PDA

Просмотр полной версии : Robert Johnson


Madumba
19.11.2019, 15:38
https://realax.ru/saveimages/2019/11/19/bpwjrmfwqfmsrgn4.jpg

Роберт Джонсон — легендарный чернокожий блюзмен. В его жизни многое неясно: Джонсон был незаконнорожденным, отец неизвестно кто, у него был жестокий отчим, три или четыре раза он менял имя, женился в семнадцать лет и через год овдовел. Юнцом он околачивался в Робинсонвилле, в компании Сона Хауса, Вилли Брауна и других титанов дельты Миссисипи, — и постоянно просился на сцену. Пару раз ему предоставили такую возможность. Оказалось, Джонсон посредственно играет на губной гармошке и уж совсем любительски — на гитаре, не умеет петь и начисто лишён чувства ритма. В девятнадцать лет он вдруг исчез. Когда год спустя он снова появился в городе, его по-прежнему никто не принял всерьёз. Но в перерыве музыканты вышли покурить и тяпнуть вискаря — и вдруг услышали звучащий из пустого зала дикий, фантастический по силе блюз! Все опрометью кинулись обратно — и выронили сигареты: на сцене сидел Джонсон и играл как никому и не снилось. Старые блюзмены были потрясены. Меньше чем за год неуклюжий подросток превратился в обаятельного виртуоза, затмевавшего всех и вся.

С этого момента и следует отсчитывать появление мифа. Ошарашенные успехами «младшего товарища», Браун и Хауз только и могли спрашивать: как же так? Где ты научился этому?

Джонсон рассказал байку о том, что есть некий магический перекрёсток, на котором он заключил сделку с дьяволом — отдал душу в обмен на умение играть блюз.

Культура чёрной Америки, замешанная на шаманстве, христианстве и сантерии, не признавала иного объяснения: ведь что-то случилось в те несколько месяцев, когда Джонсон якобы жил со своей семьёй в Хейзелхерсте! Джонсон не скрывал, что общался с дьяволом посредством вуду; так он достиг ритуального выхода за пределы своих естественных возможностей, что позволило ему совершить невероятный прыжок из подмастерьев в мастера. Он колесил по стране, возникая то здесь, то там, как привидение; «чёрный денди» в щегольском костюме, в шляпе и при галстуке, с неизменной сигаретой в углу рта, он сам был как дьявол и бравировал этим, когда пел: «Заройте моё тело на обочине шоссе, чтоб мой старый злой дух мог вскочить в автобус и поехать». Холодок пробирал от его строчек: «Я и дьявол ходим рядом, я и дьявол, о-о! ходим рядом, и я изобью свою женщину всласть!»

Все здесь сыграло свою роль — и загадочное превращение из ученика в мастера, и годы одинокого блуждания, без друзей, гонимым, одержимым, и полдюжины различных историй о его смерти, тайна которой прояснилась совсем недавно… Его боялись и боготворили. Порой его видели одновременно в разных городах, далёких друг от друга (а спутать его игру с чужой было немыслимо!) — он играл в насквозь прокуренных дешёвых клубах «баррель-хаус», в негритянских кабаках, наставлял рога всем мужикам направо и налево и записывал песни на дешёвых маленьких винилах «race records» — их в итоге набралось двадцать девять, этих блюзов, и каждый был сырым, грубым и прекрасным, как неотшлифованный бриллиант. Умер Джонсон в 1938 году, «корчась на полу и воя как собака», когда очередной ревнивый муж угостил его стаканчиком отравленного виски. Ему было всего двадцать семь.

Сказать, что блюза не было до Джонсона, значит соврать, но именно Джонсон добавил в него ту толику безумства, каплю запредельной чёрной мистики, после которой эта музыка не могла остаться прежней. Его записи — библия для всех, кто надумал играть блюз. Роберт делал на гитаре то, что до него никогда никто не делал. Странные, резкие звуки его голоса — то басовое рычание, внезапно срывающееся фальцетом на визг, то вопли и гнусавые причитания, его песни о сексе и бессилии, о дьявольских сделках с совестью и мужском бахвальстве, полные беспричинных проклятий и грубой чувственности, сопровождаемые тяжёлыми, яростными ударами по струнам гитары, звучащей как два или даже три отдельных инструмента, со сдавленным подвыванием, ритмы буги-вуги и мелодии, гонящие его мрачные тексты прямо по пустынному шоссе куда-то на запад от Мемфиса, — всё это поражает и сейчас, а тогда… Многие до сих пор всерьёз упорно ищут легендарный Перекрёсток, на котором Джонсон заключил свою сделку. Есть даже фильм про эту историю — мистический, слегка наивный, густо замешанный на блюзе, горечи потери и любви.

https://www.youtube.com/watch?v=YYsnRc09csQ

Madumba
19.11.2019, 15:42
Вам не кажется, что у Джонсона были какие-то неприятности, что он всегда отовсюду бежал?
— Я вам расскажу, какова была его жизнь. Если мы где-то играли и заканчивали в 4 утра, — отправлялись в гостиницу и ложились спать. И меня будил поезд — в 6.30. Я говорил: «Роберт, поезд подходит, хочешь на него успеть?». Он, не говоря ни слова, поднимался, начинал одеваться. Ему было всё равно, в какую сторону ехать. Туда, откуда мы только что прибыли, или куда-то ещё… Не было никакой разницы — ему просто было всё равно…»
Из интервью с Джонни Шайнсом, блюзменом, ближайшим другом Джонсона

https://realax.ru/saveimages/2019/11/19/jehbxjaxh7vvjlgcfhcqtc.jpg




О Роберте Джонсоне (1911-1938) мы почти ничего не знаем. Не помогают ни свидетельства современников, ни кропотливые разыскания архивариусов. Эта история обрастает всё новыми легендами и интерпретациями — в угоду падкой на мистику публике. Известно одно: Роберт Джонсон — наверное, самый значительный блюзмен всех времен — умер при невыясненных обстоятельствах в 27 лет, оставив после себя всего 2 нечёткие фотографии и 29 пронзительных песен об одиночестве, чувственной любви, выпивке и адском цербере, который повсюду гонится за ним по пятам…

Блюз возник в дельте реки Миссисипи в конце XIX века. Музыкальные корни блюза уходят в историческую родину американских негров, в Западную Африку, но эта тоска, этот подвывающий фальцет — результат многолетних гонений и тяжёлого труда. Добавьте сюда специфическую религиозность, смешанную из народного христианства и культов вуду, а также свойственную чёрной расе страстность и прямоту чувств, и вы получите Роберта Джонсона.

Как и многие парни дельты, Джонсон искал в блюзе лёгких денег, путешествия и любви женщин. Правда, была одна проблема: на гитаре он играл из рук вон плохо. Ни о каких «гастролях» не приходилось и мечтать. В перспективе — уборка хлопка, свой маленький участок и хозяйственная жена, с убогим расчётом подобранная родителями. В те времена блюз не был неотъемлемой частью чёрной культуры, его играли только самые потерянные души. Пели же в основном госпелы, заводные гимны во славу Иисуса, остальное же — от дьявола.

Никто не знает, где носило Роберта Джонсона, но только через год он вернулся виртуозом. Он один играл на гитаре так, что на записи вы отчётливо слышите двоих. Но ещё страннее зазвучали его слова: «Я и дьявол… Мы гуляли бок о бок».

Заинтригованным завсегдатаям баров он рассказывал всегда одну и ту же байку: в отчаянии он встретил на перекрёстке большого чёрного человека, который настроил его гитару и научил играть блюз и влюблять в себя любую женщину — в обмен на душу… А теперь дьявол хочет его, Роберта Джонсона, душу себе, и он, Роберт Джонсон, отовсюду от него бежит.

Слава Роберта Джонсона росла, он изъездил всю Америку — на Север, до Канады. Этого некрасивого, с крючковатыми длинными пальцами, с вороватыми повадками пропойцу любили многие женщины, а он отвечал взаимностью. Его песни горят от страсти. «Сожми меня так, чтобы пошёл сок». Но, как обычно бывает, во всём виноваты именно женщины, способные похитить дух мужчины. Никто точно не знает, как погиб Роберт Джонсон. Говорят, ревнивый муж подсыпал стрихнин ему в виски, а Джонсон об этом знал. «Никто не смеет забирать у меня мою бутылку!» и всё такое. И никто не помнит точно, где его могила…

Указатель, где Роберт Джонсон продал душу дьяволу, установлен на одном из перекрёстков штата Миссисипи. Но это могла быть любая из пустынных провинциальных развилок США, где лежал пьяный, покинутый всеми гений, первая «рок-звезда».

Джонсон поёт о дьяволе, но это лишь метафора одиночества и саморазрушения. Столько женщин — и ни одной любви. Столько таланта — а им подавай застолье… И ни в одном из городков, ни в одном из углов и баров ничего не изменится — твой дьявол всегда с тобой. Всё это понятно. Но попробуйте-ка послушать «Me & The Devil Blues» ночью.



https://www.youtube.com/watch?v=RRY4fla4ZcI