022/05/05/knxn3eedjamfnvlpn.jpg
Здесь бы я добавил ладошку с фигой для жадных..... :tea3:

Примеры использования морфологического анализа мы будем рассматривать в последующих сообщениях.

кофер
25.06.2022, 10:31
- Метод фокальных объектов Он заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).
Если вас заинтересуют примеры применения этого и следующего приема напишите об этом .

- Метод Робинзона научит каждого искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам под девизом "Отходы в ДОХОДЫ".
Как использовать этот метод на практике :
1. Определите что вам необходимо сделать.
2. Составьте список какими различными способами (включая фантастические )можно добиться исполнения этой необходимости.
3.Рассмотрите и оцените все придуманные вами способы достижения цели выделив при этом понравившиеся вам части решения проблемы в каждом из этих способов
4. Попробуйте сконструировать из этих понравившихся частей новый способ решения задуманной цели, или объедините какой либо реальный способ с понравившимися частями из других способов.
5.Попытайтесь придумать способ использования различных видов тары или вещей, которые стали не нужными

Следует также знать , что твердая убежденность в чем либо, или отсутствие сомнений ,или основанная на глубоких знаниях уверенность, часто вредят творческому подходу.
Неуверенность рождает вопросы. Поиск ответов на возникшие вопросы рождает новые открытия для вопрошающего человека, приводит к новым путям ,или тропинкам, которые в конечном итоге приводят к новым решениям и новому опыту ,и естественно к его увеличению.
В следующем сообщении мы начнем рассматривать примеры широко распространенных приемов ТРИЗ, помогающих рассматривать возникшие задачи и искать решения с других точек зрения .Их знание поможет более творчески подходить к решению дел осуществляемых вами .

кофер
11.08.2022, 10:15
Сегодня решил начать публикацию принципов ТРИЗ ( теории решения изобретательских задач) Эти принципы открывались и использовались огромным количеством изобретателей . С их помощью были созданы огромное количество изобретений . Внедрение патентоведения заставило патентоведов анализировать и искать похожие изобретения в результате выявились быть более 40 принципов на основе которых были созданы абсолютное большинство изобретений . В 70-е годы прошлого столетия патентоведы СССР объединись и опубликовали эти принципы . Автором и организатором этого движения был Генрих Саулович Альтшуллер. Знакомьтесь с одним из первых принципов наиболее популярном принципе которым пусть не осознанно но занимаются все потребляя пищу :

ПРИНЦИП ДРОБЛЕНИЯ

Этот принцип можно применить в трех вариантах:
а) разделить объект на независимые части;
б) выполнить объект разборным;
в) увеличить степень дробления объекта.

можно применять цепочки дробления:
- ВЕЩЕСТВО-МОНОЛИТ
- 1, 2, 3… ШАРНИРА
- ВЕЩЕСТВО В ВИДЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ
- ЩЕТОЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ
- СЫПУЧЕЕ ТЕЛО, КАПЛИ
- ЭЛАСТИЧНОЕ ВЕЩЕСТВО
- ОБОЛОЧКА, ПОРИСТОЕ ВЕЩЕСТВО, ПЕНА

Существует множество примеров применения данного метода : поезда состоящие из вагонов , машины с прицепами. Мы все с вами занимаемся дроблением не задумываясь , что используем данный прием, кушая крупные фрукты и овощи. Писатели пишут объемные произведения деля их на главы , а режиссеры фильмов создают сериалы, художники создают триптихи .

Есть оригинальные примеры применения данного принципа , например для решения спора хозяйствующих субъектов :
Пример взят из блога Сергея Маркова

В штате Аляска (США), возле ручья Гендерсон в свое время исследователи творчества Джека Лондона обнаружили старую хижину, где в конце XIX века жил американский писатель, будучи золотоискателем. После того как эксперты подтвердили, что знаменитый автор когда-то обитал в этом жилище, на хижину стали претендовать две страны: США и Канада, на территории которой когда-то располагалась постройка. Каждая из сторон намеревалась разобрать и переместить хижину, чтобы сделать ее мемориалом, доступным для посещения всеми желающими. Как удовлетворить справедливые притязания обеих стран?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Хижина должна быть одна, чтобы сохранить ее первозданный вид, и хижин должно быть две, чтобы экспонат могла получить каждая из спорящих сторон.
Стороны культурно-исторического конфликта нашли компромиссное решение: соорудить две копии постройки, использовав в каждой из них половину оригинального материала.

Можно ли избежать нового Чернобыля, даже если персонал атомной станции нарушит правила работы на реакторе? Некоторые физики полагают: да, если вместо одного реактора соорудить... несколько маленьких. Они будут использовать столь малое количество ядерного горючего, что при самых неблагоприятные обстоятельствах корпус реактора никогда не расплавится.

Опять дробление...
Я постарался привести примеры для различных профессий , скорее всего вы сами можете добавить к этому списку еще множество , где используется , этот прием .
Решая какие либо бытовые ,либо профессиональные вопросы попытайтесь использовать, в том числе ,и этот прием, кроме дробления овощей и фруктов ...:)

На данной фотографии воссозданная хижина Джека Лондона на Аляске

https://realax.ru/saveimages/2022/08/11/gwjuwbaksdu8gexwfe.jpg

Длинношеее
11.08.2022, 10:29
https://www.youtube.com/watch?v=05WlPzzANJU

Incognito
11.08.2022, 10:52
https://www.youtube.com/watch?v=05WlPzzANJU
Жить как говорится хорошо - YouTube (https://www.youtube.com/watch?v=pB9q4ZwrHhU)

кофер
26.08.2022, 10:19
Принцип вынесения


Отделить от объекта “мешающую” часть (“мешающее” свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство).

Пример1. взят в блоге Сергея Маркова.
СИТУАЦИЯ:
В мультфильме «Баба-Яга против!» смешные сказочные герои неуклюже пытаются помешать олимпийскому Мишке добраться на Олимпиаду-80. В одном из эпизодов зловредная Баба-Яга предлагает Кощею нарядиться в шапку-невидимку, чтобы безнаказанно завладеть олимпийскими наградами. И здесь создателям мультфильма пришлось решать небольшую изобретательскую задачу: если сделать Кощея полностью невидимым, зрители не смогут наблюдать за его действиями, а если, к примеру, сделать героя «полупрозрачным», эффект невидимости пропадет. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Кощей должен быть невидимым, чтобы продемонстрировать действие шапки-невидимки, и он не должен быть невидимым, чтобы зрители могли за ним наблюдать.

РЕШЕНИЕ:
Нарядившись в шапку-невидимку, Кощей дополнительно нацепил сверху свою любимую корону. В результате Кощей полностью невидим, а за его действиями легко можно наблюдать по движениям царского головного убора. Трехсерийный мультфильм «Баба-Яга против!» был выпущен в связи с бойкотом московской Олимпиады рядом западных стран в ответ на ввод советских войск в Афганистан. Баба-Яга со своими «подельниками» - Кощеем и Змеем Горынычем - как раз и олицетворяет противников Олимпиады-80. Ну что же, происки наших настоящих и мультяшных недругов остались в далеком прошлом.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах ТРИЗ – детям


Пример№2

Картотека А.Б.Селюцкого, Мастера ТРИЗ, г. Петрозаводск

СИТУАЦИЯ:
Вопросы управления личным временем сегодня - не просто модное увлечение, почтительно именуемое тайм-менеджментом. Для большинства деловых людей рациональное распределение временных ресурсов стало насущной необходимостью, во многом определяющей жизненный успех. Иногда очень нужно в течение дня выкроить дополнительное время для каких-то неотложных мероприятий, но как это сделать, если в сутках, как ни крути, всего 24 часа? Вот если бы сутки сделать резиновыми…

РЕШЕНИЕ:
Нестандартное решение этой задачи предложили германские изобретатели. Для вечно спешащих деловых людей поступили в продажу необычные часы, на циферблате которых 25 часов. Как вы понимаете, изготовителям не удалось реально удлинить сутки, а дополнительный час выкроен из имеющегося суточного «запаса». Каждый час на таких часах содержит, как и полагается, 60 минут, однако минута состоит всего из 57,6 секунды.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту

Пример № 3

Столкновение самолетов с птицами вызывают иногда тяжелые катастрофы. В США запатентованы самые различные способы отпугивания птиц от аэродромов (механические чучела, распыление нафталина и т. д.). Наилучшим оказалось громкое воспроизведение крика перепуганных птиц, записанного на магнитофонную ленту.
Отделить птичий крик от птиц - решение, конечно, необычное, но характерное для принципа вынесения.

Пример №4

СИТУАЦИЯ:
Льок, молодой и неопытный колдун далекого северного племени, оказался в затруднительной ситуации. Прежний колдун, внезапно ушедший к предкам, не успел передать преемнику никаких премудростей колдовского дела. Приближался сезон большой охоты на гусей, а в обязанности чародея входило обеспечить удачный промысел. Вот только как это сделать? В землянке старого колдуна Льок обнаружил шкуры животных с их изображениями и камни с выбитыми на них изображениями промысловых рыб. Очевидно, старик каким-то образом приманивал добычу. Но Льок понятия не имел о том, как это делается. Если заклинания колдуна не помогут охотникам добыть много зверя, гнев сородичей падет именно на него, а Главный охотник племени, Кремень, и так относится к Льоку с крайней неприязнью. Вот если бы охотники сами могли колдовать на удачную охоту… Да только заходить им в жилище колдуна нельзя, как нельзя и выносить магические предметы из землянки колдуна. Как же Льоку обеспечить магическую помощь охотникам, не рискуя при этом своей репутацией?

РЕШЕНИЕ:
Молодой колдун выбил на Священной скале племени изображение большого гуся и предложил каждому охотнику попасть в птицу метательной дубинкой. Если охотник попадал в цель, духи гарантировали ему удачу и на настоящей охоте. При таком раскладе вся ответственность за результат переносилась с колдуна на плечи охотников.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в управлении ТРИЗ в социальных системах

кофер
28.10.2022, 12:58
Принцип местного качества

а) перейти от однородной структуры объекта (или внешней среды, внешнего воздействия) к неоднородной;
б) разные части объекта должны иметь (выполнять) различные функции;
в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее благоприятных для ее работы.

пример №1

Первоначально паровой двигатель представлял собой цилиндр, выполнявший одновременно функции парового котла и конденсатора. Вода заливалась непосредственно в цилиндр. Огонь обогревал цилиндр, вода закипала, пар поднимал поршень, после чего жаровню с огнем убирали, а цилиндр поливали холодной водой. Пар конденсировался, и поршень под действием атмосферного давления шел вниз.
Позднее изобретатели догадались отделить паровой котел от цилиндра двигателя. Это позволило существенно сократить расход топлива.
Однако отработанный пар по-прежнему конденсировался в самом цилиндре, что вызывало огромные тепловые потери. Нужно было сделать следующий шаг — отделить от цилиндра конденсатор. Эту идею выдвинул и осуществил Джеме Уатт. Вот что он рассказывает:
“После того как я всячески обдумывал вопрос, я при шел к твердому заключению: для того чтобы иметь совершенную паровую машину, необходимо, чтобы цилиндр всегда был так же горяч, как и входящий в него пар. Однако конденсация пара для образования вакуума должна происходить при температуре не выше 30 градусов...
Это было возле Глазго, я вышел на прогулку около полудня. Был прекрасный день. Я проходил мимо старой прачечной, думая о машине, и подошел к дому Герда, когда мне пришла в голову мысль, что пар ведь упругое тело и легко устремляется в пустоту. Если установить связь между цилиндром и резервуаром с разреженным воздухом, то пар устремится туда и цилиндр не надо будет охлаждать. Я не дошел еще до Гофхауза, как все дело было кончено в моем уме!”

пример № 2

Авт. свид. СССР № 280328. Способ сушки зерна риса, отличающийся тем, что с целью уменьшения образования трещиноватых зерен рис перед сушкой разделяют по крупности на фракции, которые сушат раздельно с дифференцированными режимами.

пример №3
Вновь привожу примеры взятые в блоге Сергея Маркова
ИСТОЧНИК:
Жюль Верн, «Дети капитана Гранта»
СИТУАЦИЯ:

«…Около одиннадцати часов ураган как будто начал стихать. Влажный туман рассеялся, и Джон смог разглядеть милях в шести под ветром какой-то плоский берег. «Дункан» несся прямо к нему полным ходом. Чудовищные валы взлетали на высоту более пятидесяти футов…

…«Дункан» находился всего в нескольких кабельтовых от края мели. Прилив, конечно, помог бы яхте пройти через эти опасные мели. Но громадные валы, то поднимавшие, то опускавшие судно, должны были неминуемо ударить его килем о дно. Возможно ли успокоить бушующий океан?»

Как быть капитану перед лицом опасности? Как успокоить океан?
РЕШЕНИЕ:
«…Вдруг Джона Манглса осенила блестящая мысль.

– Жир! – крикнул он. – Жир тащите, ребята, жир!

Вся команда сразу поняла смысл этих слов. Капитан решил пустить в ход одно средство, которое иногда бывает спасительным.

Можно умерить ярость волн, покрыв их слоем жидкого жира. Этот слой разливается на поверхности воды, и волны стихают. Такое средство оказывает свое действие немедленно, но на очень короткое время. Едва успеет судно пройти по такому искусственно успокоенному морю, как волны уже начинают бушевать с еще большей силой, и горе тому, кто отважился бы плыть вслед за проскользнувшим таким образом судном [Поэтому морской устав запрещает капитанам пускать в ход это средство, если за ним следуют другие суда.


КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в морском деле
ТРИЗ - детям

пример №4

ИСТОЧНИК:
Тимохов В., «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ»
СИТУАЦИЯ:

Пятнистая шкура оленя — защитное приспособление, позволяющее маскироваться в случае опасности. Но эта же шкура мешает малышу-олененку следовать за мамой, особенно в случае опасности — стоит только отвернуться на минуту — и маму не найдешь. Как помочь олененку не отстать от мамы?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Олениха должна быть хорошо заметна олененку, чтобы он мог за ней следовать, и должна быть незаметной (пятнисто-защитной), чтобы маскироваться от хищников.

РЕШЕНИЕ:
У оленя возле хвоста на шкуре — белый кружок наподобие салфетки. Если он испугается и бросится бежать, эта «салфетка» становится шире, заметнее. Это — ориентир для олененка. Кроме того, это своеобразный сигнал опасности для других особей.
КОММЕНТАРИЙ:
Природа – изобретатель, большей частью действующий методом проб и ошибок. Интересно, сколько тысяч оленьих поколений должно было смениться, чтобы полезный признак – местная окраска – закрепился у особи?..

https://realax.ru/saveimages/2022/10/28/kzklumzn8bkxjxmkbhe.jpg

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в биологии

кофер
11.11.2024, 15:08
Прием 8. Принцип антивеса
а) компенсировать вес объекта соединением с другим, обладающим подъемной силой;
б) компенсировать вес объекта взаимодействием со средой (за счет аэро- и гидродинамических сил).

Пример 1. Авт. свид. СССР № 187700. Способ спуска в скважину и извлечения из нее стреляющей и взрывной аппаратуры, отличающийся тем, что с целью удешевления и упрощения прострелочных и взрывных работ спуск стреляющей и взрывной аппаратуры производят свободно под действием собственного веса, а подъем к устью скважины—с помощью встроенного в корпус реактивного двигателя.



Пример 2. При создании сверхмощных турбогенераторов возникла сложная задача: как уменьшить давление ротора на подшипники. Решение нашли в том, что над турбогенератором установили сильный электромагнит, компенсирующий давление ротора на подшипники.



Пример 3. Иногда приходится решать обратную задачу: компенсировать недостаток веса. При создании и эксплуатации шахтных электровозов возникает явное техническое противоречие: для увеличения тяги нужно утяжелять электровоз, а для уменьшения его мертвого веса следует делать электровоз возможно более легким. Группа сотрудников Ленинградского горного института разработала и успешно применила простое устройство, позволяющее снять это техническое противоречие и в полтора раза увеличить производительность рудничных электровозов: в ведущих колесах монтируется мощный электромагнит; создается магнитное поле, охватывающее колеса и рельсы; сила сцепления резко возрастает, а вес электровоза может быть снижен.
Пример 4.
ИСТОЧНИК:
М/ф «Приключения капитана Врунгеля» (СССР, 1980)

СИТУАЦИЯ:
Во время участия в международной парусной регате капитан Врунгель и его команда не раз попадали в сложные ситуации. В одном из эпизодов их обманом захватили в плен бандиты. Пленников заперли в высокой башне. Крыша у тюрьмы отсутствует, но стены очень высокие и гладкие, вскарабкаться по ним не получится. Врунгель и его команда уселись на кучу сваленных тут же досок и стали в задумчивости наблюдать, как из водопроводного крана мерно падают капли воды. Как же им выбраться из тюрьмы?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Подъемное устройство должно быть, чтобы выбраться из башни, и подъемного устройства быть не должно, потому что в тюрьме его нет.

РЕШЕНИЕ:
И тут капитана Врунгеля осенило. Он приказал помощникам соорудить из досок плот, а затем открыл на полную мощность водопроводный кран. Вода постепенно начала заполнять пространство внутри башни, и вместе с уровнем воды стал подниматься плот, на котором сидели герои мультфильма. Так Врунгель и его команда поднялись наверх, к своей свободе.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Мобилизация вещественно-полевых ресурсов
*Принцип «посредника»:
а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие
*Принцип антивеса:
а) компенсировать вес объекта взаимодействием со средой

КОММЕНТАРИЙ:
Конечно, в реальной жизни осуществить такое решение вряд ли удастся. И все же в этой сказочной ситуации капитан Врунгель в очередной раз проявил умение использовать подручные материалы, которые в Теории решения изобретательских задач именуют ресурсами.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ – детям
https://realax.ru/saveimages/2024/11/11/evqjbwk3kegxzqjsesjfhxfu.jpg