Kassandra
14.03.2008, 02:06
Блок Александр Александрович [16(28).11.1880, Петербург, - 7.8.1921, Петроград].
Отец - профессор права Варшавского университета, мать - М. А. Бекетова, писательница и переводчица. Детство Блока прошло в Петербурге и в подмосковном имении Шахматове.
Окончил славяно-русское отделение филологического факультета Петербургского университета (1906). В 1903 женился на Л. Д.
Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева. К тому же времени относится знакомство Блока с Андреем Белым и В. Брюсовым. Стихи начал писать с детства, печататься - с 1903. В 1904 опубликовал сборник "Стихи о Прекрасной Даме", где предстал как лирик-символист, испытавший (с 1901) влияние мистической поэзии Вл. Соловьева.
С 1903 в отвлечённую романтическую поэзию Блока вошла социальная тема: античеловеческий город с его рабским трудом, нищетой (раздел "Распутья", 1902-04). Революция 1905-07 открыла поэту, по его словам, "лицо проснувшейся жизни". Отныне тема Родины постоянно присутствует в поэзии Блока. Его творчество становится трагедийным и глубоким, пронизанным ощущением катастрофичности эпохи, предчувствием назревающей очистительной бури (цикл "На поле Куликовом", 1908, разделы цикла "Вольные мысли", 1907, "Ямбы", 1907-1914). Исполнена революционных предчувствий неоконченная поэма "Возмездие" (1910-21). Настойчиво и сильно выражена в творчестве Блока ненависть к миру "сытых", к уродливым, бесчеловечным чертам жизни (раздел "Город", 1904-08, "Страшный мир", 1909-16).
Любовная лирика Блока романтична, она несёт в себе наряду с восторгом и упоением роковое и трагическое начало (разделы цикла "Снежная Маска", 1907, "Фаина", 1907-08, "Возмездие", 1908-13, "Кармен", 1914). Зрелая поэзия Блока освобождается от отвлечённых мистико-романтических символов и обретает жизненность, конкретность, черты пластического живописания ("Итальянские стихи", 1909, поэма "Соловьиный Сад", 1915, и др.). Многие идеи поэзии Блока развиты в его драматургии: пьесы "Незнакомка" "Балаганчик", "Король на площади" (все в 1906), "Песня Судьбы"(1907-08), "Роза и Крест" (1912-13). Поэтическая слава Блока упрочилась после выхода сборников "Нечаянная Радость" (1906), "Снежная Маска" (1907), "Земля в снегу" (1908), "Лирические драмы" (1908), "Ночные Часы" (1911) и собрание стихотворений (издательство "Мусагет", т. 1-3, 1911-12).
С начала 1900-х гг. Блок выступал с критическими и публицистическими статьями, очерками, речами. Проза Блока остро проблемна, социально и эстетически значима; будучи по сути лирической, она трактует общие вопросы культуры, литературы, искусства ("Краски и слова", 1906, "Безвременье", 1906, "О лирике", 1907, "О театре", "Письма о поэзии", "Народ и интеллигенция", "Стихия и культура", 1908, "Молнии искусства", 1909, "О современном состоянии русского символизма", 1910, "Судьба Аполлона Григорьева", 1916; рецензии на стихи А. Белого, В. Брюсова, К. Бальмонта, Э. Верхарна).
Восторженно встретив свержение царизма в феврале 1917, Блок был одним из редакторов стенографического отчёта Чрезвычайной следственной комиссии по делам бывших царских министров; из этого труда родилась его книга "Последние дни императорской власти" (1921). Великая Октябрьская социалистическая революция пробудила у Блока подъём творческих сил. В статье "Интеллигенция и Революция" (январь 1918) он писал: "Мы, русские, переживаем эпоху, имеющую не много равных себе по величию... Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию" (Соч., т. 2, 1955, с. 220, 228). В 1918 Блок написал поэму "Двенадцать" - о крушении старого мира и столкновении его с новым; поэма построена на смысловых антитезах, резких контрастах. Стихотворение "Скифы" (того же года) посвящено исторической миссии революционной России.
В последние годы жизни Блок вёл большую литературную и общественную работу: в Государственной комиссии по изданию классиков, в Театральном отделе Наркомпроса, в Союзе деятелей художественной литературы, в издательстве "Всемирная литература", в Союзе поэтов.
В апреле 1919 был назначен председателем Режиссёрского управления Большого драматического театра (Петроград). Выступал с докладами, статьями, речами ("Катилина", 1918, "Крушение гуманизма", 1919, "Гейне в России", 1919, "О назначении поэта", 1921, "Без божества, без вдохновенья", 1921, опубл. 1925).
Творчество Блока связано с традициями поэзии В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Н. А. Некрасова. Блок - романтик, содержанием поэзии которого стала российская действительность и реальный человек. Характерны многомерность, мятежность, эмоциональная напряжённость его лирического героя, многокрасочность и новаторство художественных средств: максимальное слияние движения ритма с тончайшими оттенками смысла, использование неточных рифм, обращение к свободному стиху, работа над тоническим стихом (главным образом дольником).
Отец - профессор права Варшавского университета, мать - М. А. Бекетова, писательница и переводчица. Детство Блока прошло в Петербурге и в подмосковном имении Шахматове.
Окончил славяно-русское отделение филологического факультета Петербургского университета (1906). В 1903 женился на Л. Д.
Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева. К тому же времени относится знакомство Блока с Андреем Белым и В. Брюсовым. Стихи начал писать с детства, печататься - с 1903. В 1904 опубликовал сборник "Стихи о Прекрасной Даме", где предстал как лирик-символист, испытавший (с 1901) влияние мистической поэзии Вл. Соловьева.
С 1903 в отвлечённую романтическую поэзию Блока вошла социальная тема: античеловеческий город с его рабским трудом, нищетой (раздел "Распутья", 1902-04). Революция 1905-07 открыла поэту, по его словам, "лицо проснувшейся жизни". Отныне тема Родины постоянно присутствует в поэзии Блока. Его творчество становится трагедийным и глубоким, пронизанным ощущением катастрофичности эпохи, предчувствием назревающей очистительной бури (цикл "На поле Куликовом", 1908, разделы цикла "Вольные мысли", 1907, "Ямбы", 1907-1914). Исполнена революционных предчувствий неоконченная поэма "Возмездие" (1910-21). Настойчиво и сильно выражена в творчестве Блока ненависть к миру "сытых", к уродливым, бесчеловечным чертам жизни (раздел "Город", 1904-08, "Страшный мир", 1909-16).
Любовная лирика Блока романтична, она несёт в себе наряду с восторгом и упоением роковое и трагическое начало (разделы цикла "Снежная Маска", 1907, "Фаина", 1907-08, "Возмездие", 1908-13, "Кармен", 1914). Зрелая поэзия Блока освобождается от отвлечённых мистико-романтических символов и обретает жизненность, конкретность, черты пластического живописания ("Итальянские стихи", 1909, поэма "Соловьиный Сад", 1915, и др.). Многие идеи поэзии Блока развиты в его драматургии: пьесы "Незнакомка" "Балаганчик", "Король на площади" (все в 1906), "Песня Судьбы"(1907-08), "Роза и Крест" (1912-13). Поэтическая слава Блока упрочилась после выхода сборников "Нечаянная Радость" (1906), "Снежная Маска" (1907), "Земля в снегу" (1908), "Лирические драмы" (1908), "Ночные Часы" (1911) и собрание стихотворений (издательство "Мусагет", т. 1-3, 1911-12).
С начала 1900-х гг. Блок выступал с критическими и публицистическими статьями, очерками, речами. Проза Блока остро проблемна, социально и эстетически значима; будучи по сути лирической, она трактует общие вопросы культуры, литературы, искусства ("Краски и слова", 1906, "Безвременье", 1906, "О лирике", 1907, "О театре", "Письма о поэзии", "Народ и интеллигенция", "Стихия и культура", 1908, "Молнии искусства", 1909, "О современном состоянии русского символизма", 1910, "Судьба Аполлона Григорьева", 1916; рецензии на стихи А. Белого, В. Брюсова, К. Бальмонта, Э. Верхарна).
Восторженно встретив свержение царизма в феврале 1917, Блок был одним из редакторов стенографического отчёта Чрезвычайной следственной комиссии по делам бывших царских министров; из этого труда родилась его книга "Последние дни императорской власти" (1921). Великая Октябрьская социалистическая революция пробудила у Блока подъём творческих сил. В статье "Интеллигенция и Революция" (январь 1918) он писал: "Мы, русские, переживаем эпоху, имеющую не много равных себе по величию... Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию" (Соч., т. 2, 1955, с. 220, 228). В 1918 Блок написал поэму "Двенадцать" - о крушении старого мира и столкновении его с новым; поэма построена на смысловых антитезах, резких контрастах. Стихотворение "Скифы" (того же года) посвящено исторической миссии революционной России.
В последние годы жизни Блок вёл большую литературную и общественную работу: в Государственной комиссии по изданию классиков, в Театральном отделе Наркомпроса, в Союзе деятелей художественной литературы, в издательстве "Всемирная литература", в Союзе поэтов.
В апреле 1919 был назначен председателем Режиссёрского управления Большого драматического театра (Петроград). Выступал с докладами, статьями, речами ("Катилина", 1918, "Крушение гуманизма", 1919, "Гейне в России", 1919, "О назначении поэта", 1921, "Без божества, без вдохновенья", 1921, опубл. 1925).
Творчество Блока связано с традициями поэзии В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Н. А. Некрасова. Блок - романтик, содержанием поэзии которого стала российская действительность и реальный человек. Характерны многомерность, мятежность, эмоциональная напряжённость его лирического героя, многокрасочность и новаторство художественных средств: максимальное слияние движения ритма с тончайшими оттенками смысла, использование неточных рифм, обращение к свободному стиху, работа над тоническим стихом (главным образом дольником).